28 января 2015, 18:50
А. Невзоров о религиозности
… Предположим, что рядом с нами сидит китаец четырнадцатого века. Что он думает, глядя на зажигалку? Китаец думает, что там заключен дракон. Мы нажимаем на какой-то клапан, дракону прищемляется хвост, и он от боли изрыгает огонь. А мы с вами знаем, что эта штука отлита из пластмассы в Китае, газ под давлением, зубчатое колесико… То есть мы знаем конструкцию, нам не нужны дикие объяснения. Знание того, что в образование мира и в филогенез никогда не вмешивались никакие посторонние силы, избавляет нас от религиозности. Но 99% людей считают знания естественнонаучного порядка либо излишними, либо слишком обременительными, либо слишком сложными. А вера — это всего-навсего отсутствие знания. Дело в серости.
Homo предлагается хорошо театрализованное примитивное объяснение. Ведь когда вы слушаете какого-нибудь архиерея, вы в первую очередь слушаете не человека, не голос, вы в основном слушаете четыре с половиной квадратных метра парчи, большое количество бижутерии, вы слушаете лиловый бархат и черное сукно. А вы этого дядьку архимандрита побрейте, постригите, оденьте в майку, посадите напротив себя на кухне, поставьте перед ним пустую бутылку из-под кефира, и все, что он говорит, будет казаться бредом сумасшедшего. Такого рода сценизм работает на мало интеллектуализированную публику очень сильно…
© А. Невзоров
Homo предлагается хорошо театрализованное примитивное объяснение. Ведь когда вы слушаете какого-нибудь архиерея, вы в первую очередь слушаете не человека, не голос, вы в основном слушаете четыре с половиной квадратных метра парчи, большое количество бижутерии, вы слушаете лиловый бархат и черное сукно. А вы этого дядьку архимандрита побрейте, постригите, оденьте в майку, посадите напротив себя на кухне, поставьте перед ним пустую бутылку из-под кефира, и все, что он говорит, будет казаться бредом сумасшедшего. Такого рода сценизм работает на мало интеллектуализированную публику очень сильно…
© А. Невзоров
20 комментариев
Общим для всех этих типов является антропоморфный характер их представления о боге. Как правило, лишь немногие, исключительно одарённые люди, и исключительно высокоразвитые группы людей способны приподняться заметно выше этого уровня. Но есть и третья стадия религиозного опыта, который присущ им всем, хотя и редко встречается в чистом виде: я буду называть это космическим религиозным чувством. Очень трудно пробудить это чувство в тех, у кого оно полностью отсутствует — тем более, что не существует соответствующей антропоморфной концепции бога.
— Альберт Эйнштейн, журнал «New York Times», 9 ноября 1930
Но сегодня мне попался Невзоров под руку :) И я посчитала, что мысль выражена неплохо, и имеет место побыть в моем посте :) Надеюс, Вы не против? :)
Высказано не плохо. Он вообще мастер слова. Ну а по сути — думаю что глубину Христа можно понять вне зависимости от «передающего»… а вот если он говорит о церкви, как об институте социума, не касаясь самого учения Христа, то я с ним солидарен.
Мне лично понравилась мысль о сценизме. Как-то сразу представилось сразу много чего. Не только раздетый поп с пустой бутылкой из-под кефира. А много больше конечно же. Подумалось вообще целиком об атрибутике, о том, на сколько слышание определяется антуражем и представлениями о том, как должно выглядеть.
В общем, не только же всегда о глубоком думать… :)
Меня их образ жизни не сильно заботит, честно скажу :) Пускай хоть рябчика едят, хоть чаек из морошки пьют, хоть злато-сЕребро носят под одежками как арабские подневольницы :)) Ну да, забавны некоторые моменты с ними связанные, не редко нелепы… ) Но меня феномен Рпц vs.Социума интересует только со стороны исследования взаимоотношения одного с другим, а в частности того, как проявляется социум в заданных условиях, каким образом зарождается и проявляется вера у соц. группы, и у отдельно взятой особи. Каковы психологические механизмы, срабатывающие в вопросах веры в культ. и т.д. и т.п. В этом контексте рассматриваю, интересуюсь, а до попов как до частных лиц мне дела-то и нет, как водится. :)
— Элементарно. Когда я молился Ему, то понял, что говорю с собой."
Средневековье: Византия
В Византийской империи возрождение древних наук и искусств началось в середине IX века под началом епископа Льва Математика. Там в Магнаврском дворце была открыта высшая школа, где её преподаватели стали собирать хранившиеся в монастырях старинные книги. Придворные грамматики собрали большую библиотеку античных рукописей и создали много компиляций трудов по законоведению, истории и агрономии. Таким образом люди заново узнали о Платоне, Аристотеле, Евклиде и даже о шарообразности Земли[6].
Средневековье: латинский Запад
Распространившееся в Европе христианство упразднило взгляд на историю, как на повторяющиеся периоды (Христос, как историческая личность, явился на земле только единственный раз) и создало высокоразвитую богословскую науку (родившуюся в ожесточённых богословских спорах с еретиками в эпоху Вселенских Соборов), построенную на правилах логики. Однако, после разделения церквей в 1054 году, в западной (католической) части обострился кризис богословия[источник не указан 637 дней].
Единственными центрами образованности в этот период являлись монастырские школы.