16 февраля 2016, 03:25
Варанаси - место силы Махакалабхайравы
В разные временные периоды этот легендарный город, расположенный на берегу священной реки Ганга, назывался по-разному: Махашмашана, Анандаканана, Бенарес… В Ригведе он именуется Каши – «сияющий», и это упоминание говорит современным ученым о том, что город существовал, как минимум, три тысячи лет назад. Согласно же религиозным индуистским источникам, городу около пяти тысяч лет. Ныне его имя – Варанаси. Также как для католиков священным городом является Рим, а для мусульман – Мекка, превосходящий по возрасту оба эти города Варанаси является самым священным городом для всех индуистов. Он также считается священным для буддистов и джайнов. Согласно преданию, его воздвиг бог Шива. На протяжении тысячелетий, Варанаси был крупнейшим духовным, научным и культурным центром Востока. Когда-то город бы таким же эстетически прекрасным, как святым и древним. Его архитектура поражала своим великолепием. Но мусульманские захватчики несколько раз вторгались в Бенарес и разрушали его, каждый раз начиная с великолепных индуистских храмов. Последний раз архитектуру города уничтожили исламские войска падишаха Аурангзеба. Это случилось в конце XVII века. Индуисты в очередной раз отстроили Бенарес, и на руинах древних храмов построили храмы новые. Однако политическая и культурная обстановка, наряду с экономическими проблемами, воспрепятствовали возрождению города во всем его архитектурном великолепии. С тех пор Варанаси остается просто самым священным городом для индуистов всего земного шара. Он создан Шивой, полон святых питх (тронов божественности) и расположен на берегу священной реки Ганга, согласно мифам истекающей из макушки Шивы и стекающей на землю с небес. Варанаси – и тиртха (место священной воды) и питха, трон божественности, обязательное место паломничества для каждого индуиста.
Каждый день более шестидесяти тысяч людей приходят к берегу реки Ганга, для того чтобы омыться от скверны грехов и открыться для божественности. В этом городе боги и богини спускаются на землю, а над людьми доминирует не закон кармы, а закон Бхайравы. Как и тысячелетия назад, паломники со всего мира приезжают в Варанаси – освятить свою жизнь или освятить свою смерть. Дело в том, что согласно индуизму, город находится под покровительством трансгрессивного бога Бхайравы, обладающего властью изменять закон кармы в пользу человека, искренне предавшегося Бхайраве и его супруге – богине Кали. Следовательно, чтобы получить посмертие качественно превосходящее посмертие заслуженное по карме – надлежит умереть в Варанаси и быть кремированным в одном из двух мест сожжения Бхайравой плохой кармы: на Маникарника Шмашане или на Харишчандра Шмашане. Вот и едут в Варанаси люди со всей Индии, со всей планеты: живые, умирающие и мертвые. Живые добираются сами, а умирающих и мертвых в священный город Бхайравы доставляют их родственники.
Кремация в Варанаси соответствует космическому растворению вселенной (пралайа) и задумана как форма огненной жертвы, где жрец (главный присутствующий на похоронах) идентифицирован с божественным (Шивой) посредством медитации на жертве в форме трупа (шава = Шива). Так же, как Индия, как говорят, является сердцем мира, а Варанаси – сердцем Индии, шмашаны Маникарника и Харишчандра, вместе с храмами Калабхайравы и Каши Вишванатха – являются сердцем Варанаси. Для индуиста смерть или кремация в Варанаси, на берегу священной Ганги, является не обычным биологическим актом, а мистико-магической инициацией, очищающей грешника от груза негативной кармы. Механизм, посредством которого переживается вся эта карма, называют бхайрави-йатана. Поскольку это называют «искупляющим наказанием», можно сделать вывод, что это применяется, в первую очередь, к преодолению очень плохой кармы. Наказание Бхайравы краткое, продолжающееся один момент, и при этом – очень интенсивное. Это своего рода камера сгорания негативного опыта, посредством которой карма, обычно приземляющая индивида в аду или погружающая его в многочисленные плохие перерождения, полностью переживается в долю секунды. Не только священная мистико-магическая география Варанаси подтверждает то, что кремация на Маникарника Шмашане понята в терминах огненного восхождения адепта по сушумне, но именование сушумны шмашаном в тайных тантрических текстах – очень ясно показывает, что именно этот подъем составляет реальную инициатическую смерть. Хотя Варанаси иногда идентифицируется с аджна-чакрой, мистическим центром между носом и бровями адепта, он также идентифицируется с тонким телом в целом. Реки Аси и Варуна в окрестностях города, от чьих имен и образовано имя города «Варанаси», а также третья река, которая течет через центр, идентифицируются с тремя главными каналами йогического тела: с идой, пингалой и сушумной. В современное время третья река не видима, и ее точное местоположение является предметом дискуссий. Некоторые наиболее опытные теологи идентифицируют ее с Брахманалой, маленьким ручьем, от которого не осталось никаких очевидных следов, но который должен впадать из Маникарники в Гангу. Тогда, согласно этой идентификации, центральный канал мистического тела Варанаси заканчивается в кремационной земле, приравнивая ее к высочайшему центру йогической анатомии. В этом контексте, возможно, стоит напомнить, что два синонима, найденные в текстах для сушумны – это брама-нади и шмашан, место кремации.
