22 ноября 2015, 00:53
О "лажании"
Как излечиться от мучительных кризисов по поводу «лажания»? Очень просто: нужно научиться скептически относиться к любым «достижениям». Если мы достаточно зрелы и честны на нашем духовном пути, то рано или поздно начинаем понимать: мы хотим Невозможного. То, к чему ведет поиск, — недостижимо. Осознавание этого создает совершенно иную перспективу, иное воззрение.
Как правило, люди на Пути желают именно Возможного. Я не говорю сейчас о карьерных амбициях сделаться «Мастером», записывать видео, вести сатсанги и вообще всем «показать» и «доказать». Это просто пошло. Ведь большинство людей хочет не этого. Люди стремятся к внутреннему покою, к гармонии с самими собой, к простой, радостной, полноценной и целостной жизни. Нечто подобное обязательно должно случиться после просветления — на это надеются очень-очень многие. Подобная цель и хороша, и светла, и очень понятна — однако это всего-навсего красивый, мягкий и пушистый мещанский идеал. Он вполне достижим — если приложить достаточно усилий и проявить завидную целеустремленность. Однако к просветлению это не имеет никакого отношения.
На каком-то этапе Пути становится понятно: все эти пляски с бубнами вокруг спасения собственной души — просто вульгарны. Это слишком узко, убого и мелко, чтобы тратить на это драгоценную человеческую жизнь. Если ставить себе подлинную Цель, то эта цель должна быть благородной — как Будда называл свое учение «благородным». Единственная благородная цель — это устремленность к Истине, т.е. к Невозможному. Мы должны желать Невозможного — если у нас достаточно для этого дущевных сил. А на пути к Невозможному успеха быть не может — иначе какое же это Невозможное?
Более того: любая тень успеха, «продвижения» есть указатель на очередное заблуждение, очередную «прелесть». Вот так и проходит Благородный Путь: от ошибки к ошибке, от провала к провалу, от разочаровния к разочарованию. Без надежды и стыда. И «лажание» тогда перестает удивлять, огорчать, пугать. Оно естественно как дыхание. Мы ищем Истину — а это значит, что мало-помалу мы перестаем искать нечто для себя, для своего «пробуждения» и прочих радостей светлого будущего. Мы заинтересованы в чем-то, что не имеет к нам самим никакого отношения — притом это «что-то» недостижимо. И мы понемногу избавляемся от вульгарности в себе, от духовного мещанства, от стяжательства. Мы все меньше ждем от поиска перспективы собственного, персонального счастья.
Если в нас не созреет все более и более маниакальное стремление к Истине, к этому абстрактному, недостижимому, безумному призраку, если мы не чувствуем одержимости желанием разгадки логарифма под названием «жизнь» — то путь, которому мы следуем, вряд ли можно назвать подлинно духовным. Хотя, если разобраться, этот путь действительно приводит к «Плоду» — такому плоду, которому порадуемся и мы сами, и наши потенциальные слушатели, зрители, читатели и ученики. Тот, кто выбирает Достижимое — рано или поздно достигает его. Тот, кого влечет Невозможное, непременно остается в дураках. Именно поэтому пробужденных крайне мало. Несравнимо меньше, чем хороших, счастливых, гармоничных и состоявшихся людей. Многократно лажавшихся, но в итоге сделавших все правильно и заслуженно пожавших плоды своих многолетних трудов.
Как правило, люди на Пути желают именно Возможного. Я не говорю сейчас о карьерных амбициях сделаться «Мастером», записывать видео, вести сатсанги и вообще всем «показать» и «доказать». Это просто пошло. Ведь большинство людей хочет не этого. Люди стремятся к внутреннему покою, к гармонии с самими собой, к простой, радостной, полноценной и целостной жизни. Нечто подобное обязательно должно случиться после просветления — на это надеются очень-очень многие. Подобная цель и хороша, и светла, и очень понятна — однако это всего-навсего красивый, мягкий и пушистый мещанский идеал. Он вполне достижим — если приложить достаточно усилий и проявить завидную целеустремленность. Однако к просветлению это не имеет никакого отношения.
На каком-то этапе Пути становится понятно: все эти пляски с бубнами вокруг спасения собственной души — просто вульгарны. Это слишком узко, убого и мелко, чтобы тратить на это драгоценную человеческую жизнь. Если ставить себе подлинную Цель, то эта цель должна быть благородной — как Будда называл свое учение «благородным». Единственная благородная цель — это устремленность к Истине, т.е. к Невозможному. Мы должны желать Невозможного — если у нас достаточно для этого дущевных сил. А на пути к Невозможному успеха быть не может — иначе какое же это Невозможное?
Более того: любая тень успеха, «продвижения» есть указатель на очередное заблуждение, очередную «прелесть». Вот так и проходит Благородный Путь: от ошибки к ошибке, от провала к провалу, от разочаровния к разочарованию. Без надежды и стыда. И «лажание» тогда перестает удивлять, огорчать, пугать. Оно естественно как дыхание. Мы ищем Истину — а это значит, что мало-помалу мы перестаем искать нечто для себя, для своего «пробуждения» и прочих радостей светлого будущего. Мы заинтересованы в чем-то, что не имеет к нам самим никакого отношения — притом это «что-то» недостижимо. И мы понемногу избавляемся от вульгарности в себе, от духовного мещанства, от стяжательства. Мы все меньше ждем от поиска перспективы собственного, персонального счастья.
Если в нас не созреет все более и более маниакальное стремление к Истине, к этому абстрактному, недостижимому, безумному призраку, если мы не чувствуем одержимости желанием разгадки логарифма под названием «жизнь» — то путь, которому мы следуем, вряд ли можно назвать подлинно духовным. Хотя, если разобраться, этот путь действительно приводит к «Плоду» — такому плоду, которому порадуемся и мы сами, и наши потенциальные слушатели, зрители, читатели и ученики. Тот, кто выбирает Достижимое — рано или поздно достигает его. Тот, кого влечет Невозможное, непременно остается в дураках. Именно поэтому пробужденных крайне мало. Несравнимо меньше, чем хороших, счастливых, гармоничных и состоявшихся людей. Многократно лажавшихся, но в итоге сделавших все правильно и заслуженно пожавших плоды своих многолетних трудов.
1 комментарий