13 февраля 2011, 20:15
Варуна
Имя Варуна происходит от корня, который имеет значение покрывать или проникать. Древние мистики увидели бога как высочайшее всеобъемлющее небо, ощущали божественное существование как всеохватывающий океан, жили в его беспредельном присутствии как в чистом всепроникающем эфире. Варуна и есть это высочайшее небо, этот океан, омывающий душу, это эфирное владение и бесконечное проникновение. Но тот же корень дал им имя для темного сокрывателя, врага (Вритры), ибо значения препятствовать и противостоять, укрывать и ограждать, осаждать и оцеплять тоже входят в число многочисленных оттенков смысла этого корня.
Во Вселенной существуют также различные темные силы, которых называют демоны, ракшасы. Эти темные силы – тоже лила Брахмана. В абсолютном смысле – это аспекты гневных божеств. Так же, как есть мирные божества, радостные божества, божества саттвы, божества раджаса, есть божества гневные: богини разрушения, принадлежащие к семейству Самхара-шакти. У них есть множество преданных слуг, служителей (духов, пишачей, претов, различных классов демонов; своя классификация). До тех пор, пока мы не очищены и не усмирены, они также имеют представительства в наших тонких телах. Когда через нас действуют клеши: алчность, гнев, зависть, жадность, похоть – то до тех пор, пока эти клеши не усмирены, эти демоны также имеют права на нас в том смысле, что их представительная энергия проявляется через наши тела. Не так просто сказать, что все изначально чисто и совершенно. В воззрении, конечно, это аксиома, но прежде чем это станет настоящей реальностью, мы по¬-настоящему должны овладеть таким уровнем присутствия, чтобы объединиться с этим.
«Но темный Вритра – это плотная туча и окутывающая тень. Его знания, ибо у него тоже есть знания (майя) – это чувство ограниченного Бытия и сокрытие в ночи подсознания этих богатств изобильного и безбрежного существования, которые должны принадлежать нам. Из-за этого отрицания и противодействия всесозидающему знанию Вритра яростно противостоит богам. Его небожественный порядок противостоит божественному порядку Бога и человека.
Варуна своей безбрежной сущностью и широким видением раздвигает эти границы, окружая нас светом своего владения. Он являет нам то, что темное наваждение Вритры укрывало от нас и омрачило».
Варуна олицетворяет естественное состояние
Варуна представляет собой божество пространства и божество океана одновременно. Он олицетворяет собой силу расширенного сознания, его мощь.
«Божественность Варуны есть форма или духовный образ всеобъемлющей и озаряющей Бесконечности. В «Пуранах» он – божество вод, а его сеть превратилась в безжалостный аркан бога океана».
Божество вод, элемент воды олицетворяет собой принцип текучести, гармоничности, который возникает во время созерцания. Но это возможно лишь только тогда, когда есть самйога, когда по-настоящему реализуется принцип Ануттаратантры – равновесие блаженства и пустоты, внутреннего и внешнего, энергии Матери и ясного осознавания Сына. Когда соблюдается такая самйога, Варуна предстает перед нами в облике бесконечного пространства для интеграции с объектами внешнего мира, что символизируется элементом воды. Но как только наша самйога нарушается, мы впадаем в отвлечения, у нас теряется правильная связь с объектами, то Варуна предстает в виде безжалостного существа, которое способно своими сетями затянуть нас в глубокий океан.
Когда объекты для нас предстают как «мать» или как «сестра», т.е. выполняется самйога, Варуна присутствует в нас как всеобъемлющее бесконечное пространство. Но когда объекты становятся как «мирская супруга», то сеть Варуны затягивает в океан бессознательности.
«Варуна в Веде есть царь, но не Небес как таковых, ибо это Индра, а высочайшего, всеобъемлющего эфира и всех океанов».