В Варанаси каждый день ритуально кремируют от двухсот до трехсот тел на Маникарника Шмашане и Харишчандра Шмашане. Кремация мертвых тел происходит двадцать три часа в сутки. Краткий перерыв происходит между пятью и шестью часами утра. Процессом кремации заведует каста Дом. Эти люди – неприкасаемые для большинства ортодоксальных индуистов, уважаемые агхориями и тантриками, мои хорошие, добрые друзья. Трупы кремируют на кострах. Огни, от которых их зажигают, берутся из храма того божества, которого особо почитал покойник. Согласно преданиям, храмовые огни горят несколько тысяч лет, и даже мусульмане, разрушившие индуистские храмы, не смогли уничтожить непрерывность святого пламени. Маникарника Шмашан – олицетворение огня в мистическом канале сушумна, находящемся внутри позвоночника человека. Также он является олицетворением универсального вселенского шмашана Калагни Питха, который является основанием мироздания, чье пламя уничтожит вселенную в процессе великого растворения – Махапралайи. Маникарника — пятая из пяти священных тиртх. В индийской культуре число пять — это центр, супер-фиксатор остальных четырех. Согласно мистическому символизму, Маникарника — манифестация места создания и разрушения этого мира. За год на этом шмашане кремируется около тридцати тысяч человеческих тел. Харишчандра Шмашан олицетворяет все то, что олицетворяет Маникарника. Разница между двумя шмашанами в том, что Маникарника является главным официальным, «парадным» шмашаном планеты, а Харишчандра является основным кремационным полем для тайной мистической практики. Маникарника всегда забита толпами людей, там сжигают трупы материально обеспеченных лиц из благопристойных каст. На Харишчандра Шмашане сжигают трупы людей всех каст, включая неприкасаемых. То есть этот шмашан на сегодня придерживается недвойственных правил. К тому же он не забит толпами людей, что делает практику мистической садханы гораздо более легкой. На Харишчандра Шмашане можно практиковать то, чему на Маникарника Шмашане помешают люди и полиция. Это мой коренной шмашан, мой мистический дом. Там у меня со всеми очень хорошие, родственные отношения.
Не только мертвых может освободить в Варанаси Бхайрава от груза кармы, но и живых. Эти священные мистерии происходят в таких духовных местах силы как Пишач Мочан и Капалмочан Тиртха. Пишач Мочан – место, в котором, согласно священным мифам, трансгрессивный бог Бхайрава оторвал голову Брахме, богу-творцу вселенной, сошедшему на землю из своей небесной обители. Именно тут мертвая голова Брахмы приросла к Бхайраве. Это место считается в кругах правоверных индуистов обителью нечистой силы и всевозможной нежити. Ни один рикша не повезет человека на Пишач Мочан в вечернее или ночное время. В то же время, среди радикальных мистиков – агхориев, тантриков, каул, Пишач Мочан является священным местом силы. Ведь именно там сила радикального трансгрессивного духовного пути восторжествовала над силой «благопристойного» брахманистского мэйнстрим-индуизма. Эта территория является проклятой для обывателя, в то время как радикальный мистик, практикующий бхайрава-кали-дхарму, имеет шанс обрести там дживанмукти: божественность, дарующую прижизненное освобождение от сансары. Преступники из криминальных каст совершают здесь тайные молебствия. Ведь на Пишач Мочане совершилось главное преступление вселенной – богоубийство. И совершилось оно не просто как жуткий грех, но как обожествляющий духовный акт трансгрессивного преступного пути. Современный Пишач Мочан представляет собой водоем с «проклятой водой» и храм Бхайравы на берегу водоема. В храме, помимо мурти Бхайравы и Шивалингама, находится каменная голова Брахмы. Согласно преданиям, если шепнуть в ухо этой головы свое сокровенное задуманное желание – оно может быть исполнено. В храм Бхайравы вросло священное дерево, украшенное пестрыми лентами. На крыше храма – площадка для медитаций, о которой знают лишь адепты, посвященные в традицию Бхайравы. Сила Пишач Мочана огромна, и медитация на этом месте может принести плоды, ошеломляющие своим величием. В праздник Бхайрава Джайанти, день рождения Бхайравы, адепты проводят особое молебствие богу трансгрессивного мистицизма и владыке преступного мира.
