25 мая 2017, 00:44
)))! Случайно пролетая над *гнездом кукушки*...
ЧЕМПИОНЫ ПО ЗАБЛУЖДЕНИЯМ
Я обращаюсь к чьей-то еще группе, с которой не общался раньше, так что я не знаю их, а они, если не считать книг, не знают меня. Тема собрания — скорее, недвойственность, нежели, скажем, ангельское вознесение или причудливые позы йогов, следовательно, я не чувствую себя не в своей тарелке.
Для меня здесь приготовлено кресло, но мне необязательно сидеть, когда я говорю. Я шагаю туда-сюда перед группой, мимоходом отвечая на вопросы и немного задавая какие-то свои.
Я наслаждаюсь определенной степенью свободы, когда говорю с группами людей, которых раньше не встречал. Можно экспериментировать, рассказывая о чем-то по-другому, с чуть большим нажимом или под необычным углом, просто чтобы посмотреть, как это воспринимается и куда ведет. Если я захожу слишком далеко и зажигаю группу или лажаюсь, это не имеет значения. Это не мой шанс научить чему-то, это мой шанс научиться чему-то в хитром деле донесения истины.
После полутора часов болтовни встает один парень и пускается во все тяжкие насчет своего сердца, своего чувства открытости, кажется, какой-то песни из его детства, удивления от того, насколько отличается его опыт духовного пробуждения от ожидаемого, своего чувства радости, а может своего понимания, что все есть радость, как-то так. Исходя из своего опыта, он, кажется, думает, что он теперь пробужден, что неправда. Он вернулся к теме с песней, мол, некая первичная песня жизни продолжает бить в нем ключом. Я прервал его до того, как он смог запеть.
— Ладно, хорошо, отлично, — говорю я, все еще плохо понимая, что он пытался сказать, — но это все то, что ты переживал, верно? Или ты это переживаешь сейчас?
— Последние несколько недель, — отвечает он.
— Ладно, — говорю я, — но это просто опыт, вот о чем я спрашиваю. Это нормально, давай, садись. Я знавал одного парня, который говорил, что выпил воды из хрустального кубка и стал просветленным на три месяца. Он хотел, чтобы я вернул его в то состояние, которое он описал как настолько глубокое блаженство, что он не мог позаботиться о себе. Я сказал ему, что ему нужен не я, а тот хрустальный кубок. Я не стал говорить ему, что его просветление было не состоянием сознания, а просто переживанием. Кому есть дело до переживаний? Все переживания происходят в царстве сновидений, так кому до этого есть дело? Пробуждение не имеет отношения к твоим переживаниям, твоему счастью или чему-то вроде этого. Это все просто макё [дзэнский термин — прим. перев.], дерьмо, ментально-эмоциональные отходы. Тебе не надо все это анализировать, лепить пироги из грязи и хвастать этим перед другими, ты смываешь это в унитаз и идешь дальше. Это для вас всех. Пробуждение из царства сновидений не имеет ничего общего с вашими переживаниями или чувствами, а другого просветления, кроме пробуждения из царства сновидений, не бывает. Вы не в процессе становления чем-то или достижения чего-то. Вы не на пути к сверхблаголепию. Все, что вам надо сделать, — это избавиться от чепухи, а вы не сделаете этого, заглушая свои мысли, испытывая высокие переживания или отпивая из хрустальных кубков. Если вы хотите быть счастливыми, идите вмажьтесь наркотой, влюбитесь или выиграйте в лотерею. Если хотите проснуться, вы должны перестать быть спящими.
Это немного взбудоражило их, что уже хорошо. Несколько человек встали и начали говорить что-то, в чем я не разглядел ничего достойного обсуждения. Я не консультант, не подружка или бармен, так что обычно слова о чувствах и переживаниях заставляют мои глаза стекленеть.
