30 января 2015, 19:17
Перманентная эволюция
Согласно большинству духовных учений, творение мира происходило как бы сверху вниз: от абсолютно недвойственного к абсолютной двойственности. Возникает вопрос: неужели Бог ошибся, сотворив в итоге человека с иллюзорной идеей индивидуального существования и авторской программой, обрекающей его на беспрерывное страдание? Если это так, и Бог действительно ошибся (идея «экзистенциальной ошибки» стара как мир) и мы имеем дело с несовершенным, ошибочным Творением, то наши шансы (или, точнее, шансы Бога) «поправить положение» равны нулю: будучи априори гарантом предельного совершенства, Бог не может быть совершеннее самого себя. В этом несколько двусмысленном пункте многие последователи недвойственности заходят в тупик, поскольку не могут примирить концепцию экзистенциальной ошибки в системе («авторство») с учением об изначальном и неподверженном изменению совершенстве Всего («все живые существа — будды»).
Попытаемся рассмотреть этот вопрос подробнее.
В качестве исходной предпосылки я предлагаю следующую точку зрения: целью Бога (Существования, Бытия ...) является бесконечное расширение возможностей переживания Самого Себя (т.к. «второго» просто нет). Таким образом, творение или эволюционный процесс из «точки ноль» к бесконечному многообразию представляет собой последовательное умножение возможностей воспринимать и переживать. Я исхожу также из того, что Существование проявляет себя как абсолютное Единство через множество; Единое переживает Единое через каждое отдельное существо по-разному, из чего результируют «пространство игры» и иллюзорность множества.
Возьмем для примера пчел и термитов. Эти существа относятся к древнейшим на планете. Их творения не только совершенны с научной точки зрения – стратегии выживания пчел и термитов заставляют подчас всерьез думать о вмешательстве инопланетных сил. Тем не менее: сколько бы миллионов лет ни населяли Землю эти гениальные насекомые, их совершенные соты и замки-термитники не изменились с тех пор ни на йоту. Ползучие «марсиане» навеки застыли в своем совершенстве. Ни одна пчела со времен динозавров не отклонилась от своего маршрута и не построила чего-либо иного, кроме безупречной шестиугольной соты. Опуская научные выкладки, можно согласиться с мнением, что «линейная» эволюция завершилась на homo sapiens, которого принято называть «венцом творения». Я полагаю, что это именно так и есть.
На этом месте я хотел бы обратиться к исследованиям Тимоти Лири. Изучая измененные состояния сознания до предельных глубин (см., например, «Семь языков Бога»), он пришел к удивительному выводу, что эти состояния эволюционно младше (!) обычного состояния человеческого ума. Лири утверждает (и мне хочется с ним согласиться), что глубинные недвойственные переживания вплоть до погружения в Абсолютный Источник были и продолжают оставаться естественными для разнообразных биологических классов существ: от одноклеточных до млекопитающих. Лири считает, например, что инфузория пребывает в состоянии тотального единства с Богом, которое в мире людей доступно или великим медитаторам, или тем, кто способен принимать сравнительно большие дозы психоделиков. Недвойственный экстаз инфузории, продолжает Лири, обусловлен ее биологической простотой: чем проще структура, тем меньше эффект отделенности, достигающий своей кульминации в человеческом существе.
Любопытным аргументом в пользу подобной точки зрения является наличие в человеческом организме рецепторов, позволяющих усваивать психоделики. Эти рецепторы имеются абсолютно у всех нас, но мы – в обычной жизни – практически не в состоянии ими пользоваться. Они нам просто ни к чему. Ученые считают, что подобные рецепторы являются чем-то вроде эволюционного рудимента: когда-то биологические организмы были способны вбрасывать в свои клеточные структуры потрясающие «гормональные коктейли», позволявшие переживать блаженство Единения (как известно, без участия биохимии ни одно переживание невозможно в принципе). Теперь для этого нужно либо годами сидеть в пещере, либо принимать ЛСД.
Почему же Творец в ходе своего творения отказался от тотальных экстазов и поместил в конечной точке человека с его специфическим спектром переживаний?
Ответ на этот вопрос дает, на мой взгляд, понимание замысла творения. Тотальность Создателя принципиально не допускает возможности появления чего-то, что Создателем бы не являлось. Но тогда, строго говоря, творение практически невозможно. Необходима двойственность – иначе все окончится простым апгрейдом одной и той же модели. Для возникновения же подлинного, функционирующего и – самое главное! – реально переживаемого эффекта двойственности требуется подходящая система. Нужна биологическая структура совсем иного класса, нежели инфузория, пчела или даже дельфин. Проходит всего несколько десятков миллионов лет экспериментов – и вот появляется человек!
