10 октября 2015, 13:08

ДОСТИЖЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВО ВРЕМЯ СМЕРТИ

Поскольку смерть является важнейшим аспектом жизни, я хотел бы привести ряд почерпнутых из текстов рассуждений на эту тему. Существование по сути представляет собой вереницу рождений и смертей, ибо каждый момент жизни является рождением нового момента и смертью предыдущего. Но обычно рождение принято соотносить с началом жизни, а смерть — с ее концом. Поскольку мы уже переродились в этой жизни, важно, чтобы мы готовились к смерти. Согласно буддизму, даже для непросветленного человека, если он сумеет принять надлежащие меры, связанные с обстоятельствами момента умирания, его следующее рождение может произойти в благоприятных условиях, поскольку все действует в согласии со взаимозависимой причинностью. Тот, кто является совершенным практиком Дзогпа Ченпо, может обрести совершенное состояние во время умирания, в промежуточном состоянии или в следующем перерождении. Продвинутые мастера медитации Дзогпа Ченпо являются самыми поразительными адептами Тибета, ибо они умирают, являя чудесные знаки достижения просветления, что описано в текстах. Они проявляют эти знаки в результате выполнявшейся ими практики.

Кункьен Джигмед Лингпа резюмирует смысл знаков достижения, подразделяя их на две категории:

В зависимости от скорости обретения освобождения существуют два типа (достижения в момент умирания).

а) В (Дзогпа Ченпо) для того, чтобы реализовать изначальную природу, обретя прекращение скорби и (обитель) священного покоя, истощают нечистые (элементы смертного) тела. Плод этой практики называется «полностью просветленный» (санскр. самь-яксамбудда).

в) Смерть с проявлением пяти знаков: светов, звуков, изображений10, дунг11 и дрожаний земли. Такой плод называется достижением «проявленного просветления» (mNgon-Par Sangs-rGyas-Pa, санскр. абхибуд-да).

[10] мирных и гневных божеств в костях.

[11] Дунг (gDung) неразрушимы и бывают разных окрасок. Белые имеют размер горошины, а размер цветных варьируется от величины горошины до горчичного семени. Ring-bSrel являются белыми, неразрушимыми и их размеры варьируются от размера кунжутного семени до размеров атома.

Джигмед Тенпей Ньима объясняет различия между основой и плодом:

Неузнавание единого светоносного врожденного ума является основой омрачения. Его постижение и упрочение есть состояние освобождения. Первый случай является основой, а второй — плодом. Всеведущий [Лонгчен Рабджам] отверг истолкование, согласно которому они являются одним и тем же. Что касается основы, то при умирании всегда возникает Ясный Свет во всей его полноте, однако из-за неузнавания его существо возвращается к иллюзорному восприятию (Yo-Lang) оцениваемого и оценивающего. Когда человек достигнет плода, обретя свою собственную (подлинную) сущность, он не вернется (к омрачению). Таково различие между основой и плодом.

Исключительным знаком Дзогпа Ченпо при умирании является растворение или преображение смертного тела. Как говорилось выше, есть две основные формы растворения смертного тела: растворение атомов или более тонких частиц [всецелое растворение] материального тела посредством практики Трегчод (прорыва); оно широко известно как обретение Радужного Тела (Ja-Lus), и обретение Тела Света (А'od-Lus), или Великий Перенос (пхова ченпо, ‘Pho-Ba Ch'en-Po), достигаемый посредством практики Тходгел (непосредственный подход). Лонгчен Рабджам различает эти два достижения:

Прекращение (или растворение) элементов в момент совершенствования (достижения) смысла изначальной чистоты (кадаг, Ka-Dag) (посредством практики) Трегчод и истощение элементов посредством реализации спонтанного совершенства (с помощью практики) Тходгел, похожи в том, что касается очищения внутренних и внешних грубых элементов. Но в Трегчод в самый момент растворения неделимых частиц достигают освобождения в изначальной чистоте, и Тело Света не проявляется. В Тходгел вместе с обретением Тела Света практик реализует (Тело) Великого Переноса. Таким образом, различие состоит в том, имеем ли мы Тело Света, а не в (обретении) освобождения в едином состоянии изначальной чистоты.

Тем не менее некоторые тантры Дзогпа Ченпо различают четыре формы растворения. В тантре Ньида Кхаджор (Nyi-Zla Dha-sByor) говорится:

а) Способ смерти дакини.