— У вас есть какие-то проблемы? — в конце концов ответил я, пока из меня не высосали энергию. — И что? У нас у всех есть проблемы. Это не имеет отношения к проблемам. Проблемы — это эмоциональные демоны, и единственное, чего хочет эмоциональный демон, — удержать тебя и тем самым победить. Ты думаешь, что должен одолеть своих демонов, но все, чего они хотят, — это чтобы ты призвал их и они могли бы держать тебя на своем уровне — таким образом они побеждают, а ты проигрываешь. Вот что, как я вижу, происходит прямо сейчас. Это не то, чем оно кажется, это эго за своей работой — заставить тебя метаться в канализации, вместо того чтобы выбраться оттуда. Твои проблемы ни черта не значат, твое прошлое ни черта не значит, твои приключения в сознании ни черта не значат. Ты либо двигаешься вперед, либо нет, либо добиваешься результатов, либо нет, либо разрушаешь слои заблуждений, либо остаешься в ловушке среди них. Пока ты думаешь, что должен иметь дело с каждым осколком эмоций, ты надежно застреваешь там, где ты есть. Ты чувствуешь желание посмотреть на что-то под лупой, увеличить посильнее и разглядеть каждую микроскопическую подробность, а я тебе говорю отодвинуться, вылезти из себя и своего тела, подальше от семьи и друзей, прочь от дома и страны и продолжать отстраняться от планеты, солнечной системы и галактики, подальше от времени и пространства в полное ничто. Вот что значит недвойственность: осознанность без видимости, сознание без содержания. Вот твой настоящий дом. Это, возможно, не то, что ты хотел услышать, я понимаю, но так обстоят дела. Это действие мощных эмоциональных сил заставляет тебя всматриваться в мельчайшие подробности, но ты должен продумать свой путь в обход этих сил и отстраняться, если ты вообще хочешь сделать то, что как ты утверждаешь уже самим своим визитом сюда, ты хочешь сделать.
Сопротивление и обвинения со стороны группы возрастают, и в мой адрес звучит несколько предложений забрать свою негативную разновидность духовности и валить ко всем чертям. Я пью воду, присаживаюсь на минуту и позволяю им попрепираться. Некоторые думают, что я знаю, о чем говорю, другие считают, что я сам полон той же ахинеи, которой, по моим словам, полны они. Когда все немного улеглось, встает парень средних лет, с виду мягкий и кроткий, и описывает проблему, которая возникла у него с его мыслями, умом или чем-то еще.
— Я пытаюсь не думать так много, — объясняет он. — Кажется, будто я всегда думаю, даже когда пытаюсь не думать. Я хочу успокоить свои мысли и быть более самоосознанным, но мой ум, кажется, хочет быть все время активным.
— Ну, — говорю я, снова встав и зашагав, — я не могу ничего сказать о самоосознанности, но могу обратиться к проблеме активного ума, сказав, что это звучит прекрасно. Это отлично — иметь такую проблему. Твой мозг жаждет подумать, так почему бы не пойти ему навстречу и не подумать? Твой мозг не твой враг. Это не твой мозг пытается сбить тебя с твоего духовного пути, это твое испуганное сердце говорит тебе сесть, закрыть глаза и успокоить твой ум. Твои эмоции держат тебя в бездействии между желанием и страхом, но твой мозг просто хочет думать, кидаться на проблемы и делать вещи осмысленными. Твой мозг как собака, которая хочет погрызть косточку, а ты все время приказываешь этой прекрасной собаке сидеть, стоять, молчать. Но почему собака должна молчать? Это в природе собаки — жевать кости, драть все в клочья. Зачем отрицать ее природу? Брось собаке кость и посмотри, что получится. Мне на ум приходит несколько костей прямо под рукой, например, что это за чепуха с самоосознанностью? Ты будешь самоосознаннее, когда пробудишься, но ты не пробудишься через самоосознанность. Дай собаке это пожевать какое-то время и посмотри, что останется.
Славный парень средних лет начинает отвечать мне, но ему нечего сказать, кроме того, что он не согласен со мной. Единственная причина его несогласия в том, что он купился на какие-то неважные идеи и хочет защитить свои неважные решения.