Капалмочан Тиртха – место силы, в котором Бхайрава смыл с себя грех богоубийства. Здесь приросшая к Бхайраве голова Брахмы упала наземь, символизируя успешное завершение парадоксального духовного пути. Паломники в Варанаси не боятся умереть в этом городе. Напротив, они желают этого: их паломничество на Махашмашан основано на ритуальной модели прибытия Бхайравы в Варанаси во имя искупления его ужасного греха и последующего воцарения в городе.
Капалмочан Тиртха представляет собой водоем со священной водой, на берегу которого находится святилище Бхайравы и Кали. Современный народ называет это капище «храмом Лат Бхайравы». Лат – это синоним слова «кхатванга» – палица или посох Бхайравы. Кхатванга также ассоциируется с фаллосом Бхайравы – шивалингамом. Огромный фаллос-палица установлен в символизирующем йони богини Кали глубоком колодце капища. Согласно старинным источникам, прежде всего это храм Капалабхайравы – святого преступника. Однако капище Капалмочан Тиртхи можно назвать храмом девяти бхайрав: вокруг лата, установленного в колодце, располагаются восемь квадратных в сечении каменных тумб, символизирующих восемь бхайрав и их восемь шакти. В углу капища находится мурти богини Кали. Пользу от медитативных мистерий, совершаемых адептом на этом месте огромной силы, невозможно переоценить. Палица Бхайравы как ось вселенной — это макрокосмическая проекция позвоночника. Смерть бренного и торжество духовного через инициацию вызывала поднятие жизненных ветров через сушумну в форме огненного шара, который проходит сквозь череп в «отверстие Брахмы» (брама-рандхра). Только такое понимание палицы Бхайравы объясняет определение кхатванги адепта-капалика как «символ, сделанный из черепа, насаженного на посох (данда)». Мистерии святых мест Варанаси непосредственно связанны с процессами внутренней тантрической алхимии, обожествляющей адепта.
Еще одно священное место силы Варанаси – храм Калабхайравы: старшего, главного Бхайравы. Он расположен в самом сердце лабиринта узких улиц старого города. Вместе с храмом Каши Вишванатха, храм Калабхайравы является центром городской мандалы священного Каши. Сущностная разница между этими двумя святилищами такова: храм Каши Вишванатх является великим местом силы для индуистов всех направлений, включая шиваитов, вишнуитов и кришнаитов; храм Калабхайравы является великим местом силы, прежде всего для бхакт Бхайравы, Кали и Шивы. Просить божественность в храме Вишванатха об успехе в афере, краже или ограблении – затея оригинальная, но не самая лучшая. А вот просить об этом божественность в храме Калабхайравы – адекват.
Калабхайрава покровительствует не только в официально благопристойных и легальных делах, но и в трансгрессивных делах, включая деяния криминальные. У аферистов, воров и разбойников – своя природная дхарма, которой они обязаны следовать. А каждая дхарма – излучение того или иного божества. То же самое касается дхармы агхориев, тантриков, каул.