в) Способ смерти держателей знания (ригдзинов).

с) Самоугасание подобно огню.

d) Невидимый, как пространство.

Во всех этих способах истощают свои смертные элементы (тела) и (становятся) невидимыми, не принимая (никакой иной обусловленной элементами формы). Вот чем наслаждаются величайшие йогины.

Кункьен Джигмед Лингпа подробно разбирает четыре способа растворения:

В высшем методе (умирания) растворяют свое смертное тело (двумя способами): в Трегчод растворяют (то, что называется телом,) способом «невидимый, как пространство» и «способом смерти Дакини». В Тходгел растворяют (то, что называется телом,) способом «самоугасания подобно огню» и способом «смерти держателя знания (ригдзина)». Есть четыре способа умирания для совершенного йогина Дзогпа Ченпо.

Первый: очистив — (вплоть до) тончайших — загрязнения ветра/праны и ума, затемняющие всеобъемлющую сферу, достигают исчерпания (явлений во) внутренней всеобъемлющей сфере (Nang-dByings) и таким образом внешнее тело растворяется до атомов [всецелое растворение]. В этот самый момент таковость коренной осознанности (практикующего), основанная на (материальном) теле, объединяется с естественной всеобъемлющей сферой (Rang-bZhin Ch'os-Kyi dByins), как пространство в вазе соединяется с внешним пространством, когда ваза разбита. При этом, безраздельно объединив всеобъемлющую сферу и коренную осознанность в (состоянии) равностной чистоты, практик становится просветленным…

Второй: это единство тела (основания) и коренной осознанности (того, что основано). Атомы тела (практикующего Дзогпа Ченпо) проявлены (в этот момент), но (в следующий момент) они растворяются в невидимой (природе). В этот самый момент коренная осознанность растворяется во всеобъемлющей сфере безвозвратно, как стрела, выпущенная искусным лучником. Это похоже на то, как дакини или существа, рожденные с помощью чудесного рождения, умирают, и их тело (внезапно) становится невидимым. Как говорилось выше, так умер в Трагмар-Гоне (Brag-dMar dGon), в краю Тод Кхунронг (sTod Khutig-Rong) Панг Сангье Гонпо (sPang Sangs-rGyas mGon-Po), личный ученик Вайрочаны, и так же умерли в один и тот же год змеи три последователя этой же линии передачи в Ва Сенге Траг(Wa Seng-Ge Brag).

Третий: методы растворения коренной осознанности после очищения загрязнений ветра/праны и ума, а также всеобъемлющей сферы, в которой практик достигает освобождения, те же, (что и в двух предыдущих способах). Но (в данном случае), поскольку внутренние элементы исчерпаны, физическое смертное тело растворяется в тело света (А'od-Phung) Это подобно тому, как сжигают топливо в огне, и когда топлива больше нет, огонь не может продолжать гореть. Например, два ученика Кьергома Жигпо (dGyer-sGom Zhig-Po) достигли тела света и исчезли в небе в пещере Дот-шен (rDo-mTshan).

Четвертый: практик растворяет свое физическое тело — созданное созреванием (кармических отпечатков) — в тело света и становится видимым для других существ, чтобы вести их к учению. Это подобно тому, как держатели знания, продвигаясь от одного уровня реализации к другому, переправляются через небеса к другим обителям Будды со звуками и светами, служа нуждам других. Так умер в Оюг Чиконге (А'о-Yug Phyi-Gong) Чецун Сенге Вангчуг (lChe-bTshun Seng-Ge dBang-Phyug, XI–XII вв.), владыка йогинов, чье материальное тело растворилось в теле света с лучами и звуками в небе.

