23 апреля 2015, 09:20

В бананово лимонном Сингапуре

В древней Индии на протяжении многих веков священные устно передаваемые тексты и ритуалы вед определяли регламент духовной жизни. Постепенно над текстами стали рефлексировать, комментировать, появились разночтения и гадкие вопросы (почему, правильно ли) — началось расшатывание древней ведийской религии. Появились молодые люди из знатных и богатых семей, у которых началось разочарование, готовая религия стала им не интересна. Описание этого можно прочитать в 1 главе Йоги Васиштхи «О разочаровании», когда принц Рама перестает интересоваться властью, ритуалами, развлечениями, женитьбой. Зачем? Чтобы думать индивидуально, самому, без давления социума.
Так началась йога, смысл которой Патанджали изложил в своих знаменитых сутрах: «Yogaschitta vritti nirodhah (Блокирование типовых проявлений [patterns] сознания есть йога)». Это была совсем не та йога, как сейчас, когда люди приходят в зал и под руководством тичера делают какие-то упражнения. Это была йога индивидуальной рефлексии, созерцания, а не повторения готовых мантр.
Нужно отдать должное веротерпимости индусов, которые, несмотря на острейший конфликт культуры, не устроили инквизицию и не жгли еретиков на кострах, как это позже делали европейские авраамиты. Диссиденты мирно удалились в леса, где вели аскетический образ жизни, на чем баны и ограничились.
Известным диссидентом античности был спорщик и бессеребренник Сократ, которому принадлежит знаменитый принцип философии: «Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине». Сократ перенаправил внимание философов от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. О своих современниках Сократ был не высокого мнения и в открытую им говорил: «Со мной или без меня, вы все равно останетесь свиньями». Закончилось это баном, который подробно описан Платоном в его диалоге «Федон».
Христос называл духовную элиту лицемерами. Как его забанили, известно.
Интересно, что раджнишу Ошо забанили не в отсталой Индии, а в стране свободы слова Америке.
Лара Антипова, главная героиня в романе Пастернака «Доктор Живаго», которую забанили по полной, рассуждает: «Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения. Вообразили, что время, когда следовали внушениям нравственного чутья, миновало, что теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, всем навязанными представлениями». Сам Юрий Живаго напугал власти не тем, что метко стрелял, а тем, что не мог жить чужим мнением.
А вот у другого героя Дудорова сработал инстинкт выживания и он «перевоспитался», о чем и написал: «доводы обвинения, обращение с ним в тюрьме и по выходе из нее и в особенности собеседования с глазу на глаз со следователем проветрили ему мозги и политически его перевоспитали, что у него открылись на многое глаза, что как человек он вырос».
(1):  Diamir

0 комментариев