В Варанаси располагается еще несколько храмов Бхайравы: святилище Ватукабхайравы («Бхайрава-пацан», наряду с Ганешей – хранитель покоя Шивы и Шакти), Унматтабхайравы («Бхайрава Безумный»), Рурубхайравы («Бхайрава Дикарь») и других форм этого трансгрессивного бога. Храм Каши Вишванатх – обитель одного из двенадцати великих джйотир лингамов: окаменевших столбов света звезды Аридры (Бетельгейзе), в виде которых Шива однажды проявил себя. Этот центр паломничества есть великое место силы для каждого шиваита, шакта, а также для представителей других направлений индуизма. Храм Каши Вишванатх называют «Золотым Храмом», так как его крыша покрыта восемьюстами двадцатью килограммами чистого золота, однажды подаренного храму Ранджит Сингхом – махараджей Великого княжества Пенджаб. К этой питхе не зарастает тропа паломников. На территории Бенаресского университета, из белого мрамора, в архитектурном стиле Нагара, построен новый храм Каши Вишванатх. Являясь копией старого храма, он гораздо обширнее и выше его. Главная башня нового Каши Вишванатха выше знаменитого Кутуб Минара, расположенного в Нью Дели. Храм посвящен Шиве и Шакти. Он украшен множеством свастик, трезубцев и фрагментов из священных писаний. В Варанаси находится храм бога Ханумана, именуемый иностранцами «храмом Обезьян», в силу того, что в нем обитает масса обезьян. Оно и не удивительно: в этом святилище божественность почитают как Великую Обезьяну. Ее имя – Хануман. Это царь и бог всех обезьян, великий воин, друг и помощник царственного бога Рамы.
В Варанаси есть храмы Дурги, Ганеши и многих других божеств свастики. В городе и его окрестностях находится несколько агхорических ашрамов, включая знаменитый коренной агхора-ашрам Кинарам Крим Кунд. Святилища в Варанаси расположены повсюду. И все же для многих посторонних людей этот город воспринимается не как рай, а как зловещая манифестация инфернального измерения. Из опыта знаю, что для многих туристов и белых паломников посещение святого города Варанаси — тяжкое и удручающее впечатление. Трупная копоть, мертвецы, грязь, криминал, зловещие легенды о зловещих богах. Места духовной силы, на некоторые из которых народ предпочитает не ходить в темное время суток. Варанаси является одновременно святым городом, городом грехов и городом трансгрессивной божественности. Возле Маникарника Шмашана, на одной из узких улочек, есть маленький храм Кали, он же – «Кибер-кафе Кали» и он же «Магазин Кали» — точка по торговле наркотиками. Жрец храма – самый настоящий брахман из высшей варны брахманов, отпрыск древнего рода, по совместительству владелец кибер-кафе и драгдилер. Агенты жреца, парни из бихарской и уттарпрадешевской шпаны, ловят туристов в районе Маникарника Шмашана и толкают им гашиш, опиум и героин. Для благочестивых последователей «благопристойных» духовный путей – ужас и дегенерация. Для адептов же трансгрессивных путей ритуальная покупка гашиша у членов бихарской мафии – такое же священнодействие, как и ряд медитаций на Пишач Мочане и в храме Калабхайравы. Варанаси я воспринимаю легко и духовно. И секрет этого в том, что для меня этот город всегда был не «благостным Иерусалимом», не «правоверной Меккой». Я с самого начала так и воспринимал: город сакральной, священной трансгрессии. Где упыри, нечестивцы, духи мертвых и криминал перемешиваются со святыми мудрецами, агхорическими подвижниками, древними шмашанами, учеными пандитами и святилищами. И Бхайрава для меня изначально был не только богом богов и мудрецов, но и богом чертей, ракшасов, разбойников. Харишчандра Шмашан – мне духовный дом родной. Ума и внутренней силы у меня достаточно, чтобы не страдать от «мерзкой трупной копоти», «деградации духовности» или «дегенерации брахманов». Для меня это священный город, в двадцать первом веке играющий роль одухотворения жизни адептов путей обожествляющей трансгрессии. И, о боги, слава вам, как мощно он одухотворяет!
Ночь, Харишчандра Шмашан. Храм «Бум-бум бабая», храм Кали и храм Руру Бхайравы. Здание бездействующего крематория, площадки действующего шмашана. В воздухе звезды, мотыльки, совы и летучие мыши. Костры кремации. Родственники умерших, могильщики касты дом. Тантрики, садху, авадхуты, агхори сидят кружочком. По кругу передается капала с индийским виски и чилум с гашишем. Звучат мантры. Кто-то в темном углу делает джапу. Кто-то, выбрав место получше, созерцает сгорающие трупы. Вот нога трупа выскользнула из костра, могильщик шестом засовывает ее обратно в огонь. Лопается череп, кипят мозги, вспыхивает человеческий жир. Копоть хлопьями уходит к небу, смешиваясь с дымом кухни ресторана Сонмони. Искры костров уносятся вверх, силой ночного ветра смешиваются с искрами звезд черного неба, отражающимися в водах священной Ганги. Разве не красиво, не романтично? Где на Земле вы сможете найти еще одно такое место?! Обстановка такая, какая рекомендуется древними агамами, какая освящена Бхайравой и Кали в тантрических текстах. Вот только было бы на шмашане не так многолюдно – тогда можно было бы практиковать прямо у площадки некоторые важные практики. Но ничего, эти практики я делаю в отеле, что стоит прямо у шмашана. В свое время, я навел русскоязычных паломников на этот шмашан и отель над шмашаном, в котором так хорошо практиковать тантрическую садхану. Понятное дело, вслед за несколькими серьезными мистиками, «за компанию с ними», понаехало немало глупых и слабых людей, забывших о духовном и лишь употребляющих гашиш, опиум и героин. Да и среди садху, проводящих время на шмашане, не так уж мало аналогичных им лунатиков. Однако, при всем при этом, в Варанаси в целом и на шмашане в частности, можно встретить удивительных мистиков – мудрых и сильных. И самое главное: в этом городе можно обрести шактипат в результате даршана отца Бхайравы и матери Кали.