Тело мастера медитации Дзогпа Ченпо, который еще сохранил остатки кармических следов, не растворяется при смерти. Но бывает и так, что достижения мастера полностью совершенны, однако вместо того, чтобы растворить свое материальное тело, он оставляет его с дунг и рингсел (останками и реликвиями), чтобы они служили объектами почитания для верующих. Кроме того, некоторые практики Дзогпа Ченпо оставляют свое тело со знаками, или без каких-либо знаков, в силу различных обстоятельств или целей. Согпо Тентар утверждает:

Даже если (практик Дзогпа Ченпо) обладает способностью растворить (материальное тело) благодаря (своему уровню реализации) воззрения и медитации, он не истощает своей кармической энергии (остающейся в материальной форме), но принимает (ответственность за) свои действия, направленные на благо Учения и существ. Для того чтобы помогать существам (реликвиями), т. е. дунг и рингсел, мастера (обретают свершение) методом «держателя знаний» (rNam-sMin Rig-'Dzin). Такой пример явил ради восприятия учеников Джигмед Тринле Одзер Палбар ('Jigs-Med Phrin-Las А'od-Zer dPal-Bar, 1745–1821, первый Додруп Чен), наше высшее прибежище, владыка мудрецов и учитель сотни семейств (будд), иллюзорное проявление изначального Будды Самантабхадры.

Менее удивительный способ смерти мастера медитации Дзогпа Ченпо имеет, согласно описанию Согпо Тентара, четыре признака.

Даже если (некоторые реализованные мастера медитации Дзогпа Ченпо) не смогли достичь исчерпания четырех элементов — коль скоро они реализовали смысл таковости и очистили свои привязанности к объектам, их не будут угнетать мирские средства (‘Jig-rTen mThun-'Jug). Они не будут прибегать к врачам, гаданиям или молитвам, если заболеют, не будут опираться на еженедельные ритуалы отпевания и т. п. при умирании. Они обладают четырьмя признаками: подобно оленю, наслаждаются одиночеством, когда вокруг них нет людей; подобно льву, который никого не страшится, они не испытывают страха перед смертью; подобно нищему, даже умирая на улице, не чувствуют печали; и, подобно младенцу, не заботятся о смерти или жизни.

Практика

Лочен Дхармашри резюмирует:

Тем самым, (практикующие) наслаждаются всеми явлениями без различения, отвержения или приятия, поскольку все сущее проявляется как действие, или игра (ролпа, Rol-Ba) всеобъемлющей природы.

Плод

Лочен Дхармашри резюмирует:

Это совершенство пребывания с этого самого момента времени в состоянии спонтанно совершенного Всеблагого (Кунта-сангпо, Kun-Ти bZang-Po). Путем реализации четырехуверенностей в этом состоянии освобождают сансару в нирване.

Далее следуют выдержки из текстов Йеше Ламы о четырех уверенностях:

Четыре уверенности суть.

а) уверенность в отсутствии страха перед адом (благодаря знанию того, что все есть иллюзия); в) отсутствие ожиданий кармических результатов, поскольку сансара лишена бытия;

с) отсутствие надежды на достижение, поскольку нет истинного существования нирваны;

d) практикующий испытывает относительно качеств состояния Будды не радость, а невозмутимость, поскольку достиг естественного состояния.

Мипам Намгьял пишет:

Это присутствие (в себе природы) саморожденной коренной осознанности, сущности просветленного ума, неотделимой от всепроникающего владыки, Всеблагого (Кунтусангпо, Kun-Ти bZang-Po) — безупречной изначальной мудрости. Когда очищены все мимолетные затемнения, это (достижение) является совершенством очищения и постижения, оно свободно от (перемен) падения и взлета.

Джигмед Лингпа пишет:

Таким образом, реализовав качества основы и пути, (совершенствуют) результат — пять тел Будды12 и (пять аспектов) изначальной мудрости. (Эти плоды) не приходят из других (источников, но) являются очищением загрязнений сокровищницы-основы, а также ума и психических событий во всеобъемлющей сфере. Подобная солнцу изначальная мудрость, всецело свободная от сравнимой с тучами вещественной причины (Nyer-Len) восьми сознаний, от оценки познаваемых явлений и привычной привязанности к самости, является «видимостями основы», возникающими из «основы», и сияет естественной ясностью, свободной от покровов.

[12] Нерушимое ваджрное тело (Mi-'Gyur rDo-rJe), полностью просветленное тело (mNgon-Par Byang-Ch'ub), абсолютное (Zhi-Ba Ch'os-sKu), тело блаженства (Longs-sPuod rDzogs-sKu) и многообразно проявленное тело (Chir-Yang sPrul-Pa'i sKu).

Источник
(2):  Dragon, mks-t
(1):  voidness68

1 комментарий

voidness68
ДОСТИЖЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВО ВРЕМЯ СМЕРТИ
задавил таракана тапком:)))) релиз:)))))