3 февраля 2017, 16:33
Теория и практика Джняна-йоги на пальцах
Кажется, я понял, что такое Джняна-йога. Постараюсь описать. Вот мы видим предмет — карандаш. Раз мы его видим (воспринимаем), то в комплексном феномене «карандаш» несомненно присутствует некий фактор, делающий его воспринимаемым. Ну, чем-то ж мы его воспринимаем! И это ничто иное как сознание. То есть, поначалу можно сказать: «Сознание воспринимает карандаш». Кажется, это любому ясно. Идем дальше. Можно ли утверждать, что карандаш существует отдельно от сознания, его воспринимающего? Утверждать можно, но доказать нельзя.
Ведь как это сделать? Если сознание не воспринимает никакого карандаша (его нет на столе), то и говорить не о чем. Тем более, мы знаем из физиологии зрения, что глаз реально видит лишь несчетное множество разрозненных «пикселей», которые затем как электросигналы поступают кучей в мозг и там уже «расшифровываются» как предмет, имеющий качества, название и предназначение.
Таким образом, у нас есть две интересные вещи. Первая — это некое «нечто», что воспринимают в форме отраженного света клетки глазной сетчатки. Что это такое «само по себе», сказать невозможно, ибо есть только интерпретация нервных сигналов сознанием, дающая «феномен карандаш».
Вторая интересная вещь есть само сознание. Его никто не видел, не слышал, не трогал, но совершенно несомненно, что оно есть. Ни один марксист-ленинист на свете еще не усомнился в том, что обладает сознанием. Тут, кажется, тоже все ясно.
Промежуточная остановка на пути наших размышлений. Мы установили, что есть нечто, условно называемое «материей», о котором без помощи сознания ничего толком нельзя сказать. Еще мы установили, что есть некая вещь, именуемая «сознанием», которая проявляется только тогда, когда осознает условную «материю». Впрочем, даже в этом случае о сознании ничего внятного сообщить невозможно.
Что же такое наш карандаш? Это некий микс двух трудноопределимых, но вполне реальных субстанций, которые могут быть реальны только в этом «смешанном» состоянии. Они не тождественны друг другу, никак не обусловлены друг другом, бесконечно чужды друг другу, но совершенно неотделимы и неотличимы друг от друга, пребывая в постоянном единстве. Ведь невозможно же разъять карандаш на материю и сознание!
Рассмотрим теперь отдельно «материю». Это явно нечто составное, в себе самом взаимообусловленное и пребывающее в состоянии постоянного изменения. То есть, говоря простым языком, материя находится в перманентном состоянии возникновения, пребывания и исчезновения, т. е. в вечном становлении. Хотя никакой конкретной субстанциональности во всем этом установить нельзя, факт тот, что наш карандашик когда-то был сделан, им попользуются какое-то время и сточат до полного исчезновения. Все, что рождено, когда-нибудь плохо кончит.
Рассмотрим же и «сознание». Оно хоть и «пребывает» в карандаше, но свойствами материи (цвет, размер, форма и печальная склонность к исчезновению) не затронуто никак. У сознания вообще принципиально нет никаких свойств… но как такое может быть? Может ли существовать нечто, что не имеет вообще никаких свойств и качеств? Ответ таков: все, что может «быть» (то бишь, материя или Бытие) существует лишь постольку, поскольку пронизано Сознанием, которое само по себе не описуемо критериями «есть» или «нет».
Лучший пример — это вода в чашке кофе с молоком и ложкой внутри. Вода как таковая не затронута ни кофейным экстрактом, ни сахаром, ни ложкой. Она есть единственная константа во всех чашках кофе на свете, однако не существует сама по себе как нечто абсолютное. Вода смешана с кофе, сахаром, молоком и соприкасается с ложкой, но не становится ничем из них.
