18 февраля 2016, 18:20

Архетип Персоны в юнгианском психоанализе и в тантризме

Персона (личность, маска) — самый верхний слой личностного соз­нательного. Это архетип, согласно К. Г. Юнгу, социальная роль, которую человек играет выполняя требования, обращенные к нему со стороны общества. Это публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими, оно прячет истинную суть личности человека.



Персона — самый поверхностный слой-маска в структуре сознания (архетип конформности). Она включает социальные роли, посредством которых человек представляет себя другим людям и обществу. Персона – это визитная карточка «Я». Это манера говорить, мыслить, одеваться. Она является характером, социальной ро­лью, способностью самовыражаться в обществе. Это наше публичное лицо. Здесь важное значение придается анализу различного рода символов покрытия себя (одежда), рода занятий (орудия труда, портфель) или социального статуса (автомобиль, дом, диплом). Социальные роли могут как подавлять индивидуальность, так и способствовать ее развитию.

Различают позитивные и негативные качества персоны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способст­вует коммуникации, служит защитой от вредоносной внешней среды. Персона нужна: она упрощает контакты, указывая, чего нам ожидать от людей. Во втором случае, если социальной роли предается слишком большое значение, Персона может задушить индиви­дуальность.

Если Персона очень сильная, то она может разрушить и растворить человека, его Эго. Появляется ощущение могущества, вседозволенности. Однако всегда остается опасность отождествить себя с исполняемой ролью, хотя она не очевидна тогда, когда маска хороша и подходит человеку. Нередко персона, будучи слишком жесткой, отрицает всю остальную личность: аспекты личного и коллективного бессознательного, и замкнутость в своей роли ведет к нехватке естественного эмоционального отклика. Другая опасность в том, что при перемене маски и усвоения нового способа реагирования на внешнее может произойти кризис потери привычных опор, который человек воспринимает как разрушение личности. Если Персона сла­бая, зажатая, то ее защитные функции будут страдать – из Тени появятся страхи, фобии, разрушительные тенденции. Персона несет защитную функцию и представляет собой часть подсоз­нания – она может быть осознанной или неосознанной. Тому, кто пренебрегает развитием персоны, сложно устроиться в мире, и он нередко оскорбляет окружающих вызывающим поведением.

Задача тантрического адепта Махакалагни марги, то есть радикального тантризма Бхайравы и Кали – использовать Персону на благо духовного развития и на благо течения всей его жизни. Замечено, что в большинстве случаев, когда позиционирование себя в обществе тем, кто ты есть, не приводит к твоей смерти, к потере средств к существованию, к тяжким и не желательным конфликтам или к тотальному отторжению окружающим обществом – тантрические адепты не наращивают на себя мощно фиксированную и статичную Персону. Если целенаправленно взглянуть в прошлое и настоящее, то будет видно что многие тантрические мистики вели себя экстравагантно, не стандартно, частенько асоциально – в обстановке, не грозящей этим адептам вышеупомянутыми проблемами. И опять же, исходя из опыта прошлого и настоящего, в условиях, когда открытое позиционирование себя тем, кто ты есть, приводило к убийству адепта, к тюремному заключению, к потере средств к существованию, к тяжким конфликтам с социумом, ослабляющим адепта – тантрические мистики предпочитали камуфлировать себя позитивной, в глазах социума и властей, Персоной. Периодически адепты, на определенное время, намеренно утончают защитный барьер Персоны, для возникновения в их жизни эффекта противостояния с окружающим миром. Такая конфронтация способна мобилизовать на бой все лучшие качества человека, поддерживать адепта в алертном, собранном и внимательном состоянии, в готовности выдерживать и отражать психологическую, словесную, физическую и социальную враждебность. Однако, без мощной поддержки, прикрытия своего мистического клана, обязанного иметь для таковой поддержки адекватные численные, политические, финансовые и прочие ресурсы, постоянное пребывание без прикрытия своей Персоной, или с прикрытием очень тонкой Персоны – способствует энергетическому истощению и прочим вышеупомянутым существенно негативным последствиям. В наши дни, на Западе, не походишь по стране, держа в руке посох с насаженным на него черепом, завернувшись в шкуру тигра или медведя. Это вызовет негативные последствия. Посему, адепты вынуждены выражать аспекты своего божества, пути, клана, другими способами. В ход может пойти одежда в различных «готических», «металических», «байкерских» стилях, с применением священных символов, аммулетов и талисманов в качестве «бижутерии».

