17 февраля 2016, 02:27

Капала садхана

Капала символизирует череп Брахмы, всю вселенную, голову нашей ограниченности и сансаричности. Алкоголь символизирует опьяняющую, дурманящую силу майи, сансары. Факт того что бхайравайт держит ее в руках говорит о том что он за пределами вселенной; что он больше чем вся вселенная. Наша рука, держащая капалу – это изначальная реальность, извергающаяся калагни.

Факт того что бхайравайт использует ее как чашу говорит о том что вся вселенная есть лишь орудие в руках бхайравайта – бога.



Бхайравайт должен пить но не терять ясности сознания и самоконтроля – это говорит о том что весь яд вселенской сансары – лишь прикольный напиток для Кали и Бхайравы. Капала в руках и в хозяйстве – символ того что ее владелец одолел свое костное облачение, включающее в себя эгоизм, страх, узость. Теперь бхайравайт все это может использовать в быту как подсобные вещи, находясь за пределами аффекта ими. Вира отождествляет себя с Бхайравой а капалини – с Кали. Практика идет на всех четырех уровнях.

Мы представляем что в вине или в виски капалы находятся все З6 таттв мироздания и все измерения и уровни бытия, и осознаем это. Мы выпиваем все это и вселенная оказывается внутри нас. Мы были пусты а капала – полна. Теперь капала пуста, мы полны. Все это соответствует тому что мы есть исконние владыки небытия и бытия, пустоты и полноты. Данная ритуальная практика перекликается с кхечари мудрой, предполагается что две эти садханы практикуются параллельно.


Можно детализировать садхану, держа капалу мудрой «основа всего мироздания». Два пальца внизу олицетворяют единых Шиву и Шакти, три пальца образующих трезубец – символизируют богинь Пара-Агхора, Парапара-Гхора и Апара-Гхоратари.

Пять пальцев другой руки могут накрывать капалу сверху и благословлять-формировать своей титанической благодатью вселенную. Пять пальцев – пять энергий бога, а также пять сокровищ, превращающих сансару в джагадананди.

Используются агхора мантры и сома мантры.

Предрассудки и неправильные представления окружают тантрийский путь. В глазах профанов, он выглядит смесью омерзительных актов черной магии и некрофилии, сексуальных оргий и наркотического дурмана. Сколько было сказано негативных слов в адрес адептов тантризма, чей образ неотьемлемо включает в себя «отвратительный, демонический и зловещий обряд испития из чаши, сделанной из головы мертвеца».

Надо сказать, что тантризм является одним из самых древнейших, архаичных духовных путей человечества. И если узор его логоса — филигранная, утонченная и изощренная философия возникла, приблизительно, за период с VI-V веков до н.э. по последние века н.э., то часть учения, которая передается языком мифоса и символов – существовала и в палеолите.

В те древние времена сознание человека и его язык – очень отличались от современных эквивалентов. В частности, своей нерасчлененностью и упором не на логические умопостроения а на «тропы» цепочки образов, передающие не голые идеи, а информацию о феноменах, в целом спектре характеристик, отношений и эмоционального воздействия. Человек в те далекие времена не отделял себя от всего остального таким драматическим способом, как это делает человек современный. Тьма и Свет, Добро и Зло, Дух и Материя, Небо и Земля, Жизнь и Смерть – не были резко и контрастно отделены друг от друга – ни онтологически, ни символически. По мере проистечения тысячелетий, происходило разделение всего этого.

Современный человек испытывает затруднения адекватно понять тантризм – его суть, его язык передачи учения, его методики. Я посвятил изрядную часть своей жизни созданию моста между тантризмом и современностью. С моей точки зрения, современный научный язык психоанализа К. Югна, разработанный Э. Нойманном, Ж. Дюраном и другими учеными, способен принести большую пользу в деле пролития света на феномен тантрийского мировоззрения, языка и практического пути. Посему, в данной работе, как и в ряде других работ, я активно обращаюсь к результатам исследований Юнга, Нойманна и Дюрана, к современному научному языку описания мира и его отдельных феноменов. На мой взгляд, это поможет разъяснить современному человеку подлинное значение тантрийской чаши, сделанной из человеческого черепа, освободив образ тантрийского адепта от части современного суеверного ореола нечестивости и зла.

Известно, что древние язычники делали чаши из черепов побежденных врагов. Тем самым они утверждались как владыки над смертоносной вражеской силой, ассимилировалии эту силу, царили над ней. Сделать часть смертоносного врага своей полезной служанкой – домашней утварью – являлось фактором гармонизации себя с миром, фактором психологического покоя, свободы от страха, фактором, приближающим человека к богам. То есть, это был, прежде всего духовный, мистико-магический феномен, вовсе не кошмарное проявления зла, демонизма, невежества и бескультурья. В те жестокие и опасные века, все еще хранившие в себе понятия о божественности, гармонии, справедливости, чести, чаша из человеческого черепа была феноменом не разрушительным, не негативным, но созидательным и позитоивным. Она созидала гармонию, покой, уверенность, превосходство над жизнью и смертью.

Тантрийское отношение к таким чашам вбирает в себя все вышеупомянутые положительные эффекты наличия в домашнем хозяйстве такой посуды. Однако, на этом полезные свойства, качества и возможности такой чаши для тантрийского адепта не ограничиваются.

