1 октября 2016, 08:39
Немного о буддизме.
Изучая тонкости буддизма иногда полезно вспомнить основы.
Согласно буддизму, мир находится в постоянном круговороте изменений и перерождений. Следует различать, во-первых, пребывание в мире проявленного бытия — состояние «сансары», сопряженное со страданиями и стремлением освободиться от них через познание мира; во-вторых, пребывание в мире непроявленного бытия – состояние «нирваны», в котором человек освобождается от страданий. Буддистское учение о «четырех благородных истинах» воплощает в себе модель достижения нирваны. Первая истина утверждает, что жизнь — это процесс бесконечных страданий: рождение, любовь, старость, болезнь, разлука, смерть и т. д. «Жить — значит страдать». Вторая определяет, что корень страданий людей в жажде удовольствий, страстей, наслаждений, в любви к жизни, в усилиях по ее сохранению и продлению. «Причина страданий — желание». Третья касается познаваемости причин страданий и возможности избавления от них в вечном успокоении. «Для освобождения от страданий надо избавиться от желаний». Четвертая истина «содержит» рецепт избавления от страданий, согласно которому все энергии, порождающие и поддерживающие жизнь, постепенно приходят к угасанию. «Путь избавления от желаний — следование учению Будды». Жажда жизни преодолевается нелегко и достигается соблюдением ряда предписаний, составляющих так называемый «восьмиричный путь к спасению». На этом пути человек должен достичь следующих состояний: праведное воззрение (знание и принятие четырех истин), праведное стремление (решимость действовать в соответствии с этими истинами), праведная речь (освобождение от лжи, грубости, клеветы), праведное действие (отказ от дурных поступков), праведная жизнь (честный способ добывания средств к существованию), праведное усилие (преодоление дурных помыслов), праведное созерцание (закрепление уже достигнутых успехов в деле спасения) и праведное размышление (достижение отрешенности от всего земного).
По убеждению буддистов, строгое следование «восьмиричным путем» приведет верующего к главной цели его жизни — нирване, предполагающей последовательное прохождение четырех ступеней. На первой ступени чистый и невозмутимый ум концентрируется на осмыслении и истолковании истин. На второй вера в четыре благородные истины рассеивает все сомнения и вытесняет беспокойство, вызванное их изучением. После достижения душевного спокойствия наступает третья ступень, на которой происходит освобождение от чувства радости и ощущения своей телесности. Четвертая ступень связана непосредственно с погружением в нирвану как состояние полной невозмутимости и совершенного безразличия (само слово «нирвана» в переводе означает «угасание», «потухание»). Нирваны достичь нелегко, так как это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Ее нельзя воспринять чувствами: это состояние высшего и полного просветления сознания.
Согласно буддистскому учению, мир -– это поток нематериальных частиц (дхарм), комбинации которых образуют все существующее, в том числе и человека. Смерть любого живого существа означает распад данной комбинации, освобождающий дхармы для новых сочетаний. Какой будет комбинация дхарм в новорожденном — определяется кармой, то есть совокупностью грехов и добродетелей, достигнутой в предыдущих сочетаниях (прошлых поколениях).
Поскольку положение человека в обществе тоже определяется характером предыдущих превращений (высокое положение -– это награда за добродетельную жизнь в предшествующих комбинациях, а тяжелые условия бытия — возмездие за жизнь греховную), то он не должен выражать недовольств настоящим состоянием своего бытия и претендовать на лучшее по сравнению с тем, что ему досталось. Единственное, что он может и должен делать -– усваивать святые истины, идти предписанным ими путем и тем обеспечивать лучшую комбинацию последующих превращений, конечная цель которых — достижение нирваны, прекращающей процесс перевоплощений.