Как же от этого всего перейти к Джняна-йоге? Допустим, когда наш джняна-йог пьет кофе, он сознает: я пью ВОДУ плюс одно-второе-третье. В этом состоит специфический подход Джняны: видеть во всех жидкостях воду и во всех феноменах – сознание. Прием чисто технический, точнее — особый оригинальный метод. Появилась мысль — джняни распознает в ней за всей круговертью информации сознание. Появилась эмоция — он видит за бурлением энергии сознание. Болит голова от многодуманья — йог делает то же самое.
Но как же, спросит любой нормальный человек, можно ВИДЕТЬ сознание, если качествами оно не обладает?! Ведь все, что можно воспринять, — это группы качеств, объединенные в феномены, а феномен, как мы уже выучили, — это микс черт-те чего с черт знает чем!
В этом пунке нам надо понять саму МЕТОДОЛОГИЮ Джняна-йоги. Каждый из нас ЗНАЕТ, что в чашке кофе есть вода. Но ВИДИМ мы, тем не менее, коричневую жидкость со специфическим запахом и вкусом, которая НАЗЫВАЕТСЯ кофе. Джняна-йог умеет различать три вещи:
а) то, что я конкретно вижу в прямом опыте,
б) концепция ума, описывающая это как конкретный феномен,
в) то, что есть данный феномен.
Пункт в) и есть собственно «Джняна» — не «знание чего-то», а «прозрение во что-то». Обнаружение воды в кофе и сознания в феномене суть результаты процесса, который обычно называется весьма загадочно, а по сути представляет собой лишь констатацию или узнавание ОЧЕВИДНОСТИ, которая не требует доказательств и построенного на логике «знания». Так в ходе танственного и овеянного легендами «прямого введения» в Дзогчен внимание пациента попросту обращается на факт наличия лишенного качеств сознания в любом феномене — именно это и было предпринято выше.
Практика Джняна-йоги состоит, таким образом, в том, чтобы ПРОЗРЕВАТЬ наличие бесформенного, бескачественного, вечного и вообще трансцендентного сознания во всех видах феноменов, игнорируя и то, как это выглядит в прямом опыте, и то, как это описывается умом. Или: во всех стаканах видеть воду — хотя там еще много чего может быть понамешано.
Покуда Джняна-йог раз за разом прозревает в то, как играют между собой вечновлюбленные САТ (бытие, материя) и ЧИТ (сознание), он утрачивает привязанность ко всему этому. Видящий во всем «Брахмана» (на самом деле, только ЧИТ), он знает, что на самом деле ничего никогда не происходило и произойти не может (ибо все происходит лишь с переменчивой материей). А потом, если повезет, он ВЛЮБЛЯЕТСЯ В ЧИТ, потому что эта вечно-неизменная штука без формы и имени жутко кайфова. В этот момент Джняни превращается в Бхакта, Архат — в Бодисаттву, а к паре САТ+ЧИТ прибавляется еще и АНАНДА. Вот эта Троица и есть Брахман упанишад, Гиты и Адвайты, который непостижимо постигается йогином каждый момент в любом подвернувшемся феномене.
И никто больше не лохматит бабушку по пустякам.
Ведь как это сделать? Если сознание не воспринимает никакого карандаша (его нет на столе), то и говорить не о чем. Тем более, мы знаем из физиологии зрения, что глаз реально видит лишь несчетное множество разрозненных «пикселей», которые затем как электросигналы поступают кучей в мозг и там уже «расшифровываются» как предмет, имеющий качества, название и предназначение.
Таким образом, у нас есть две интересные вещи. Первая — это некое «нечто», что воспринимают в форме отраженного света клетки глазной сетчатки. Что это такое «само по себе», сказать невозможно, ибо есть только интерпретация нервных сигналов сознанием, дающая «феномен карандаш».
Вторая интересная вещь есть само сознание. Его никто не видел, не слышал, не трогал, но совершенно несомненно, что оно есть. Ни один марксист-ленинист на свете еще не усомнился в том, что обладает сознанием. Тут, кажется, тоже все ясно.