Каждый день более шестидесяти тысяч людей приходят к берегу реки Ганга, для того чтобы омыться от скверны грехов и открыться для божественности. В этом городе боги и богини спускаются на землю, а над людьми доминирует не закон кармы, а закон Бхайравы. Как и тысячелетия назад, паломники со всего мира приезжают в Варанаси – освятить свою жизнь или освятить свою смерть. Дело в том, что согласно индуизму, город находится под покровительством трансгрессивного бога Бхайравы, обладающего властью изменять закон кармы в пользу человека, искренне предавшегося Бхайраве и его супруге – богине Кали. Следовательно, чтобы получить посмертие качественно превосходящее посмертие заслуженное по карме – надлежит умереть в Варанаси и быть кремированным в одном из двух мест сожжения Бхайравой плохой кармы: на Маникарника Шмашане или на Харишчандра Шмашане. Вот и едут в Варанаси люди со всей Индии, со всей планеты: живые, умирающие и мертвые. Живые добираются сами, а умирающих и мертвых в священный город Бхайравы доставляют их родственники.
Кремация в Варанаси соответствует космическому растворению вселенной (пралайа) и задумана как форма огненной жертвы, где жрец (главный присутствующий на похоронах) идентифицирован с божественным (Шивой) посредством медитации на жертве в форме трупа (шава = Шива). Так же, как Индия, как говорят, является сердцем мира, а Варанаси – сердцем Индии, шмашаны Маникарника и Харишчандра, вместе с храмами Калабхайравы и Каши Вишванатха – являются сердцем Варанаси. Для индуиста смерть или кремация в Варанаси, на берегу священной Ганги, является не обычным биологическим актом, а мистико-магической инициацией, очищающей грешника от груза негативной кармы. Механизм, посредством которого переживается вся эта карма, называют бхайрави-йатана. Поскольку это называют «искупляющим наказанием», можно сделать вывод, что это применяется, в первую очередь, к преодолению очень плохой кармы. Наказание Бхайравы краткое, продолжающееся один момент, и при этом – очень интенсивное. Это своего рода камера сгорания негативного опыта, посредством которой карма, обычно приземляющая индивида в аду или погружающая его в многочисленные плохие перерождения, полностью переживается в долю секунды. Не только священная мистико-магическая география Варанаси подтверждает то, что кремация на Маникарника Шмашане понята в терминах огненного восхождения адепта по сушумне, но именование сушумны шмашаном в тайных тантрических текстах – очень ясно показывает, что именно этот подъем составляет реальную инициатическую смерть. Хотя Варанаси иногда идентифицируется с аджна-чакрой, мистическим центром между носом и бровями адепта, он также идентифицируется с тонким телом в целом. Реки Аси и Варуна в окрестностях города, от чьих имен и образовано имя города «Варанаси», а также третья река, которая течет через центр, идентифицируются с тремя главными каналами йогического тела: с идой, пингалой и сушумной. В современное время третья река не видима, и ее точное местоположение является предметом дискуссий. Некоторые наиболее опытные теологи идентифицируют ее с Брахманалой, маленьким ручьем, от которого не осталось никаких очевидных следов, но который должен впадать из Маникарники в Гангу. Тогда, согласно этой идентификации, центральный канал мистического тела Варанаси заканчивается в кремационной земле, приравнивая ее к высочайшему центру йогической анатомии. В этом контексте, возможно, стоит напомнить, что два синонима, найденные в текстах для сушумны – это брама-нади и шмашан, место кремации.
