16 июля 2015, 00:18
Достижимо ли просветление?
Я предполагаю большое несогласие с описанным ниже, но написать это мне, разумеется, ничто не мешает.
Мы работаем в рамках Джняна-йоги — по этой причине рассматривать воззрения иных недвойственных систем я здесь считаю неуместным. «Джняна» означает «познание» — т.е. постижение, проникновение в содержание, овладение сутью, сущностью познаваемого предмета. Как подсказывает нам родной русский язык, «познание» принципиально отличается от «знания». Знание — это владение информацией, осведомленность о чем-то. Само по себе обладание знанием (или знаниями) необязательно ведет к каким бы то ни было изменениям, к праксису. Так можно владеть иностранным языком, но не говорить, не писать и не читать на нем. Можно иметь множество знаний в области философии или психологии, но не переживать никаких изменений в жизни.
Познание отличается от знания в первую очередь тем, что немедленно ведет к изменениям. Грубый пример: когда я познаю (т.е. мне становится ясно), что жена мне изменяет, мое самоощущение и поведение меняются совершенно естественным, хотя и болезненным образом. Точно так же когда я познаю предмет, изучаемый в рамках джняна-йоги, это неизбежно влечет изменения. Стоит вспомнить древних греков с их слоганом: «Человек, познай самого себя!» Речь шла о том, что познание приравнивалось к мистическому акту, к радикальной трансформации. Другой греческий термин для этого — «гнозис», означающий ничто иное, как «познание».
Именно это предлагает и джняна-йога — познать самое себя. Путем формирования правильного воззрения, исходящего из него самоисследования и завершающего процесс когнитивного акта. Насколько мне известно, «чистая» джняна не предполагает никаких иных спиритуальных дисциплин, кроме само-познания. Акт само-постижения, вследствие которого искателем-джняни распознается его собственная истинная природа, не является актом оккультным — то есть, тайным, неописуемым и неизъяснимым. Если я правильно понимаю суть джняны, речь идет о том, чтобы, обретя правильное воззрение, на практике убедиться в его верности. Этот момент называется пробуждением.
Подчеркиваю: «познание себя» не является ни идеей, ни концепцией, но именно прозрением в суть изучаемого предмета. Это знаменитая «эврика» Архимеда, после которой он на практике открыл один из фундаментальных законов физики. «Открытие» обозначает обнаружение того, что уже имелось до сих пор, но до определенного момента не было известно. Именно это значение я вкладываю в слово «просветление»: открытие, обнаружение своей собственной природы или сущности, которая уже присутствует, но о которой ищущий ранее не был осведомлен на практике. Акт гнозиса по отношению к себе самому по определению не может пройти бесследно: он открывает совершенно иную, невидимую и неведомую дотоле перспективу.
В свете этой перспективы становятся ясны две вещи. Первое: просветление было всегда, потребность же в его «достижении» являлась плодом неправильного воззрения. Второе: духовное развитие является чистым велением творческого духа и никак не связано с тем или иным позитивистским целеполаганием. Что же касается «эврики» самопознания, которую я приравниваю к покрытому мистической вуалью «пробуждению», то эта «эврика» вполне достижима и реалистична; она проста и лишена любой таинственности.
Именно поэтому я возражаю всем сказкам и легендам о пробуждении, которые всем прекрасно известны как истина в последней инстанции. По этой же причине и ради экономии времени я воздерживаюсь от их критики.
Мы работаем в рамках Джняна-йоги — по этой причине рассматривать воззрения иных недвойственных систем я здесь считаю неуместным. «Джняна» означает «познание» — т.е. постижение, проникновение в содержание, овладение сутью, сущностью познаваемого предмета. Как подсказывает нам родной русский язык, «познание» принципиально отличается от «знания». Знание — это владение информацией, осведомленность о чем-то. Само по себе обладание знанием (или знаниями) необязательно ведет к каким бы то ни было изменениям, к праксису. Так можно владеть иностранным языком, но не говорить, не писать и не читать на нем. Можно иметь множество знаний в области философии или психологии, но не переживать никаких изменений в жизни.