Варуна есть само естественное состояние в его славе, всемогуществе, силе. Когда говорят в текстах «ходишь, стоишь, спишь или ешь, созерцай недвойственного Царя». Естественное состояние называется царем, поскольку оно занимает главенствующее положение. Эта царственность естественного состояния олицетворяется Варуной. Его мощь, его способность противостоять демонам, наподобие демона¬ограничителя Вритры, его способность все самоосвободить и очистить – это все функция Варуны.
Сакральное видение Варуны
«За самими далекими небесами, в наивысшем океане света и просторе высочайшего сверхсознательного эфира ждет нас наше небо, что пребывает в истине, сокрытой меньшей истиной – точно так же, как в ночи не-сознания тьма погружена и окутана еще большей тьмой, то есть истина царя Варуны. Варуна вмещает все это в себя в своем безбрежном Бытии, все видит и все направляет своим беспредельным знанием. Ему принадлежат все эти океаны, вплоть до не-сознания с его ночами, которые кажутся прямой противоположностью природе Варуны, что обладает тем безбрежным сиянием единого, вечного, бескрайнего солнца, несущего свет радости и истину. День и ночь, свет и мрак есть лишь символы его бесконечности. Лучезарный Варуна объял ночи, своим созидающим знанием он утверждает зори внутри себя. Зримый, он охватывает все вещи.
Из этого представления об океанах возникает концепция ведических рек. Реки эти присутствуют повсюду, они есть воды, которые стекают с горы и поднимаются в царство разума, простираясь и освещая своим потоком темные подсознательные тайники Вритры».
Считается, что ведические реки, такие как Ганга, Ямуна, Сарасвати, берут свое начало из небесных миров, проистекая от горы Меру, а сам их центр начинается от самого Вишну, который пальцем своей ноги проделал дыру в Брахманде (в космическом яйце). Некоторые реки текут через Брахму, затем через Тхрувалу, затем текут через риши, которые принимают их на свою макушку, выполняя такое служение, проходят через небесные миры Сваргалоки, доставляют различные удовольствия небожителям, опускаясь на мистические деревья калпаврикша. Когда эти реки текут в небесных мирах, то небожители, когда пьют воду, их тела насыщаются благоуханием и жизненной силой, из этих рек они получают одежду, золото, еду, все, что угодно, просто их созерцая. Затем уже эти реки проявляются на земном уровне как священные реки, в которых люди делают омовения, совершают к ним паломничества и прочее, и которые проецируются на каналы человеческого тела.
Варуна – владыка этих рек, он стоит у истока этих рек, поскольку все воды также подчиняются ему.
«Они есть те могучие с небес, которые Индра низводит на землю. Они есть потоки истины, они есть дождь с ее лучезарных небес. Они есть семеро из вечных сестер и спутниц. Они есть божественные воды, несущие знания. Они изливаются на землю, они поднимаются из океана, они текут в океан, они возносятся к наивысшим морям».
Духовное видение Варуны
Что же это за относительные реки на относительном уровне?
Это пять органов чувств и их способности: зрение, вкус, осязание, обоняние, ум с его памятью и ахамкара. Все эти семь должны возвратиться к Варуне, к океану Беспредельного. До тех пор, пока мы не научимся возвращать эти семь рек, семь потоков к исконному осознаванию, Варуна будет постоянно нас захватывать своими сетями и погружать в темные бессознательные воды.
Когда мы воспринимаем мир, случается, мы сильно вытягиваемся к нему через какиелибо органы чувств. Через зрение мы теряем прану и осознавание, захватываясь этим миром, через слух или через вкус мы увлекаемся, теряем внутренний центр осознавания.
Понять даршан Варуны означает – объединить все эти семь потоков в беспредельном пространстве «Я есмь» – осознавания, когда ум, эго, пять сознаний, присущих органам чувств, все как бы направлены в одну точку, все собираются вместе.
«Все пространства принадлежат Варуне, вся беспредельность – его собственность и владение. В мистическом представлении эфир и океан сливаются воедино, становясь одним целым. Варуна со своим безбрежным законом и истиной призван наставлять нашу ограниченную волю и суждения, дабы мы могли избежать этих опасностей».