В Варанаси каждый день ритуально кремируют от двухсот до трехсот тел на Маникарника Шмашане и Харишчандра Шмашане. Кремация мертвых тел происходит двадцать три часа в сутки. Краткий перерыв происходит между пятью и шестью часами утра. Процессом кремации заведует каста Дом. Эти люди – неприкасаемые для большинства ортодоксальных индуистов, уважаемые агхориями и тантриками, мои хорошие, добрые друзья. Трупы кремируют на кострах. Огни, от которых их зажигают, берутся из храма того божества, которого особо почитал покойник. Согласно преданиям, храмовые огни горят несколько тысяч лет, и даже мусульмане, разрушившие индуистские храмы, не смогли уничтожить непрерывность святого пламени. Маникарника Шмашан – олицетворение огня в мистическом канале сушумна, находящемся внутри позвоночника человека. Также он является олицетворением универсального вселенского шмашана Калагни Питха, который является основанием мироздания, чье пламя уничтожит вселенную в процессе великого растворения – Махапралайи. Маникарника — пятая из пяти священных тиртх. В индийской культуре число пять — это центр, супер-фиксатор остальных четырех. Согласно мистическому символизму, Маникарника — манифестация места создания и разрушения этого мира. За год на этом шмашане кремируется около тридцати тысяч человеческих тел. Харишчандра Шмашан олицетворяет все то, что олицетворяет Маникарника. Разница между двумя шмашанами в том, что Маникарника является главным официальным, «парадным» шмашаном планеты, а Харишчандра является основным кремационным полем для тайной мистической практики. Маникарника всегда забита толпами людей, там сжигают трупы материально обеспеченных лиц из благопристойных каст. На Харишчандра Шмашане сжигают трупы людей всех каст, включая неприкасаемых. То есть этот шмашан на сегодня придерживается недвойственных правил. К тому же он не забит толпами людей, что делает практику мистической садханы гораздо более легкой. На Харишчандра Шмашане можно практиковать то, чему на Маникарника Шмашане помешают люди и полиция. Это мой коренной шмашан, мой мистический дом. Там у меня со всеми очень хорошие, родственные отношения.
Не только мертвых может освободить в Варанаси Бхайрава от груза кармы, но и живых. Эти священные мистерии происходят в таких духовных местах силы как Пишач Мочан и Капалмочан Тиртха. Пишач Мочан – место, в котором, согласно священным мифам, трансгрессивный бог Бхайрава оторвал голову Брахме, богу-творцу вселенной, сошедшему на землю из своей небесной обители. Именно тут мертвая голова Брахмы приросла к Бхайраве. Это место считается в кругах правоверных индуистов обителью нечистой силы и всевозможной нежити. Ни один рикша не повезет человека на Пишач Мочан в вечернее или ночное время. В то же время, среди радикальных мистиков – агхориев, тантриков, каул, Пишач Мочан является священным местом силы. Ведь именно там сила радикального трансгрессивного духовного пути восторжествовала над силой «благопристойного» брахманистского мэйнстрим-индуизма. Эта территория является проклятой для обывателя, в то время как радикальный мистик, практикующий бхайрава-кали-дхарму, имеет шанс обрести там дживанмукти: божественность, дарующую прижизненное освобождение от сансары. Преступники из криминальных каст совершают здесь тайные молебствия. Ведь на Пишач Мочане совершилось главное преступление вселенной – богоубийство. И совершилось оно не просто как жуткий грех, но как обожествляющий духовный акт трансгрессивного преступного пути. Современный Пишач Мочан представляет собой водоем с «проклятой водой» и храм Бхайравы на берегу водоема. В храме, помимо мурти Бхайравы и Шивалингама, находится каменная голова Брахмы. Согласно преданиям, если шепнуть в ухо этой головы свое сокровенное задуманное желание – оно может быть исполнено. В храм Бхайравы вросло священное дерево, украшенное пестрыми лентами. На крыше храма – площадка для медитаций, о которой знают лишь адепты, посвященные в традицию Бхайравы. Сила Пишач Мочана огромна, и медитация на этом месте может принести плоды, ошеломляющие своим величием. В праздник Бхайрава Джайанти, день рождения Бхайравы, адепты проводят особое молебствие богу трансгрессивного мистицизма и владыке преступного мира.
Капалмочан Тиртха – место силы, в котором Бхайрава смыл с себя грех богоубийства. Здесь приросшая к Бхайраве голова Брахмы упала наземь, символизируя успешное завершение парадоксального духовного пути. Паломники в Варанаси не боятся умереть в этом городе. Напротив, они желают этого: их паломничество на Махашмашан основано на ритуальной модели прибытия Бхайравы в Варанаси во имя искупления его ужасного греха и последующего воцарения в городе.
