27 августа 2016, 06:40
Об отсутствии "я"
Много обсуждал, наблюдал и наблюдаю, обдумываю, существует ли «я»?!
Возможно, мое представление в дальнейшем изменится, но на текущий момент сформировался следующий ответ на этот вопрос.
Определить, что такое «я» достаточно сложно, поскольку это местоимение обозначает целый спектр динамических процессов перцепции (непосредственного восприятия посредством органов чувств), ментального и эмоционального реагирования на воспринимаемые сигналы, накопления впечатлений от воспринятого и от собственных реакций на воспринятое. Важным моментом является то, что накопленные впечатления делятся на осознаваемые и неосознанные, но влияющие на реакции человека в настоящем моменте.
«Я» действительно не может быть выделено и идентифицировано на физическом или еще каком-либо уровне, поскольку это понятие абстрактное и указывающее именно на совокупность процессов.
Так индивидуальность тела является основой индивидуального спектра восприятия (зрение, обоняние, слух, тактильная чувствительность у каждого разные и меняются на протяжении жизни).
Накопленный каждым человеком опыт, впечатления тоже сугубо индивидуальны, они практически непрерывно дополняются и становятся основой для описания и систематизации воспринимаемого.
Как утрата способности воспринимать, так и утрата способности связывать воспринимаемое с ранее накопленными впечатлениями приводят к неадекватности существа. Не знаю, что имеют в виду те, кто заявляют о «чистом видении всего как оно есть» или о «восприятии без истории». Мое глубокое убеждение — эти слова о себе либо умышленная ложь, либо изощренный самообман, поскольку для повседневного взаимодействия требуется непрерывное определение и систематизация всего, с чем взаимодействуешь. Последствия утраты этой способности наглядно демонстрируют симптомы болезни Альцгеймера или поведение ребенка, жующего свои какашки или песок.
Таким образом под «я» понимается процесс восприятия посредством формы иных форм и формой самой себя, осознавания воспринятого и накопления впечатлений. Все разговоры об отбрасывании «я» — фикция, поскольку сохраняется индивидуальность восприятия и накопленные впечатления, меняется лишь трактовка воспринимаемого. Как расширение спектра восприятия, так и изменение характера оценки воспринимаемого — все это изменения и трансформация «я», реализуемые в очень широких пределах и называемые «развитием».
Возможно, мое представление в дальнейшем изменится, но на текущий момент сформировался следующий ответ на этот вопрос.
Определить, что такое «я» достаточно сложно, поскольку это местоимение обозначает целый спектр динамических процессов перцепции (непосредственного восприятия посредством органов чувств), ментального и эмоционального реагирования на воспринимаемые сигналы, накопления впечатлений от воспринятого и от собственных реакций на воспринятое. Важным моментом является то, что накопленные впечатления делятся на осознаваемые и неосознанные, но влияющие на реакции человека в настоящем моменте.
«Я» действительно не может быть выделено и идентифицировано на физическом или еще каком-либо уровне, поскольку это понятие абстрактное и указывающее именно на совокупность процессов.
Так индивидуальность тела является основой индивидуального спектра восприятия (зрение, обоняние, слух, тактильная чувствительность у каждого разные и меняются на протяжении жизни).
Накопленный каждым человеком опыт, впечатления тоже сугубо индивидуальны, они практически непрерывно дополняются и становятся основой для описания и систематизации воспринимаемого.
Как утрата способности воспринимать, так и утрата способности связывать воспринимаемое с ранее накопленными впечатлениями приводят к неадекватности существа. Не знаю, что имеют в виду те, кто заявляют о «чистом видении всего как оно есть» или о «восприятии без истории». Мое глубокое убеждение — эти слова о себе либо умышленная ложь, либо изощренный самообман, поскольку для повседневного взаимодействия требуется непрерывное определение и систематизация всего, с чем взаимодействуешь. Последствия утраты этой способности наглядно демонстрируют симптомы болезни Альцгеймера или поведение ребенка, жующего свои какашки или песок.
Таким образом под «я» понимается процесс восприятия посредством формы иных форм и формой самой себя, осознавания воспринятого и накопления впечатлений. Все разговоры об отбрасывании «я» — фикция, поскольку сохраняется индивидуальность восприятия и накопленные впечатления, меняется лишь трактовка воспринимаемого. Как расширение спектра восприятия, так и изменение характера оценки воспринимаемого — все это изменения и трансформация «я», реализуемые в очень широких пределах и называемые «развитием».
15 комментариев
«Присваивание» и «привязанность» — отношение. То есть история есть, но она не расценивается как «моя» (хотя чьей еще она может являться??? но это другой вопрос).
Можно носить в кармане телефон. Он есть! При этом можно относиться к нему безразлично, по первой просьбе отдать или вообще выкинуть. А можно дорожить, беречь, постоянно проверять, не обронил ли где, исправен ли и пр. Наличие и отношение — разные понятия!
Так вот парадокс в том, что начав получать впечатления мы их тем или иным образом систематизируем (в данном случае речь не о вербализации, даже если человек не умеет говорить, он все равно систематизирует впечатления) и результаты этой систематизации уже отброшены быть не могут. В какой сосуд не налей воду и на каком языке ее не называй, вы ее все равно узнаете.
О-ФИ-ГЕТЬ!!!
О-ФИ-ГЕТЬ!!!
О-ФИ-ГЕТЬ!!!
О-ФИ-ГЕТЬ!!!
Я просто… офигел.
И очень хочется ругаться.
С использованием нецензурных слов и выражений.
Ну что ж, вероятно, восприятие мира и себя как фиги обогатит твой опыт!;)