Что же в нас такого особенного? Что отличает нас от всех прочих неисчислимых тварей божьих, пребывающих (если верить Лири) в перманентном самадхи, которое нам, грешным, и не снилось? Для чего нам нужен этот громадный мозг, которым мы – якобы! – почти не пользуемся?
Все это нужно для того, чтобы сотворить так называемый «воображариум» — виртуальный кинотеатр, в котором с перерывами на сон без сновидений транслируется сериал об индивидуальной жизни некоего индивида, считающего себя «я» и убежденного в своей незыблемой реальности. Как иначе можно сотворить отдельность (цель творения), если ей абсолютно неоткуда взяться? Правильно – ее надо придумать! Но ни инфузории, ни пчелы, ни киты думать не умеют. Их системы не созданы для думания и фантазий о себе отдельном. Нужен особый мозг, особая ЦНС, нужно убрать ненужные гормоны, обесточить лишние рецепторы – одним словом, нужно убрать из системы базовое ощущение Единства, мешающее безупречной работе «кинотеатра». Таким образом возникает то, что мы знаем как Третья Сигнальная Система – виртуальный мир, где присутствуют два базовых психофизиологических эффекта: чувство индивидуального «я» и способность «слияния» с персонажем «фильма», способность к «самозабвению».
Теперь нужно позаботиться о том, чтобы система работала автоматически, чтобы она была полностью самоподдерживающейся. Задача поистине космического масштаба: нужно, чтобы придуманный персонаж перманентно верил в свой реальный статус. И вот тогда Бог сотворил Недостаточность! До сих пор ничего такого не было и в помине: каждое существо стремилось к удовлетворению своих потребностей согласно раз и навсегда запрограммированному инстинкту. Ничто и никогда в творении не было и не могло быть недостаточным, ибо не было – кроме всего прочего – никакой «полноты» в качестве альтернативы. Собственно, ничего нового-революционного так и не появилось, кроме особого психофизического эффекта. Но именно благодаря ему мистики всех времен и народов говорят о змее, прилежно кусающей себя за хвост: система заработала на самообеспечении. Незадолго после того, как хомо эректус взял в лапы дубину, в его все еще туманном сознании пустила первые слабые корешки «авторская программа». Проект удался!
Но зачем понадобилось Творцу все это? Ответ, мне кажется, лежит в плоскости понимания базового принципа творения: Бог желает переживать Себя в бесконечном множестве вариаций. Остановимся на этом подробнее – на нашем, человеческом примере.
До появления сапиенса эволюция была исключительно линейной: о вида к виду, от способности к способности. В какой-то момент достигался максимальный предел совершенства, и пчела строила миллионы лет одну и ту же безупречную модель соты, а летучая мышь безупречно «видела» ушами. И только в 3СС, в «воображариуме», могло постоянно происходить что-то новое. Подгоняемая недостаточностью, «авторская программа» вечно пребывала в поиске новых способов ее компенсации. Система приобрела способность находиться в состоянии перманентного творчества. Возникли «Мона Лиза» и ядерная бомба. Стали возможными невероятные завихрения и хитросплетения чувств, потрясающие своей безвыходностью конфликты, блистательные достижения в науке, искусстве, спорте, войне и политике… Короче говоря, система «человек» сдалалась способной продуцировать безостановочно новые и новые ощущения и переживания – притом полностью автономно, сама по себе.
Я называю это – ПЕРМАНЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ.
Бог не ошибся, сотворив этот безумный, безумный мир и нас – придавленных, умученных и отданных на откуп зловещей «авторской программе». Нами – людьми – Он украсил свой венец Творения. Мы – его лучший, любимейший бриллиант, абсолютное, ни с чем не сравнимое совершенство.
Если при этом не терять из виду, что все вышеперечисленное соткано исключительно из мыслепотока и не может иметь даже малейшей претензии на «отдельность», можно лишь молча склониться перед поистине неописуемой гениальностью Мастера, создавшего все это. А если учесть, что никакого «Мастера» никогда не было, и Творение никогда и ни в коей мере не отличалось от Творца, становится… становится даже немного страшно.
Попытаемся рассмотреть этот вопрос подробнее.