Всякий раз, когда ваше сознание расширяется, когда вы смотрите на горизонт или в океан – это даршан Варуны. Приоткрывается его часть в вас, поскольку и в вас он имеет свое представительство. Одновременно говорится, что Варуна выступает наставником для ограниченной воли, ограниченного ума. Варуна нас учит – смотри на все с позиции бесконечности, смотри на все с позиции беспредельности, не будь ограничен своим маленьким воззрением, маленькими мыслями, маленькой волей, ощущением «я есть маленькое тело», это то, к чему живые существа так привязаны.
«Нельзя нам отправляться в путь на человеческой ладье, но надо подняться на божественный корабль, судно беспорочное и с добрыми веслами, не идущее ко дну, на котором мы можем в безопасности совершить путешествие за пределы греха и зла».
Часто живые существа пытаются отправиться в путь Освобождения на человеческой лодке, но эта лодка не годится для пути Освобождения, она может скоро дать течь и вообще не доплыть. Человеческая лодка есть ум и эго, из него проистекающее, с клешами и привязанностями.
Иногда человек необдуманно вступает на духовный путь, воспринимая его как очередное духовное приключение, как нечто легковесное, где якобы будут поддерживаться его иллюзии и желания. Нет ничего удивительного – просто таков сам по себе человек. Но рано или поздно он видит, что та ладья, на которой он пытается переправиться на другой берег, не годится – слишком она слабо идет, в ней много дыр, и вообще конструкция ее не подходит для того, чтобы летать по безбрежному океану Вселенной. Понемногу он понимает, что ему надо строить нового себя, новый корабль, на котором он может летать, вырабатывать новые качества, и дело это не такое быстрое.
Варуна учит нас, что нельзя подходить к духовному пути со своими ограничениями. Ты должен научиться многим вещам, прежде чем вообще называть себя человеком, вставшим на Путь: смирению, терпению, контролю чувств, способности отставлять свое эго на второй план, служению как принципу внеличностного эго. Рано или поздно, все это лицом к лицу встает в каждом из духовнопрактикующих. Когда мы чувствуем, что нас касается даршан Беспредельности, это значит – наставления Варуны понемногу нас касаются и нам в очередной раз надо делать выбор.
Варуна – царь божественного Закона
«Варуна, воплощающий небеса божественной Истины и океан божественного Бытия, не может быть лишь олицетворением физического моря или неба. Он есть пречистый и величественный царь, который сокрушает зло и избавляет от греха. Грех – это нарушение чистоты божественного Закона и Истины. Ответом же на него становится гнев пречистого и могучего. Царь божественного Закона обращает свое оружие против тех, кто подобно сынам мрака служит самоволию и неведению, на них опускается петля, они попадают в силок Варуны».
Варуна также следит за соблюдением риты (вселенского принципа и законов этики). Когда кто-либо нарушает какие-либо принципы этики, обеты, обязательства, свою Дхарму, считается, что на него обрушивается гнев Варуны. Наша бесконечность внутри, наша совесть понимает, когда мы действуем в омрачениях, бессознательно – она гневается, она противится следованию неправильным путям.
Часто человек из-¬за того, что его воля слаба и неразвита, идет вопреки осознаванию, вопреки внутренней бесконечности, не в силах противостоять мирским желаниям, эгоизму, умственным соблазнам. Все это из-¬за того, что воля его, как агент этой бесконечности в относительном измерении, слаба.
Волю необходимо тренировать. Ее тренируют так же, как спортсмен способен тренировать свои мышцы. Если ваша воля сильна, то самые сложные практики становятся возможными. Часто надо делать то, что не хочется делать, и не следовать за тем, что хочется делать. Часто надо поступать вопреки своим эгоистичным предпочтениям, но воплощать более высокое – то, что стоит за предпочтениями. Часто надо проявлять терпение и настойчивость. Когда вы так поступаете, ваша воля развивается и закаляется. И вот эта воля способна противостоять мыслям, желаниям, напору клеш – чему угодно.