Промежуточная остановка на пути наших размышлений. Мы установили, что есть нечто, условно называемое «материей», о котором без помощи сознания ничего толком нельзя сказать. Еще мы установили, что есть некая вещь, именуемая «сознанием», которая проявляется только тогда, когда осознает условную «материю». Впрочем, даже в этом случае о сознании ничего внятного сообщить невозможно.
Что же такое наш карандаш? Это некий микс двух трудноопределимых, но вполне реальных субстанций, которые могут быть реальны только в этом «смешанном» состоянии. Они не тождественны друг другу, никак не обусловлены друг другом, бесконечно чужды друг другу, но совершенно неотделимы и неотличимы друг от друга, пребывая в постоянном единстве. Ведь невозможно же разъять карандаш на материю и сознание!
Рассмотрим теперь отдельно «материю». Это явно нечто составное, в себе самом взаимообусловленное и пребывающее в состоянии постоянного изменения. То есть, говоря простым языком, материя находится в перманентном состоянии возникновения, пребывания и исчезновения, т. е. в вечном становлении. Хотя никакой конкретной субстанциональности во всем этом установить нельзя, факт тот, что наш карандашик когда-то был сделан, им попользуются какое-то время и сточат до полного исчезновения. Все, что рождено, когда-нибудь плохо кончит.
Рассмотрим же и «сознание». Оно хоть и «пребывает» в карандаше, но свойствами материи (цвет, размер, форма и печальная склонность к исчезновению) не затронуто никак. У сознания вообще принципиально нет никаких свойств… но как такое может быть? Может ли существовать нечто, что не имеет вообще никаких свойств и качеств? Ответ таков: все, что может «быть» (то бишь, материя или Бытие) существует лишь постольку, поскольку пронизано Сознанием, которое само по себе не описуемо критериями «есть» или «нет».
Лучший пример — это вода в чашке кофе с молоком и ложкой внутри. Вода как таковая не затронута ни кофейным экстрактом, ни сахаром, ни ложкой. Она есть единственная константа во всех чашках кофе на свете, однако не существует сама по себе как нечто абсолютное. Вода смешана с кофе, сахаром, молоком и соприкасается с ложкой, но не становится ничем из них.
Как же от этого всего перейти к Джняна-йоге? Допустим, когда наш джняна-йог пьет кофе, он сознает: я пью ВОДУ плюс одно-второе-третье. В этом состоит специфический подход Джняны: видеть во всех жидкостях воду и во всех феноменах – сознание. Прием чисто технический, точнее — особый оригинальный метод. Появилась мысль — джняни распознает в ней за всей круговертью информации сознание. Появилась эмоция — он видит за бурлением энергии сознание. Болит голова от многодуманья — йог делает то же самое.
Но как же, спросит любой нормальный человек, можно ВИДЕТЬ сознание, если качествами оно не обладает?! Ведь все, что можно воспринять, — это группы качеств, объединенные в феномены, а феномен, как мы уже выучили, — это микс черт-те чего с черт знает чем!
В этом пунке нам надо понять саму МЕТОДОЛОГИЮ Джняна-йоги. Каждый из нас ЗНАЕТ, что в чашке кофе есть вода. Но ВИДИМ мы, тем не менее, коричневую жидкость со специфическим запахом и вкусом, которая НАЗЫВАЕТСЯ кофе. Джняна-йог умеет различать три вещи:
а) то, что я конкретно вижу в прямом опыте,
б) концепция ума, описывающая это как конкретный феномен,
в) то, что есть данный феномен.
Пункт в) и есть собственно «Джняна» — не «знание чего-то», а «прозрение во что-то». Обнаружение воды в кофе и сознания в феномене суть результаты процесса, который обычно называется весьма загадочно, а по сути представляет собой лишь констатацию или узнавание ОЧЕВИДНОСТИ, которая не требует доказательств и построенного на логике «знания». Так в ходе танственного и овеянного легендами «прямого введения» в Дзогчен внимание пациента попросту обращается на факт наличия лишенного качеств сознания в любом феномене — именно это и было предпринято выше.
