24 октября 2015, 10:32
В чем сущность освобождения?
Цокньи Ринпоче
В чём сущность освобождения?
per nandzed
Мыслящий ум подобен льду, а его сущность — воде. Невозможно сказать, что лёд — это не вода. Но в то же время лёд отличается от воды, не так ли? Точно так же мыслящий ум и сущность ума идентичны, но действуют по-разному.
Позволяя нашему вниманию застывать во всевозможных формах, мы увязаем в различных переживаниях — небесных уделов, адов, миров голодных духов, животных, полубогов и богов. Все эти многообразные переживания возникают, благодаря привычке попадать во власть фиксированного ума. Такой ум подобен льду, принимающему разные формы. Кусочек льда может принимать бесчисленное разнообразие форм: он может выглядеть как человек, бог или богиня или просто как кубик льда. Различные способы подобной фиксации можно назвать разными мирами, или планами бытия. Порой ум проявляется и перерождается в человеческом теле и выглядит как человек; иногда по-другому. Нет предела количеству способов, которыми ум может привести себя к фиксации и застыванию в результате разных сочетаний факторов и обстоятельств, прошлой кармы и временных условий. Когда ум неуправляем, сансара проявляется всеми возможными способами.
Захваченное внимание несвободно — это самая важная вещь, которую мы должны осознать.
Внимание с лёгкостью оказывается захваченным реакцией на различные события. Если кто-то скажет вам неприятное слово, вы незамедлительно рассердитесь. А это значит, что вы не свободны. Когда вас ругают или оскорбляют, вы немедленно поступаетесь своей свободой. Как правило, мы обвиняем других в том, что наше внимание в чём-то увязло, хотя на самом деле виновны в этом мы сами. Никто и не пытался завладеть нашим умом и взять его в плен. Мы сами это сделали.
Как же мы освобождаемся, познавая собственную сущность? Осознавание своей собственной сущности — это не то, что обретается вами по прошествии длительного времени. Это также и не то, что обнаруживается постепенно. Оно сразу же становится видимым, как только вы его распознали. Вы тотчас его достигли. Почему это так? Потому что ум — это не конкретная вещь, не какое-то материальное «нечто». Если бы сущность ума была материальной вещью, то между ней и вами существовало бы определённое расстояние и вы могли бы приближаться к ней, подходя всё ближе и ближе, пока не касались её. Но ум нематериален. Этот нематериальный ум может осознавать себя. Вы видите его в тот момент, когда смотрите на него. И в этот момент видения он свободен.
Что именно освобождено? Фиксация внимания, фиксация на субъекте и объекте, субъекта на объекте. Эта пустотная и пробуждённая сущность, длящаяся такое краткое время, называется видением воззрения. В учениях дзогчен она известна как ригпа, естественное осознавание, и это очень важное понятие. Это не двойственное осознавание, в смысле субъекта, взирающего на объект. Это недвойственное осознавание. В точности, как пламя свечи освещает само себя, так и сущность ума является самоосознающей.
В чём сущность освобождения?
per nandzed
Мыслящий ум подобен льду, а его сущность — воде. Невозможно сказать, что лёд — это не вода. Но в то же время лёд отличается от воды, не так ли? Точно так же мыслящий ум и сущность ума идентичны, но действуют по-разному.
Позволяя нашему вниманию застывать во всевозможных формах, мы увязаем в различных переживаниях — небесных уделов, адов, миров голодных духов, животных, полубогов и богов. Все эти многообразные переживания возникают, благодаря привычке попадать во власть фиксированного ума. Такой ум подобен льду, принимающему разные формы. Кусочек льда может принимать бесчисленное разнообразие форм: он может выглядеть как человек, бог или богиня или просто как кубик льда. Различные способы подобной фиксации можно назвать разными мирами, или планами бытия. Порой ум проявляется и перерождается в человеческом теле и выглядит как человек; иногда по-другому. Нет предела количеству способов, которыми ум может привести себя к фиксации и застыванию в результате разных сочетаний факторов и обстоятельств, прошлой кармы и временных условий. Когда ум неуправляем, сансара проявляется всеми возможными способами.
Захваченное внимание несвободно — это самая важная вещь, которую мы должны осознать.
Внимание с лёгкостью оказывается захваченным реакцией на различные события. Если кто-то скажет вам неприятное слово, вы незамедлительно рассердитесь. А это значит, что вы не свободны. Когда вас ругают или оскорбляют, вы немедленно поступаетесь своей свободой. Как правило, мы обвиняем других в том, что наше внимание в чём-то увязло, хотя на самом деле виновны в этом мы сами. Никто и не пытался завладеть нашим умом и взять его в плен. Мы сами это сделали.
Как же мы освобождаемся, познавая собственную сущность? Осознавание своей собственной сущности — это не то, что обретается вами по прошествии длительного времени. Это также и не то, что обнаруживается постепенно. Оно сразу же становится видимым, как только вы его распознали. Вы тотчас его достигли. Почему это так? Потому что ум — это не конкретная вещь, не какое-то материальное «нечто». Если бы сущность ума была материальной вещью, то между ней и вами существовало бы определённое расстояние и вы могли бы приближаться к ней, подходя всё ближе и ближе, пока не касались её. Но ум нематериален. Этот нематериальный ум может осознавать себя. Вы видите его в тот момент, когда смотрите на него. И в этот момент видения он свободен.
Что именно освобождено? Фиксация внимания, фиксация на субъекте и объекте, субъекта на объекте. Эта пустотная и пробуждённая сущность, длящаяся такое краткое время, называется видением воззрения. В учениях дзогчен она известна как ригпа, естественное осознавание, и это очень важное понятие. Это не двойственное осознавание, в смысле субъекта, взирающего на объект. Это недвойственное осознавание. В точности, как пламя свечи освещает само себя, так и сущность ума является самоосознающей.
1 комментарий