25 августа 2015, 00:56

16 видов пустотности

1. Пустотность внутреннего
Поскольку не существует самосущей природы, глаз пуст от того, чтобы быть глазом. Ухо, нос, язык,
тело и ум тоже таковы, все они описываются подобным образом. Они не являются постоянными или
вечными. Они не остаются теми же и на короткое время – и разрушаются. Глаз и остальные шесть
внутренних органов – это вещи, не имеющие никакой сущностной природы. Вот что подразумевается
под “пустотностью внутреннего”.
2. Пустотность внешнего
По вышеуказанным причинам природа формы – это пустота. Так форма пуста от бытия формой.
Звуки, запахи, вещи, пробуемые на вкус, и также те, которые ощущаются телом, – все эти феномены
совершенно сходны. Форма и всё остальное, о чём сказано выше, не имеет сущностной природы:
само это отсутствие сущности называется “пустотностью внешнего”.
5
3. Пустотность внешнего и внутреннего
Так называется то, что и внутреннее и внешнее не имеют сущностной природы.
4. Пустотность пустоты
Все феномены не имеют сущностной природы, и Совершенномудрый зовёт это “пустотностью”. Эта
пустота пуста от бытия самосущей существующей Пустотой.
5. Пустотность великого
Великое – это то, что охватывают 10 направлений пространства, – все живые существа и вся
вселенная. Эпитет “безмерные” утверждает бесконечность направлений. Существа и вещи
наполняют безграничные направления пространства, и они не могут быть измерены в
протяженности. То, что все 10 направлений в их полной обширной протяженности пусты от
сущности, – это “пустотность великого”. Будда учил об этой пустотности, чтобы опровергнуть твоё
представление о том, что обширное – реально.
6. Пустотность высшего
Поскольку изо всех потребностей существ это – высшая потребность, прекращение страданий, то
есть Нирвана, Успокоение – здесь называется высшим. Тело Истины, Дхармакайя, пусто от себя
самого, – и это то, что есть пустотность высшего. Познавший высшее наставлял о “пустотности
высшего” для того, чтобы противостоять тенденции ума думать о Нирване как о вещи.
7. Пустотность обусловленного
Поскольку возникают из условий, 3 сферы бытия “обусловленны”. Они пусты от самих себя. И это,
как учил Будда, – “пустотность обусловленного”.
8. Пустотность не-обусловленного
Когда среди характеристик явления нет возникновения, прекращения и непостоянства, это
явление считается необусловленным, несформированным. Эти явления пусты от самих себя. Это
“пустотность не-обусловленного”.
9. Пустотность выходящего за пределы крайностей
То, к чему не приложимы крайности, выражается словами “выходящее за пределы крайностей”.
Пустотность самого этого (выходящего за пределы) объясняется как “пустотность того, что выходит
за пределы крайностей”.
10. Пустотность не имеющего начала и конца
То, что не имеет точки, с которой оно берёт своё начало, и границы, на которой оно кончается, –
это круговерть бытия. Поскольку она лишена прихода и ухода, она подобна лишь видимости, как
обычный сон. Существование пусто от какого бы то ни было существования, – вот пустотность того,
что не имеет ни начала, ни конца.
11. Пустотность того, что не следует оставлять
“Оставлять” что-то означает отбрасывать это или избегать этого. То, что не должно быть
оставлено, – то, что никогда не следует отвергать, – это Великая Колесница. То, что не следует
оставлять, пусто от самого себя. Поскольку эта пустота является самой его природой, говорится о
“пустотности того, что не следует оставлять”.
12. Пустотность самосущности явлений
Истинная сущность обусловленных и всех других явлений – это чистое бытиё, поэтому ни
Слушатели, ни Единолично-пробужденные, ни Бодхисаттвы, ни Будды не создают эту сущность
заново. Поэтому говорится, что эта сущность обусловленного и т.п. является самой природой
явлений. Она сама пуста от самой себя. И это – пустотность истинной природы.
13. Пустотность всех элементов бытия
18 потенциалов, 6 типов контакта и из этих 6-ти –6 типов ощущения, далее – всё, что есть форма, и
всё, что не есть – обусловленное и необусловленное, – это составляет все явления. Все эти явления
пусты от самих себя. Эта пустотность – “пустотность всех явлений”.
14. Пустотность собственных признаков
Все обусловленные и необусловленные явления имеют свои индивидуальные определяющие
характеристики, собственные признаки. Они пусты от того, чтобы быть самими собой. Это
“пустотность собственных признаков”.
15. Пустотность необъективируемого
Настоящее не сохраняется, прошлое и будущее не существуют. Куда бы вы ни посмотрели, вы не
сможете их увидеть как объекты, поэтому 3 времени называются “необъективируемое”.
Необъективируемое по сути пусто от себя самого. Оно не является вечным и постоянным, ни
невечным и преходящим. Такова “пустотность необъективируемого”.
16. Пустотность небытия предметов
6
Поскольку предмет возникает из причин и условий, он лишён природы быть обусловленным. Эта
пустота от того, чтобы быть чем-либо, что обусловленно, – “пустотность небытия предметов”.

3 комментария

relsam
Тело Истины, Дхармакайя, пусто от себя
самого, – и это то, что есть пустотность высшего. Познавший высшее наставлял о “пустотности
высшего” для того, чтобы противостоять тенденции ума думать о Нирване как о вещи.
Спасибо за текст. Я в этом и подсел — прихватизации Нирваны как вещи)) И подсадка дает побочный спецэффект — КОНТРАСТНОСТЬ экрана. Т.е. на передний край подается, всплывает вся жесть. Тогда и отдельность самости заявляет о себе во всей красе.
Sharok
Дом, он тоже как бы из пустоты, но убери эти «пустоты» — негде станет жить ) Так если взглянуть на пустоту как на жизненное пространство, то, вроде как, всё неплохо )
ishhushhij
пустота весьма полезна...))