Практика Джняна-йоги состоит, таким образом, в том, чтобы ПРОЗРЕВАТЬ наличие бесформенного, бескачественного, вечного и вообще трансцендентного сознания во всех видах феноменов, игнорируя и то, как это выглядит в прямом опыте, и то, как это описывается умом. Или: во всех стаканах видеть воду — хотя там еще много чего может быть понамешано.
Покуда Джняна-йог раз за разом прозревает в то, как играют между собой вечновлюбленные САТ (бытие, материя) и ЧИТ (сознание), он утрачивает привязанность ко всему этому. Видящий во всем «Брахмана» (на самом деле, только ЧИТ), он знает, что на самом деле ничего никогда не происходило и произойти не может (ибо все происходит лишь с переменчивой материей). А потом, если повезет, он ВЛЮБЛЯЕТСЯ В ЧИТ, потому что эта вечно-неизменная штука без формы и имени жутко кайфова. В этот момент Джняни превращается в Бхакта, Архат — в Бодисаттву, а к паре САТ+ЧИТ прибавляется еще и АНАНДА. Вот эта Троица и есть Брахман упанишад, Гиты и Адвайты, который непостижимо постигается йогином каждый момент в любом подвернувшемся феномене.
И никто больше не лохматит бабушку по пустякам.
26 комментариев
((( _ ^ _ )))
.
.
наоборот карандаш в сознании(
потому абсолют не описуем, что «в частном случае»,
вариантов описания множество, а вариантов понимания этих описаний бесконечно…
а так, «как предмет», может быть чистой и не очень, изотопный состав,…
а с предметами обще капец), и стандартизация не поможет, как запрос Свой)
они почему-то смертельно боятся, что САТ замутит им их чистую святую водичку, которую они так тщательно отфильтровали за годы практики. джняна, ознако, ЗНАЕТ, что ВОДА НЕ СМЕШИВАЕТСЯ НИ С ЧЕМ, и спокойно пьют то, что им нравится…
Но если есть группа из нескольких людей (сознаний), до доказательство элементарно.
Один из группы ушел в другую комнату, уснул.
Для остальных существование карндаша не прерывалось. Они им писали, карандаш затупился.
Но вот вернулся отсутствоваший. Вах! Тупой карандаш возникает для его сознания.
Существование карандаша прерывалось только для одного.
Для остальных — нет. Более того, они наблюдали эволюцию карандаша.
как можно сделать объективный вывод о разных независмых индивидуальных сознаниях, если вся совокупность сведений об этом всплывает в ОДНОМ И ТОМ ЖЕ сознании, где одновременно с этим порхает еще идея, что оно «твое»?
А доказать нельзя никак, поскольку все, что ты осознаешь проходит через твое восприятие, минуя восприятие ничего попасть в сознание не может.
Если ты объявил свое восприятие фальшивкой, иллюзией, сном, то ничто из этого сна не сможет тебя разубедить.
Скажем так: ты на всем воспринимаемом сменил вывеску с «реальность» на «сон» или «иллюзия».
Только положения дел смена названий не изменила.
Независимо от того, как ты назвал воспринимаемое, оно — единственное, что у тебя есть и твоей воле подчиняется во вполне конкретных рамках.
Это как переименование городов… Был Екатеринодар, стал Краснодар. Дома. люди те же ;)
а) с помощью вивека-вайрагьи учимся отделять «воду» (Чит / Сознание) от всего, что «водой» не является, — для активного образа жизни.
б) в усидчивой медитации випассаны, дзадзен и любой другой безОбразной технике учимся жестко фиксировать внимание на Чит, не позволяя ему отвлекаться на все, что Чит не является. годится тем, у кого времени много.
в) действуем, прозревая во всех деяниях Чит как сущность-«деятеля», пребывающего в бездействии.
теперь путь Бхакти:
a) влюбляемся в Чит всем сердцем, наделяя его образом или подобием индивидуального Бога-личности. активно или пассивно (см. выше) сливаемся эмоционально с ним, игнорируя все, что Богом не является.
б) действуем, посвящая любое действие и его плод Богу как жертву, — «Да будет Воля Твоя!»