В наши дни, на Западе, невозможно адекватное и перманентное проживание в храмах, на улицах, на кладбищах, в городских парках, в лесах и пещерах, расположенных близ городов и селений. Приходится жить в квартирах и домах, окруженных жилищами профанов. Тантрические адепты вынуждены приспосабливать стандартное жилье под храм и скит: сооружать алтари и храмовые комнаты, иметь под рукой символы, манифестирующие дух шмашанов. В силу такого «интерьер дизайна» приглашать в гости профанов, лиц со стороны – затруднительно, хлопотно и не безопасно. На всякий случай, некоторые специфические артефакты приходится легализовывать юридически, нотариально. В разговоре с посторонними, частенько приходится подбирать слова и понятия, адекватные их профаничскому менталитету, мировоззрению. Чтобы не быть непонятыми или понятыми превратно, чтобы не испугать и не навлечь на себя негативную реакцию. Однако, вовсе нет нужды строить из себя перед другими абсолютно не того, кем ты являешься. Это неприятно, тягостно, да к тому же и чрезмерно. Поскольку тантрический адепт занимается интенсивным самосовершенствованием, в нем, реальном, без всякой маски-персоны, много хороших качеств, достоинств, способностей. Такой адепт гораздо гармоничнее обыкновенного человека. «Если не вспотел и свеж – зачем прибегать к ароматическим дезодорантам?» Адепты Махакалагни марги используют маску по минимуму. Ее толщина и вид постоянно меняются в зависимости от места, времени, обстоятельств. Если можно без маски — Персоны — или если можно обойтись, в ряде случаев, тонкослойной Персоной — адепты так и поступают. Они большие мастера вживаться в яркие и четкие образы на определенное время: прикинуться то одним, то другим, то третьим – перед полицией, хулиганами, клиентами — и так далее. В отличие от обыкновенного человека, тантрический адепт не склонен неосознанно отождествляться со своей ролью в ненужных для этого ситуациях. К его сознания различные Персоны, коими он ситуационно пользуется, не липнут. Быстро вошел в роль, прежде всего убедив самого себя в полном соответствии с применяемой личиной, затем убедил других, сделал свое дело, снял ненужную более Персону – и ОК. Такая гибкость, результативность и адекватность для профанов, не являющихся агентами спецслужб, актерами и аферистами – невозможны.

Теперь несколько слов о применении Персоны внутри себе подобных, среди других тантрических адептов. Тут совсем другое дело. Не надо притворяться профаном перед профанами. Надо наоборот – держать марку натурального мистика. И притворство, фальшь — тут враг а не друг, другом будет искренность, тантрическая праведность.



При этом, в среде мистиков принято выражать себя, вести себя определенным образом, который можно назвать каноническим. Мистик-адепт созидает и поддерживает свою наиболее ценную и красивую Персону как проявление своего божества, в форме мастера тантрического пути. Адепт ориентируется на своих иштадэв и их мифы, на предания о древних мастерах, авадхутах, дживанмуктах, сиддхах, махасиддхах, на личности, образы, суть этих продвинутых существ. Таким образом архетип Персона способствует быстрому совершенствующему преображению адепта, способствует гармонии его существования и возрастанию этой гармонии. И проявление такой тантрической Персоны – это не притворство, это норма общения. Божества, тантрические святые, опытные мастера-адепты – это эталоны, на которые следует равняться. Причем равняться в той степени и на тех, в кой степени и на ком это будет натуральным, правдивым, по плечу. Без спеси, «понтов», важности, свойственных мелкому человеку.



