10 мая 2017, 08:41
"Сделать доступным для них всю неисчерпаемую красоту человека и природы."
Что-то меня притянуло в этой цитате.
Иван Антонович Ефремов «Лезвие Бритвы»
Цитата из книги — Диалог между Гириным и Витаркананда:
«В раджа-йоге, королеве всех йог, одна из высших ступеней — пятая,
если не ошибаюсь, называется титикша — это состояние полного
равнодушия ко всему преходящему, к радости и страданию.
Вы называете это освобождением. С нашей точки зрения, это большое
несчастье. В периоды больших невзгод человечества у людей разных
народов появлялось состояние ацедии — убийственного равнодушия ко
всему, и к себе самим в том числе. Это выключение из жизненной борьбы обязано повреждению наследственных механизмов и дефектности психики, а вы наносите это повреждение себе намеренно. Не из страха ли страдания?
Не из опасения ли, что радость диалектически связана со страданием и,
чтобы избежать страдания, надо отказаться от обоих?
— Так вы считаете путь йоги бесполезным? — строго спросил
Витаркананда.
— Как можно так понять мои слова? — укоризненно покачал головой
Гирин. — Физические силы и психические возможности человека громадны.
Умение владеть ими особенно необходимо в нашу эпоху, когда
столкновение старого и нового грозит миру небывалыми бедами. Сами же вы называли наше время „железным веком“ — Кали-Югой, а современность — эпохой Агни — космического огня, предвидите распространение неизвестных прежде болезней, призываете „подготовить врачей“.
Йогическая наука, хотя далеко не все мои западные коллеги отдают себе
в этом отчет, полярна европейской в методе познания. Мы привлекаем
информацию из внешнего мира через описание и эксперимент, нащупывая законы вселенной. Вы же стараетесь познать мир изнутри, из себя, считая, что человек, как микрокосм, вмещает в себя всю неисчерпаемость бытия и полноту познания. Самая важная часть всех наук о человеке — психология, борьба за его высокие и душевные качества, хотя и резко различны в Индии и на Западе, по существу, составляют диалектически две стороны единства.
Наша психология зиждется на синтезе опытных
данных. Индийский исследователь не рационализирует истину, он
испытывает ее в личном, субъективном опыте. Из наших психологических школ ближе всего к индийской школа Чарльза Роджерса.
Элементарные достижения раджа-йоги — развитие бездонной
фотографической памяти и интеллигентности выше среднего уровня —
обычно отрицались западной психологией, хотя последние данные и
начинают говорить о реальности этих достижений.
Противоположность наших путей в то же время диалектически едина в
движении к раскрытию тайн природы и человека. На этой дороге мы
неизбежно сойдемся в необходимости двустороннего постижения,
внутреннего и внешнего единства познания.
И в то же время весь идеал йоги зиждется на личном „спасении“,
уходе и предоставлении всему остальному миру идти своим путем. Разве
это цель? Несколько десятков людей достигнут большого развития своих
сил, обольщая себя мнимым спасением от круговорота рождений и смертей.
Что же в этом толку для ваших братьев — людей? Даже если бы
существовал какой-нибудь создатель всего сущего — то и для него?
Мчится в будущее, вздуваясь и пенясь, поток миллиардов человеческих
жизней, а вы стремитесь выпрыгнуть из него на берег? Гордо звание
Тиртхакары — наводящего мост через поток существований для других
людей. Но ведь в конечном итоге такая деятельность должна привести
теоретически к прекращению смертей и рождений, то есть к концу
человечества. И это после всех страданий жизни на пути к мысли и воле?
Разве так поступали бодисатвы, отказавшиеся от нирваны? Разве не в
тысячу раз более благородна другая цель, какую поставил себе целый
народ — мой народ, идущий к ней через великие трудности?
Цель эта — сделать всех знающими, чистыми, освобожденными от страха, равными перед законом и обществом, сделать доступным для них всю неисчерпаемую красоту человека и природы. В этой цели чем выше и совершеннее будут ее работники, тем быстрее окончится тяжелый и далекий путь. Как нужны бы были сейчас люди, вам подобные, освободившемуся народу Индии…
Гирин сдержал себя, спохватившись, что слишком увлекся, и
закончил уже спокойно:
— Ваша йога, или психофизиологическое совершенствование, как
скажет ученый Запада, представляется мне крепким свинчиванием
сознательного с подсознательным в психике человека, железным стержнем, поддерживающим крепость души и тела, могучим зарядом энергии, делающим человека способным к высоким взлетам, тяжелой борьбе, необоримой стойкости.
Но для чего это все, как не для отдачи людям, помощи им, борьбы за увеличение красоты и счастья на земле? Разве не говорил Будда как о величайшей заслуге о внесении хотя бы крупицы счастья для людей?
