8 июля 2016, 21:36

Любителям порассуждать о мудрости

Несколько слов о термине «мудрость», который мы здесь употребляем. В европейском понятии мудрость – это понимание жизни на базе накопленного за жизнь опыта. Здесь речь о другом, и мы используем слово «мудрость» только из-за отсутствия подходящего аналога в русском языке. Правильнее назвать «паранормальные способности». Они возникают в результате тренировок, спонтанно в критических жизненных ситуациях или бывают от рождения, как рождаются люди с разными талантами – у кого к математике, у кого к музыке. В Китае людей с такими врожденными способностями разыскивают по всей стране, считают их национальным богатством. Возглавляет исследование таких людей Институт космической медицины и технологии, т. е. уровень очень высок. Специальную науку, занятую изучением возможностей человека, великий китайский ученый, руководитель ракетно-ядерной программы Цянь Сюэсэн назвал «гуманология». Теоретической базой для нее служит китайская медицина, так как западная наука ничто объяснить не может. Исследования, конечно, в значительной степени засекречены. Тем не менее книги о способах развития скрытых возможностей издаются миллионными тиражами, чем мы и пользуемся.

Мудростью мы в переводе называем китайский термин чжихуэй, сокращенно просто чжи. Он буддийского происхождения. Буддисты уделяют огромное внимание развитию сознания человека, его знанию и, следовательно, пониманию окружающего мира. В противоположность христианам, делающим упор на слепую веру и пытающимся подавить всякое стремление к развитию сознания, резко осуждая «экстрасенсов», целительство, ясновидение и прочие повышенные способности человека, хотя многие христианские святые ими обладали, не говоря уж об Иисусе. (Речь не идет о мучениках, которых церковь любит причислять к святым.)

Мудрость в буддийском понимании – не те знания, что мы получаем путем логического мышления. Это особая мыслительная функция: непосредственное восприятие чжицзюэ и интроспекция (проникающее видение) дунь-цзянь. Согласно учению Шакьямуни видеть причину – это видеть Закон, видеть Закон – это видеть Будду. Т. е., говоря в общем, видеть место нахождения причин и следствий означает преуспеть в мудрости или, что то же, видеть Будду.

Говоря более детально, мудрость можно разделить на проникающую и не проникающую. Первая подразумевает знания, которых мы обычно добиваемся. Вторая имеет в виду правильно добытую мудрость истинного знания космоса, в котором всё есть, для чего необходимо исключить беспорядочное мышление. Эта мудрость достигается только тяжким трудом путем глубокой медитативной стабильности (самадхи). Выходишь в мир всезнания и, возвращаясь, пытаешься что-то захватить в этот мир – всё захватить невозможно: емкость памяти у человека ограниченна.

Мудрость тесно связана с духовным прохождением шэнь тун, которое можно рассматривать как внешнее проявление мудрости. В «Абхид-хармакошашастре» («Хранилище, связанном с Законом») приводится 6 видов свидетельств духовного прохождения: мудрость небесного глаза, небесных ушей, посторонних сердец та синь, духовных миров шэнь цзин, ночевки сюч-жу и истекания лоуцзинь. Функции интроспекции и дальновидения относятся к первому – к ясновидению, а в Китае говорят о действии небесного глаза. Второе относится к яснослышанию. Оно позволяет услышать звуки прошлого и будущего, а также воспринимать космолингву – космический язык юйчжоу юй. Как видим, человек, «созданный по образу и подобию Бога», в принципе может всё, и люди, в частности, буддисты, это знали всегда. Только западная наука этого почему-то не знает. Или не хочет знать. Вот пример отработки проскопии (предвидения).

Май Михайлович Богачихин «Внутренние практики в буддизме и даосизме (Секретные методы)»

0 комментариев