В качестве исходной предпосылки я предлагаю следующую точку зрения: целью Бога (Существования, Бытия ...) является бесконечное расширение возможностей переживания Самого Себя (т.к. «второго» просто нет). Таким образом, творение или эволюционный процесс из «точки ноль» к бесконечному многообразию представляет собой последовательное умножение возможностей воспринимать и переживать. Я исхожу также из того, что Существование проявляет себя как абсолютное Единство через множество; Единое переживает Единое через каждое отдельное существо по-разному, из чего результируют «пространство игры» и иллюзорность множества.
Возьмем для примера пчел и термитов. Эти существа относятся к древнейшим на планете. Их творения не только совершенны с научной точки зрения – стратегии выживания пчел и термитов заставляют подчас всерьез думать о вмешательстве инопланетных сил. Тем не менее: сколько бы миллионов лет ни населяли Землю эти гениальные насекомые, их совершенные соты и замки-термитники не изменились с тех пор ни на йоту. Ползучие «марсиане» навеки застыли в своем совершенстве. Ни одна пчела со времен динозавров не отклонилась от своего маршрута и не построила чего-либо иного, кроме безупречной шестиугольной соты. Опуская научные выкладки, можно согласиться с мнением, что «линейная» эволюция завершилась на homo sapiens, которого принято называть «венцом творения». Я полагаю, что это именно так и есть.
На этом месте я хотел бы обратиться к исследованиям Тимоти Лири. Изучая измененные состояния сознания до предельных глубин (см., например, «Семь языков Бога»), он пришел к удивительному выводу, что эти состояния эволюционно младше (!) обычного состояния человеческого ума. Лири утверждает (и мне хочется с ним согласиться), что глубинные недвойственные переживания вплоть до погружения в Абсолютный Источник были и продолжают оставаться естественными для разнообразных биологических классов существ: от одноклеточных до млекопитающих. Лири считает, например, что инфузория пребывает в состоянии тотального единства с Богом, которое в мире людей доступно или великим медитаторам, или тем, кто способен принимать сравнительно большие дозы психоделиков. Недвойственный экстаз инфузории, продолжает Лири, обусловлен ее биологической простотой: чем проще структура, тем меньше эффект отделенности, достигающий своей кульминации в человеческом существе.
Любопытным аргументом в пользу подобной точки зрения является наличие в человеческом организме рецепторов, позволяющих усваивать психоделики. Эти рецепторы имеются абсолютно у всех нас, но мы – в обычной жизни – практически не в состоянии ими пользоваться. Они нам просто ни к чему. Ученые считают, что подобные рецепторы являются чем-то вроде эволюционного рудимента: когда-то биологические организмы были способны вбрасывать в свои клеточные структуры потрясающие «гормональные коктейли», позволявшие переживать блаженство Единения (как известно, без участия биохимии ни одно переживание невозможно в принципе). Теперь для этого нужно либо годами сидеть в пещере, либо принимать ЛСД.
Почему же Творец в ходе своего творения отказался от тотальных экстазов и поместил в конечной точке человека с его специфическим спектром переживаний?
Ответ на этот вопрос дает, на мой взгляд, понимание замысла творения. Тотальность Создателя принципиально не допускает возможности появления чего-то, что Создателем бы не являлось. Но тогда, строго говоря, творение практически невозможно. Необходима двойственность – иначе все окончится простым апгрейдом одной и той же модели. Для возникновения же подлинного, функционирующего и – самое главное! – реально переживаемого эффекта двойственности требуется подходящая система. Нужна биологическая структура совсем иного класса, нежели инфузория, пчела или даже дельфин. Проходит всего несколько десятков миллионов лет экспериментов – и вот появляется человек!
Что же в нас такого особенного? Что отличает нас от всех прочих неисчислимых тварей божьих, пребывающих (если верить Лири) в перманентном самадхи, которое нам, грешным, и не снилось? Для чего нам нужен этот громадный мозг, которым мы – якобы! – почти не пользуемся?
Все это нужно для того, чтобы сотворить так называемый «воображариум» — виртуальный кинотеатр, в котором с перерывами на сон без сновидений транслируется сериал об индивидуальной жизни некоего индивида, считающего себя «я» и убежденного в своей незыблемой реальности. Как иначе можно сотворить отдельность (цель творения), если ей абсолютно неоткуда взяться? Правильно – ее надо придумать! Но ни инфузории, ни пчелы, ни киты думать не умеют. Их системы не созданы для думания и фантазий о себе отдельном. Нужен особый мозг, особая ЦНС, нужно убрать ненужные гормоны, обесточить лишние рецепторы – одним словом, нужно убрать из системы базовое ощущение Единства, мешающее безупречной работе «кинотеатра». Таким образом возникает то, что мы знаем как Третья Сигнальная Система – виртуальный мир, где присутствуют два базовых психофизиологических эффекта: чувство индивидуального «я» и способность «слияния» с персонажем «фильма», способность к «самозабвению».