Профану не понять, как это можно гордо и одновременно скромно манифестироваться божеством, правильным адептом святого пути, не впадая в высокомерие, гордыню, напыщенность и фальшь. Неправильный адепт категорически не сможет этого. Он будет то впадать в притворство, заносчиво, глупо и контрконструктивно позиционируя себя более «крутым», нежели он есть, либо наоборот – будет часто и надолго забывать о своей божественной природе и статусе мистика, сползая в менталитет и поведение заурядного человека. Мистическая Персона — это манифестируемая внешняя форма тантрического божества, иштадэвы.



Довольно щекотливая тема – Персона Гуру. Перед духовным учителем встает определенная ситуация. Если вести себя слишком просто – некоторым ученикам будет тяжело воспринимать его как наставляющего бога, а без такого восприятия не возможно тантрическое обучение. Если вести себя не так, как тебе естественно, но в соответствии с расхожими стереотипами того, как именно должен вести себя настоящий гуру – это будет дисгармонично, тягостно самому учителю. Посему приходится выбирать серединный путь: в чем-то проявлять стереотипную Персону «правильного гуру», в чем-то – вести себя естественно, полагаясь на то, что талантливый ученик сможет это переварить позитивно. Если ты обучаешь студентов не как членов своего внутреннего круга, к кому относишься как к реальным родичам, но обучаешь студентов как преподаватель-лектор из университета – вышеупомянутого затруднения не возникает. Это не сложно – прийти в аудиторию в соответствующей твоей роли одежде и в соответствующей твоей роли наставника манере, в течении двух часов разъяснить материал, ответить на вопросы, провести медитацию, попрощаться и уйти. Это медленный и не интенсивный способ обучения. При быстром и интенсивном способе студент должен подолгу находиться с мастером. Часто рекомендуется даже жить с наставником по соседству или в одном ашраме. И если можно без проблем ввести себя в образ стереотипного «правильного и святого гуру» на пару часов, пока идет урок, то держать перед студентами такую Персону круглые сутки, месяцами напролет – очень неприятно и тяжело. Даже во благо всех живых существ. Но тут возникает вопрос. А должен ли мастер мучать себя длительным присутствием рядом с собой таких, полных предрассудков, студентов, которые не смогут понять гармонии и красоты естесственного, не стереотипного поведения мастера, которые не смогут без ущерба для своей садханы лицезреть нормальное поведение гуру? Ответ – не стоит. Приближать к себе стоит тех, кто способен на длительное пребывание рядом со своим наставником без ущерба для духовной жизни. Конечно, не всегда можно вычислить наперед – кто способен та это а кто нет. Однако, если учитель не цепляется за дакшину и бакшиш студента – для него нет проблем. А если ученик пострадает, созерцая «неформатное» поведение своего гуру – то сам студент виноват. Ему говорили о том, что тантрический путь – опасен и расчитан лишь на талантливых и искренних. Таковы особенности восприятия и применения феномена архетипа Персона в тантрическом мире Махакалагни марги.

А. М. Джайадхар

Используемая литература: К. Г. Юнг — Сознание, бессознательное и индивидуация; К. Г. Юнг — Архетип и Символ; К. Г. Юнг — Архетипы коллективного бессознательного; Э. Нойманн — Происхождение и развитие сознания; А.В. Безруких, О.М. Пиляаина — Архетипы в психотерапии; Бхайравананда — Стратегия и тактика пути узора Великой Бездны; Бхайравананда — Мир Закатного Солнца; Бхайравананда — Элементы Узора; Куларнава Тантра; Кали Тантра; Сиддхайогешваримата Тантра; Махакалагни Кула Тантра.

Абхичара — мистико-магическая помощь. Copyright © abhicharamagichelp.ru/2016/02/archetype_persona/.

1 комментарий

sambodhi-raf
Спасибо, джи…

… очень полезный текст,
особенно на таком сайте, как Мир Адвайты (крайне недопонимаемая тема здесь))).

()

.