В буддистском учении много места занимают нравственные проблемы. Оно требует от своих приверженцев целомудрия, правдивости, чистоты мыслей и поступков, уважения к чужой собственности, щедрости и благотворительности, запрещает убивать живые существа. Буддизм отсаивает религиозно-этический принцип непричинения боли и зла живым существам (ахинса)
. Из интернета
Согласно буддизму, мир находится в постоянном круговороте изменений и перерождений. Следует различать, во-первых, пребывание в мире проявленного бытия — состояние «сансары», сопряженное со страданиями и стремлением освободиться от них через познание мира; во-вторых, пребывание в мире непроявленного бытия – состояние «нирваны», в котором человек освобождается от страданий. Буддистское учение о «четырех благородных истинах» воплощает в себе модель достижения нирваны. Первая истина утверждает, что жизнь — это процесс бесконечных страданий: рождение, любовь, старость, болезнь, разлука, смерть и т. д. «Жить — значит страдать». Вторая определяет, что корень страданий людей в жажде удовольствий, страстей, наслаждений, в любви к жизни, в усилиях по ее сохранению и продлению. «Причина страданий — желание». Третья касается познаваемости причин страданий и возможности избавления от них в вечном успокоении. «Для освобождения от страданий надо избавиться от желаний». Четвертая истина «содержит» рецепт избавления от страданий, согласно которому все энергии, порождающие и поддерживающие жизнь, постепенно приходят к угасанию. «Путь избавления от желаний — следование учению Будды». Жажда жизни преодолевается нелегко и достигается соблюдением ряда предписаний, составляющих так называемый «восьмиричный путь к спасению». На этом пути человек должен достичь следующих состояний: праведное воззрение (знание и принятие четырех истин), праведное стремление (решимость действовать в соответствии с этими истинами), праведная речь (освобождение от лжи, грубости, клеветы), праведное действие (отказ от дурных поступков), праведная жизнь (честный способ добывания средств к существованию), праведное усилие (преодоление дурных помыслов), праведное созерцание (закрепление уже достигнутых успехов в деле спасения) и праведное размышление (достижение отрешенности от всего земного).
По убеждению буддистов, строгое следование «восьмиричным путем» приведет верующего к главной цели его жизни — нирване, предполагающей последовательное прохождение четырех ступеней. На первой ступени чистый и невозмутимый ум концентрируется на осмыслении и истолковании истин. На второй вера в четыре благородные истины рассеивает все сомнения и вытесняет беспокойство, вызванное их изучением. После достижения душевного спокойствия наступает третья ступень, на которой происходит освобождение от чувства радости и ощущения своей телесности. Четвертая ступень связана непосредственно с погружением в нирвану как состояние полной невозмутимости и совершенного безразличия (само слово «нирвана» в переводе означает «угасание», «потухание»). Нирваны достичь нелегко, так как это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Ее нельзя воспринять чувствами: это состояние высшего и полного просветления сознания.
Согласно буддистскому учению, мир -– это поток нематериальных частиц (дхарм), комбинации которых образуют все существующее, в том числе и человека. Смерть любого живого существа означает распад данной комбинации, освобождающий дхармы для новых сочетаний. Какой будет комбинация дхарм в новорожденном — определяется кармой, то есть совокупностью грехов и добродетелей, достигнутой в предыдущих сочетаниях (прошлых поколениях).
Поскольку положение человека в обществе тоже определяется характером предыдущих превращений (высокое положение -– это награда за добродетельную жизнь в предшествующих комбинациях, а тяжелые условия бытия — возмездие за жизнь греховную), то он не должен выражать недовольств настоящим состоянием своего бытия и претендовать на лучшее по сравнению с тем, что ему досталось. Единственное, что он может и должен делать -– усваивать святые истины, идти предписанным ими путем и тем обеспечивать лучшую комбинацию последующих превращений, конечная цель которых — достижение нирваны, прекращающей процесс перевоплощений.
В буддистском учении много места занимают нравственные проблемы. Оно требует от своих приверженцев целомудрия, правдивости, чистоты мыслей и поступков, уважения к чужой собственности, щедрости и благотворительности, запрещает убивать живые существа. Буддизм отсаивает религиозно-этический принцип непричинения боли и зла живым существам (ахинса)
. Из интернета
2 комментария