Теперь нужно позаботиться о том, чтобы система работала автоматически, чтобы она была полностью самоподдерживающейся. Задача поистине космического масштаба: нужно, чтобы придуманный персонаж перманентно верил в свой реальный статус. И вот тогда Бог сотворил Недостаточность! До сих пор ничего такого не было и в помине: каждое существо стремилось к удовлетворению своих потребностей согласно раз и навсегда запрограммированному инстинкту. Ничто и никогда в творении не было и не могло быть недостаточным, ибо не было – кроме всего прочего – никакой «полноты» в качестве альтернативы. Собственно, ничего нового-революционного так и не появилось, кроме особого психофизического эффекта. Но именно благодаря ему мистики всех времен и народов говорят о змее, прилежно кусающей себя за хвост: система заработала на самообеспечении. Незадолго после того, как хомо эректус взял в лапы дубину, в его все еще туманном сознании пустила первые слабые корешки «авторская программа». Проект удался!
Но зачем понадобилось Творцу все это? Ответ, мне кажется, лежит в плоскости понимания базового принципа творения: Бог желает переживать Себя в бесконечном множестве вариаций. Остановимся на этом подробнее – на нашем, человеческом примере.
До появления сапиенса эволюция была исключительно линейной: о вида к виду, от способности к способности. В какой-то момент достигался максимальный предел совершенства, и пчела строила миллионы лет одну и ту же безупречную модель соты, а летучая мышь безупречно «видела» ушами. И только в 3СС, в «воображариуме», могло постоянно происходить что-то новое. Подгоняемая недостаточностью, «авторская программа» вечно пребывала в поиске новых способов ее компенсации. Система приобрела способность находиться в состоянии перманентного творчества. Возникли «Мона Лиза» и ядерная бомба. Стали возможными невероятные завихрения и хитросплетения чувств, потрясающие своей безвыходностью конфликты, блистательные достижения в науке, искусстве, спорте, войне и политике… Короче говоря, система «человек» сдалалась способной продуцировать безостановочно новые и новые ощущения и переживания – притом полностью автономно, сама по себе.
Я называю это – ПЕРМАНЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ.
Бог не ошибся, сотворив этот безумный, безумный мир и нас – придавленных, умученных и отданных на откуп зловещей «авторской программе». Нами – людьми – Он украсил свой венец Творения. Мы – его лучший, любимейший бриллиант, абсолютное, ни с чем не сравнимое совершенство.
Если при этом не терять из виду, что все вышеперечисленное соткано исключительно из мыслепотока и не может иметь даже малейшей претензии на «отдельность», можно лишь молча склониться перед поистине неописуемой гениальностью Мастера, создавшего все это. А если учесть, что никакого «Мастера» никогда не было, и Творение никогда и ни в коей мере не отличалось от Творца, становится… становится даже немного страшно.
19 комментариев
«то что есть есть, а чего нет — нет»
конечно это так)
это констатация, но к чему ее приложить?
как ты отличаешь что есть, чтобы констатировать что оно есть?
Есть конечно проблема недоказуемости того что мир мне не снится и не является полностью порождением моего сознания. Но мы в другом поле вроде общались.
у меня жена кошку так кормила — кошачий корм разбавляла хлебом, а рыбу кашей, чтоб больше еды было, чтоб пропихнуть в кошку побольше еды которую она без этой хитрости не стала бы есть)
а я кормил чистыми кайфами!)
потому что считаю что остальное лишнее!)
или как в сериалах — там на сто серий могут одну идею размазать!)
или как вражеский адвокат — у него нифига нет, но он себя ведет так будто уже раскусил в тебе последнего преступника, и кучу листов накатал, только там одна лапша для ушей!)
Есть просто ИГРА в «развитие»…
и то, это верно, если только на секунду забыть, что развитие — это лишь мысленная интерпритация (концепция) ПРОИСХОДЯЩЕГО…
Ганеш просто пользуется наблюдением и честно им делится ) насколько я его знаю, как честного человека…
Мне понравилось — всё красиво разложил…
Качественное ментальное шириво!
скажу так — Ганеш мой фаворитный дилерок на этом сайте!