Капала – священная чаша из человеческого черепа – есть символ Великой Богини. По форме она напоминает йони и грудь. В мирном аспекте, как грудь – она питает своим содержимым. Аспект рождения – тоже мирный, на первый взгляд, приедельно связанный с силой жизни. Однако, это только одна сторона медали. Йони порождает живых существ, которых употребляют в пищу, и в этом четко прослеживается аспект разрушения и смерти. К тому же, питающая и утоляющая жажду чаша сделана из мертвой головы – черепа.

Жизнь капалы образовалась путем смерти существа. Прах, рожденный смертью – вот плоть жизни капалы. Прах есть символ бренного, материального, смертного и ограниченного. Убийство врага и жертвы на охоте – это, на первый взгляд, проявления мира круговерти сансары. Использование же капалы, созданной из праха, убийства и смерти, во имя свободы от материальных ограничений, во имя неуязвимости и бессмертия – ставит адепта выше материальных оков, выше смерти. То, что убивает и пугает профанов – служит адепту тантризма, кормит и питает его.

Плюс к этому, из таких чаш, во время тантрийских ритуалов, принято употреблять интоксиканты: вино, бханг, сому. Таким образом, в капале присутствуют силы секса, силы смерти и силы интоксикации. Или: жизнь (рождение, поддержание), смерть (пожирание, поглощение), модификация существования (услиение и ослабление интоксикации).

Надо сказать, что и эти силы и их символы – тоже полисемантичны. Оргазм секса, в некоторых аспектах, напоминает смерть. Смерть может быть воспринимаема как новое рождение; плюс к этому, убийство одого существа дарует продолжение жизни других существ.

Интоксикация же — может убивать старое мировосприятие и рождать новое восприятие. Также, интоксикация может убивать сознание путем его дезориентации, затуманивания, а может усиливать его, оживлять, растить, углублять, расширять и освещать – путем позитивного использования некоторых интоксикантов.

Адепт тантризма шепчет мантру над капалической чашей с интоксикантом. Мантра, как женская динамическая, трансформационная сила, и чаша, как элементарное, фундаментальное женское, превращают содержимое чаши во всю вселенную, полноту всех сил и феноменов. Поглощая питье, адепт вмещает в себя всю вселенную, обретая Пурнатву.

Фактически, любая субстанция, помещаемая в капалу и обрабатываемая мантрами, с точки зрения тантризма, утрачивает свои негативные качества и преобразовывается в субстанцию духовную, полную целебных и полезных качеств.

Во время особых ритуалов испития из капалы, адепт ставит ее на треногу, образованную мудрой из пяти пальцев. Середина капалы покоится на двух согнутых, прижатых друг к другу пальцах. Другие три пальца оттопырены и направленны вверх, подобно трезубцу или «чертовым вилам». Они поддерживают чашу по бокам, с трех сторон. Основа из двух соединенных пальцев – символизирует Великого Бога и Великую Богиню, Шиву и Шакти. Три же остальных пальца – символизируют триады проявления универсальной Богини. Это:
Созидание, Поддержание, Разрушение;
Прошлое, Настоящее, Будущее;
Верхний Мир, Средний Мир, Нижний Мир – и их силы;
Солнце, Луна, Огонь Звезды;
Субъект, Процесс Восприятия, Объект;
Сознание (Ум), Энергия (Речь), Форма (Тело);
Бхайрава, Кали, Адепт.

Эти триады унифицируются в одну триаду, и она состоит из трех богинь – Агхора, Гхора, Гхоратари В некоторых традициях эти три богини эквивалентны богиням Пара, Парапара и Апара. В пути Махакалагни эти две триады почти эквивалентнтны. Просто в одной триаде подчеркиваются аспекты Единства, Двойственности и Тройственности, или Множества; и одновременно — аспекты «Субъект, Объект и Восприятие». В другой триаде подчеркивается влияние трех богинь на живое существо.

Агхора –« добрая богиня», Гхоратари «злая богиня» и Гхора – «богиня центрального модуса». Под центральным модусом может пониматься либо нейтральность, либо способность на «и злые и добрые проявления». Истинность, архетипичность транскультурность и универсальность такой триады богинь была подтверждена исследованиями К. Юнга и Э. Нойманна. Я сам, исследуя феномен триады, обнаружил то, что она существует не только в индийском тантизме, но и в европейском язычестве, и даже в мистико-магическом учении африканского народа йоруба.

Таким образом, универсальные, вселенские Шива-Шакти (два соединенных пальца) манифестируют из себя три первичные, базовые силы (трезубец из трех пальцев). Те порождают Великую Мать (капалу), со всеми ее возможностями, со всей чудодейственной силой. Великая мать порождает весь мир (содержимое чаши). Вся описанная конструкция оживляется мантрами Шивы-Шакти, Трех Богинь, Великой Матери и Видьи – богини-покровительницы конкретного адепта, в которой ярко выражена Анима, в ее высочайшем аспекте и фазе проявления, развития.

2 комментария

sambodhi-raf
Салам, Ади…

… хорошее описание,
в тантрическом буддизме схожая схема:

2 к 3
3 к 5

Ади — Будда — Самантабхадра,
с супругой — Саматабхадри __ — союз Яб-Юм.

Далее Трикайя,
Три тела Будды (по мирам),
и пять центров в Авандуди (ну или в Сушумне по индийски).

()

.
sambodhi-raf
Мы были пусты а капала – полна. Теперь капала пуста, мы полны.
Все это соответствует тому что мы есть исконние владыки небытия и бытия, пустоты и полноты.

+

(зачётно)

()

.