Капалмочан Тиртха представляет собой водоем со священной водой, на берегу которого находится святилище Бхайравы и Кали. Современный народ называет это капище «храмом Лат Бхайравы». Лат – это синоним слова «кхатванга» – палица или посох Бхайравы. Кхатванга также ассоциируется с фаллосом Бхайравы – шивалингамом. Огромный фаллос-палица установлен в символизирующем йони богини Кали глубоком колодце капища. Согласно старинным источникам, прежде всего это храм Капалабхайравы – святого преступника. Однако капище Капалмочан Тиртхи можно назвать храмом девяти бхайрав: вокруг лата, установленного в колодце, располагаются восемь квадратных в сечении каменных тумб, символизирующих восемь бхайрав и их восемь шакти. В углу капища находится мурти богини Кали. Пользу от медитативных мистерий, совершаемых адептом на этом месте огромной силы, невозможно переоценить. Палица Бхайравы как ось вселенной — это макрокосмическая проекция позвоночника. Смерть бренного и торжество духовного через инициацию вызывала поднятие жизненных ветров через сушумну в форме огненного шара, который проходит сквозь череп в «отверстие Брахмы» (брама-рандхра). Только такое понимание палицы Бхайравы объясняет определение кхатванги адепта-капалика как «символ, сделанный из черепа, насаженного на посох (данда)». Мистерии святых мест Варанаси непосредственно связанны с процессами внутренней тантрической алхимии, обожествляющей адепта.
Еще одно священное место силы Варанаси – храм Калабхайравы: старшего, главного Бхайравы. Он расположен в самом сердце лабиринта узких улиц старого города. Вместе с храмом Каши Вишванатха, храм Калабхайравы является центром городской мандалы священного Каши. Сущностная разница между этими двумя святилищами такова: храм Каши Вишванатх является великим местом силы для индуистов всех направлений, включая шиваитов, вишнуитов и кришнаитов; храм Калабхайравы является великим местом силы, прежде всего для бхакт Бхайравы, Кали и Шивы. Просить божественность в храме Вишванатха об успехе в афере, краже или ограблении – затея оригинальная, но не самая лучшая. А вот просить об этом божественность в храме Калабхайравы – адекват.
Калабхайрава покровительствует не только в официально благопристойных и легальных делах, но и в трансгрессивных делах, включая деяния криминальные. У аферистов, воров и разбойников – своя природная дхарма, которой они обязаны следовать. А каждая дхарма – излучение того или иного божества. То же самое касается дхармы агхориев, тантриков, каул.
В Варанаси располагается еще несколько храмов Бхайравы: святилище Ватукабхайравы («Бхайрава-пацан», наряду с Ганешей – хранитель покоя Шивы и Шакти), Унматтабхайравы («Бхайрава Безумный»), Рурубхайравы («Бхайрава Дикарь») и других форм этого трансгрессивного бога. Храм Каши Вишванатх – обитель одного из двенадцати великих джйотир лингамов: окаменевших столбов света звезды Аридры (Бетельгейзе), в виде которых Шива однажды проявил себя. Этот центр паломничества есть великое место силы для каждого шиваита, шакта, а также для представителей других направлений индуизма. Храм Каши Вишванатх называют «Золотым Храмом», так как его крыша покрыта восемьюстами двадцатью килограммами чистого золота, однажды подаренного храму Ранджит Сингхом – махараджей Великого княжества Пенджаб. К этой питхе не зарастает тропа паломников. На территории Бенаресского университета, из белого мрамора, в архитектурном стиле Нагара, построен новый храм Каши Вишванатх. Являясь копией старого храма, он гораздо обширнее и выше его. Главная башня нового Каши Вишванатха выше знаменитого Кутуб Минара, расположенного в Нью Дели. Храм посвящен Шиве и Шакти. Он украшен множеством свастик, трезубцев и фрагментов из священных писаний. В Варанаси находится храм бога Ханумана, именуемый иностранцами «храмом Обезьян», в силу того, что в нем обитает масса обезьян. Оно и не удивительно: в этом святилище божественность почитают как Великую Обезьяну. Ее имя – Хануман. Это царь и бог всех обезьян, великий воин, друг и помощник царственного бога Рамы.