Познание отличается от знания в первую очередь тем, что немедленно ведет к изменениям. Грубый пример: когда я познаю (т.е. мне становится ясно), что жена мне изменяет, мое самоощущение и поведение меняются совершенно естественным, хотя и болезненным образом. Точно так же когда я познаю предмет, изучаемый в рамках джняна-йоги, это неизбежно влечет изменения. Стоит вспомнить древних греков с их слоганом: «Человек, познай самого себя!» Речь шла о том, что познание приравнивалось к мистическому акту, к радикальной трансформации. Другой греческий термин для этого — «гнозис», означающий ничто иное, как «познание».
Именно это предлагает и джняна-йога — познать самое себя. Путем формирования правильного воззрения, исходящего из него самоисследования и завершающего процесс когнитивного акта. Насколько мне известно, «чистая» джняна не предполагает никаких иных спиритуальных дисциплин, кроме само-познания. Акт само-постижения, вследствие которого искателем-джняни распознается его собственная истинная природа, не является актом оккультным — то есть, тайным, неописуемым и неизъяснимым. Если я правильно понимаю суть джняны, речь идет о том, чтобы, обретя правильное воззрение, на практике убедиться в его верности. Этот момент называется пробуждением.
Подчеркиваю: «познание себя» не является ни идеей, ни концепцией, но именно прозрением в суть изучаемого предмета. Это знаменитая «эврика» Архимеда, после которой он на практике открыл один из фундаментальных законов физики. «Открытие» обозначает обнаружение того, что уже имелось до сих пор, но до определенного момента не было известно. Именно это значение я вкладываю в слово «просветление»: открытие, обнаружение своей собственной природы или сущности, которая уже присутствует, но о которой ищущий ранее не был осведомлен на практике. Акт гнозиса по отношению к себе самому по определению не может пройти бесследно: он открывает совершенно иную, невидимую и неведомую дотоле перспективу.
В свете этой перспективы становятся ясны две вещи. Первое: просветление было всегда, потребность же в его «достижении» являлась плодом неправильного воззрения. Второе: духовное развитие является чистым велением творческого духа и никак не связано с тем или иным позитивистским целеполаганием. Что же касается «эврики» самопознания, которую я приравниваю к покрытому мистической вуалью «пробуждению», то эта «эврика» вполне достижима и реалистична; она проста и лишена любой таинственности.
Именно поэтому я возражаю всем сказкам и легендам о пробуждении, которые всем прекрасно известны как истина в последней инстанции. По этой же причине и ради экономии времени я воздерживаюсь от их критики.
(10):
Skater, Anna2013, Amitola, lamanarame, RunaSoulu, space_router, tulukut, salik2, Iubimov, ishhushhij
15 комментариев
как раз недавно пришел на ум пример про решение задачи, что само ее решение подобно озарению и приходит на ум внезапно и непредсказуемо.
вот мы смотрим на исходные данные, казалось бы ничем не связанные и разрозненные, и вдруг видим как они все в один миг сходятся в одно, я бы сказал, русло истины, и этому мигу предшествует захватывающее дух предвкушение чего-то чудесного и радостного!
эх, радио открыл маркони, а все лавры достались попову(
так же и хитрец ньютон(
)))
Не понял?
Вроде вчера читал, было написано о том, что просветление, это не то, что было всегда, а это то, что случается в результате исследования.
Если не трудно поясни, что ты иеешь в виду под словом просветление?
То что было всегда, или то, что случаеся?
Сам факт открытия или то что было открыто?
Всё ясно:(
Забираю свой лайк обратно, а тебе советую разобраться с термином «просветление».
Поищи в источнике — Буддизм, Индуизм.
Мой лайк, что хочу, то с ним и делаю.