«Царский сан великого Варуны означает его неограниченную верховную власть над всем сущим. Он – могущественный владыка мира, самодержец. Варуна обладает широтой и всем разнообразием форм и проявлений; среди его обычных эпитетов: безбрежный, изобильный, тот, у кого обитель – широта, у кого множество рождений. Но его могучее существо включает в себя не только вселенскую безмерность, но и вселенскую силу и мощь. Твою силу и мощь, и страсть не обрести ни этим птицам в их перелетах, ни этим водам, без сна несущимся, ни тем, кто укрывается в необъятности ветра. Это и есть сила универсального существования, которая движется всеохватно и действует во всем, что живо. А позади этой необъятной универсальной силы и безбрежного Бытия действует, наблюдая за всем, беспредельное универсальное знание».
Итак, Варуна – это также сила и мощь. Практика естественного состояния только кажется тонкой, на самом деле она делает вас шактиманом – владыкой шакти. Понемногу принцип осознавания обнаруживает себя как беспредельная бхава, призывающая, усмиряющая и подчиняющая любые силы Вселенной. Когда эта беспредельная бхава обнаружена, то вселенские силы сами начинают приходить к йогину со сложенными в Намастэ руками, говоря: «Чем мы можем служить тебе?»
Почему они приходят к йогину? Потому что йогин получил на это право, он получил божественный артефакт – эту жемчужину осознавания. Но если жемчужина осознавания не раскрыта и йогин ею не владеет, конечно, божественные силы не придут к нему со сложенными в Намастэ руками и не спросят: «Чем мы можем тебе служить?» Напротив, они пошлют свои обольщающие аспекты и скажут: «Чем ты нам можешь послужить?» (через мирские желания).
Шактиманом йогин становится тогда, когда утверждается в Шамбхавимудре и в бхаве как в центре своего существа, и никогда его не покидает.
Часто божественные существа, глядя на то, как практикуют люди, относятся к людям со скепсисом. С одной стороны, они знают, что человеческое существование драгоценно, и многим из них оно было бы предпочтительнее для того чтобы достичь Освобождения. Жизнь в человеческом теле в отличие от жизни богов на Небесах Страсти дает возможность достичь Освобождения за короткое время. Но с другой стороны, обладая гордостью, они смотрят на людей со скепсисом, думая: «Что эти смертные могут? Ну, какая у них сила сознания, какие творческие силы? Да какая у них воля? Да это низшие существа».
И когда йогин начинает практиковать, они его не принимают сразу как шактимана, они его испытывают. Они сначала дают ему возможность проявить себя, обольщая его различными переживаниями, способностями или даже мирскими благословениями, думая: «Давайте ему дадим мирское благословение, посмотрим, как он поведется на него».
И когда человек стремится или стать монахом, или движется к Освобождению, ему дают какую-¬то возможность получить это мирское благословение: к нему приходят или богатство, или слава, или почет, или он становится очень знаменитым. Все это на самом деле проверки мирских дэватов.
Тот, у кого заслуг поменьше, получает вместо мирских благословений какие-то трудности, чтобы проверить его волю и силу его закалки.
«Варуна обладает многими энергиями, олицетворяющими героическую мощь, а также способностью широкого выражения, присущей мыслителю. Он приходит к нам как божество величия и силы, но в то же самое время мы узнаем в нем дух широкого видения. Варуна властвует и над собой, и над всем миром.
В человеке он проявляется в виде царственности мыслей и действия, и полноты мудрости и воли. В Варуне, всемогущем, всеведающем, чье видение тысячекратно, чья форма есть истина, эти качества возвышают нас до уровня наивысших и универсальных принципов существования. Перед нами раскрывается божественное и вечное величие, безграничность сознания и безмерность силы, мудрость всемогущая, сила всеведающая, закон утвержденный, истина осуществленная».
0 комментариев