Иван Антонович Ефремов «Лезвие Бритвы»
Цитата из книги — Диалог между Гириным и Витаркананда:
«В раджа-йоге, королеве всех йог, одна из высших ступеней — пятая,
если не ошибаюсь, называется титикша — это состояние полного
равнодушия ко всему преходящему, к радости и страданию.
Вы называете это освобождением. С нашей точки зрения, это большое
несчастье. В периоды больших невзгод человечества у людей разных
народов появлялось состояние ацедии — убийственного равнодушия ко
всему, и к себе самим в том числе. Это выключение из жизненной борьбы обязано повреждению наследственных механизмов и дефектности психики, а вы наносите это повреждение себе намеренно. Не из страха ли страдания?
Не из опасения ли, что радость диалектически связана со страданием и,
чтобы избежать страдания, надо отказаться от обоих?
— Так вы считаете путь йоги бесполезным? — строго спросил
Витаркананда.
— Как можно так понять мои слова? — укоризненно покачал головой
Гирин. — Физические силы и психические возможности человека громадны.
Умение владеть ими особенно необходимо в нашу эпоху, когда
столкновение старого и нового грозит миру небывалыми бедами. Сами же вы называли наше время „железным веком“ — Кали-Югой, а современность — эпохой Агни — космического огня, предвидите распространение неизвестных прежде болезней, призываете „подготовить врачей“.
Йогическая наука, хотя далеко не все мои западные коллеги отдают себе
в этом отчет, полярна европейской в методе познания. Мы привлекаем
информацию из внешнего мира через описание и эксперимент, нащупывая законы вселенной. Вы же стараетесь познать мир изнутри, из себя, считая, что человек, как микрокосм, вмещает в себя всю неисчерпаемость бытия и полноту познания. Самая важная часть всех наук о человеке — психология, борьба за его высокие и душевные качества, хотя и резко различны в Индии и на Западе, по существу, составляют диалектически две стороны единства.
Наша психология зиждется на синтезе опытных
данных. Индийский исследователь не рационализирует истину, он
испытывает ее в личном, субъективном опыте. Из наших психологических школ ближе всего к индийской школа Чарльза Роджерса.
Элементарные достижения раджа-йоги — развитие бездонной
фотографической памяти и интеллигентности выше среднего уровня —
обычно отрицались западной психологией, хотя последние данные и
начинают говорить о реальности этих достижений.
Противоположность наших путей в то же время диалектически едина в
движении к раскрытию тайн природы и человека. На этой дороге мы
неизбежно сойдемся в необходимости двустороннего постижения,
внутреннего и внешнего единства познания.
И в то же время весь идеал йоги зиждется на личном „спасении“,
уходе и предоставлении всему остальному миру идти своим путем. Разве
это цель? Несколько десятков людей достигнут большого развития своих
сил, обольщая себя мнимым спасением от круговорота рождений и смертей.
Что же в этом толку для ваших братьев — людей? Даже если бы
существовал какой-нибудь создатель всего сущего — то и для него?
Мчится в будущее, вздуваясь и пенясь, поток миллиардов человеческих
жизней, а вы стремитесь выпрыгнуть из него на берег? Гордо звание
Тиртхакары — наводящего мост через поток существований для других
людей. Но ведь в конечном итоге такая деятельность должна привести
теоретически к прекращению смертей и рождений, то есть к концу
человечества. И это после всех страданий жизни на пути к мысли и воле?
Разве так поступали бодисатвы, отказавшиеся от нирваны? Разве не в
тысячу раз более благородна другая цель, какую поставил себе целый
народ — мой народ, идущий к ней через великие трудности?
Цель эта — сделать всех знающими, чистыми, освобожденными от страха, равными перед законом и обществом, сделать доступным для них всю неисчерпаемую красоту человека и природы. В этой цели чем выше и совершеннее будут ее работники, тем быстрее окончится тяжелый и далекий путь. Как нужны бы были сейчас люди, вам подобные, освободившемуся народу Индии…
Гирин сдержал себя, спохватившись, что слишком увлекся, и
закончил уже спокойно:
— Ваша йога, или психофизиологическое совершенствование, как
скажет ученый Запада, представляется мне крепким свинчиванием
сознательного с подсознательным в психике человека, железным стержнем, поддерживающим крепость души и тела, могучим зарядом энергии, делающим человека способным к высоким взлетам, тяжелой борьбе, необоримой стойкости.
Но для чего это все, как не для отдачи людям, помощи им, борьбы за увеличение красоты и счастья на земле? Разве не говорил Будда как о величайшей заслуге о внесении хотя бы крупицы счастья для людей?
7 комментариев
Но в этой цитате он показал через Гирина(фамилия соответствует)
УТОПИЮ своих материалистиче
Гирин есть Гирин… тяжёл))))))