В Варанаси есть храмы Дурги, Ганеши и многих других божеств свастики. В городе и его окрестностях находится несколько агхорических ашрамов, включая знаменитый коренной агхора-ашрам Кинарам Крим Кунд. Святилища в Варанаси расположены повсюду. И все же для многих посторонних людей этот город воспринимается не как рай, а как зловещая манифестация инфернального измерения. Из опыта знаю, что для многих туристов и белых паломников посещение святого города Варанаси — тяжкое и удручающее впечатление. Трупная копоть, мертвецы, грязь, криминал, зловещие легенды о зловещих богах. Места духовной силы, на некоторые из которых народ предпочитает не ходить в темное время суток. Варанаси является одновременно святым городом, городом грехов и городом трансгрессивной божественности. Возле Маникарника Шмашана, на одной из узких улочек, есть маленький храм Кали, он же – «Кибер-кафе Кали» и он же «Магазин Кали» — точка по торговле наркотиками. Жрец храма – самый настоящий брахман из высшей варны брахманов, отпрыск древнего рода, по совместительству владелец кибер-кафе и драгдилер. Агенты жреца, парни из бихарской и уттарпрадешевской шпаны, ловят туристов в районе Маникарника Шмашана и толкают им гашиш, опиум и героин. Для благочестивых последователей «благопристойных» духовный путей – ужас и дегенерация. Для адептов же трансгрессивных путей ритуальная покупка гашиша у членов бихарской мафии – такое же священнодействие, как и ряд медитаций на Пишач Мочане и в храме Калабхайравы. Варанаси я воспринимаю легко и духовно. И секрет этого в том, что для меня этот город всегда был не «благостным Иерусалимом», не «правоверной Меккой». Я с самого начала так и воспринимал: город сакральной, священной трансгрессии. Где упыри, нечестивцы, духи мертвых и криминал перемешиваются со святыми мудрецами, агхорическими подвижниками, древними шмашанами, учеными пандитами и святилищами. И Бхайрава для меня изначально был не только богом богов и мудрецов, но и богом чертей, ракшасов, разбойников. Харишчандра Шмашан – мне духовный дом родной. Ума и внутренней силы у меня достаточно, чтобы не страдать от «мерзкой трупной копоти», «деградации духовности» или «дегенерации брахманов». Для меня это священный город, в двадцать первом веке играющий роль одухотворения жизни адептов путей обожествляющей трансгрессии. И, о боги, слава вам, как мощно он одухотворяет!
Ночь, Харишчандра Шмашан. Храм «Бум-бум бабая», храм Кали и храм Руру Бхайравы. Здание бездействующего крематория, площадки действующего шмашана. В воздухе звезды, мотыльки, совы и летучие мыши. Костры кремации. Родственники умерших, могильщики касты дом. Тантрики, садху, авадхуты, агхори сидят кружочком. По кругу передается капала с индийским виски и чилум с гашишем. Звучат мантры. Кто-то в темном углу делает джапу. Кто-то, выбрав место получше, созерцает сгорающие трупы. Вот нога трупа выскользнула из костра, могильщик шестом засовывает ее обратно в огонь. Лопается череп, кипят мозги, вспыхивает человеческий жир. Копоть хлопьями уходит к небу, смешиваясь с дымом кухни ресторана Сонмони. Искры костров уносятся вверх, силой ночного ветра смешиваются с искрами звезд черного неба, отражающимися в водах священной Ганги. Разве не красиво, не романтично? Где на Земле вы сможете найти еще одно такое место?! Обстановка такая, какая рекомендуется древними агамами, какая освящена Бхайравой и Кали в тантрических текстах. Вот только было бы на шмашане не так многолюдно – тогда можно было бы практиковать прямо у площадки некоторые важные практики. Но ничего, эти практики я делаю в отеле, что стоит прямо у шмашана. В свое время, я навел русскоязычных паломников на этот шмашан и отель над шмашаном, в котором так хорошо практиковать тантрическую садхану. Понятное дело, вслед за несколькими серьезными мистиками, «за компанию с ними», понаехало немало глупых и слабых людей, забывших о духовном и лишь употребляющих гашиш, опиум и героин. Да и среди садху, проводящих время на шмашане, не так уж мало аналогичных им лунатиков. Однако, при всем при этом, в Варанаси в целом и на шмашане в частности, можно встретить удивительных мистиков – мудрых и сильных. И самое главное: в этом городе можно обрести шактипат в результате даршана отца Бхайравы и матери Кали.
0 комментариев