— Не отвечай, все нормально, присядь, пожалуйста. Я знаю, что вы думаете. Вы думаете, что быть духовным — значит обязательно быть мирным, искренним и созерцательным, что ваш внутренний мир должен быть спокойным и умиротворенным, что вы должны заглушить свои мысли, в таком духе. Но это чушь, это просто что-то из духовно-рекламной заказухи, которую крутят поздно ночью. Забудьте всю эту чепуху. Извините, но я не из тех, кто станет продавать вам такое, я просто говорю, что вас разводят. Здесь ничего не исправить, нужно просто выкарабкаться из ямы, в которую вы закопались, и найти верный путь. Это война, и вы должны стать воинами. Что до меня, то мне нравится думать, я люблю мозг и хочу его использовать, чтобы поджечь весь мир, испепелить все к чертям, убить Бога, убить Будду, убить твою эго-самость. Из этого все равно не выбраться живым, так почему бы не поиграть в интересную игру? Почему не позволить собаке сорваться с поводка? Пусть побегает. Твой мозг хочет думать, а некоторые гуру говорят тебе заглушить свои мысли. Серьезно, спроси себя, что звучит для тебя правильнее? Если один говорит тебе думать так сильно, как можешь, как нельзя лучше, а другой говорит заглушить мысли, потому что думать плохо, а тихий ум хорошо, чьи слова звучат так, будто он продает тебе чепуху? Даже если он сам в это верит, пусть. Закрой глаза, успокой свой ум, повторяй мантру, сердце хорошее, мозг плохой, как это звучит? Этот парень, который говорит тебе не использовать свою голову, не похож ли на жулика, впаривающего таймшер в рай? А это такой товар, на который можно запасть только глубокой ночью. А теперь посмотри на абсолютный провал человеческой духовности в попытке помочь кому-нибудь осознать истину и посмотрим, можешь ли ты установить связь между этими одним и другим — проповедниками заблуждений, которые отправляют всех ровно в неверном направлении, и полным провалом искателей в поисках единственной штуки, которую нельзя потерять. Разве это удивительно, что ты спрашиваешь меня, как отключить свой мозг? Разве удивительно, что даже дзэн-буддисты и адвайтисты не могут никому помочь пробудиться? Разумеется, нет. Это в точности то, что ты ожидал бы от чемпионов по заблуждениям у Майи. Негласная цель всей духовности и религии — держать всех в счастливом сне в царстве сновидений. Это организовано не на человеческом уровне, это эго за работой, Майя, а что есть Майя, если не тот же совершенный разум, который мы видим за работой все время и во всем? Все царство сновидений работает на совершенном разуме, и эго-самость настолько же часть этого разума, как океаны и галактики. Вот с чем ты имеешь дело, вот против чего ты выступаешь. Вот что мы видим, когда ты приходишь сюда ко мне и спрашиваешь, как тебе выключить свой мозг. Нет, правда, насколько это безумно? Да это полный прибабах с точки зрения пробужденного от иллюзий, но это абсолютно гениально с точки зрения защиты людей, способных думать, от того, чтобы они не отправились туда, куда неизбежно ведет мысль, то есть прочь из заблуждений, прочь из царства сновидений. Ты хочешь заглушить свой разум? Всади в него пулю. Почему нет? Ты все равно его не используешь, так какая разница? Зато ты будешь искренним в качестве трупа. Зато твой ум будет абсолютно тих и ты окажешься просветленнее любого когда-либо жившего наставника и таким же просветленным, как твоя золотая рыбка, когда ее смывают в унитаз. Майя демонизировала ум, ошельмовала его, объявила здравый смысл вне закона. Здравый смысл — это все, что нужно, чтобы пробудиться из царства сновидений, потому что сновидение по сути своей несуразно. Простая мысль может разнести все по кусочкам, и поэтому все восстает против мысли. Тебе не надо успокаивать свой ум и достигать более высокого сознания, чтобы проснуться, надо просто приложить немного здравого смысла, использовать свой мозг, вместо того чтобы подавлять его. И позвольте сейчас напомнить вам всем, что я не считаю свою версию просветления лучше других, я говорю, что есть одна-единственная версия, а все, кто рекламирует что-то еще, работает на противоположную сторону. Пробуждение ото сна, от иллюзии самости — это единственное просветление, которое есть. Оно ясно, уникально и безошибочно. Нет градаций или степеней просветления и нет возможности обрести просветление в сновидении, надеюсь, вы понимаете это. Невозможно быть духовно просветленным и не осознавшим истину, я надеюсь, это звучит разумно для вас. Я знаю, они продали вам эту идею бесконечного счастья, но просветление — это не высшее состояние. Это сдвиг парадигмы от лжи к истине, от сна к пробуждению. Вы или пробуждаетесь ото сна, либо вы еще пленник заблуждений, и нет такой вещи, как просветленная личность, потому что для того, чтобы стать просветленным, нужно избавиться от иллюзии личности, эго-самости.
Я делаю паузу, чтобы перевести дыхание и попить воды. В этот раз никто не стал пререкаться.
— Всем это достаточно ясно? — продолжаю я. — Спасибо, что кивнули. Ладно, это было забавно. Хорошая тема. Я не хочу больше об этом говорить, есть что-нибудь еще? Не стесняйтесь, говорите, что у вас на уме. Попробуйте обидеть меня, если так будет легче, попробуйте противоречить мне или доказать, что я неправ в чем-то. Поверьте, я приду от вас в восторг, если вы сможете это сделать. Вы не можете, но я был бы без ума от счастья, если бы вы смогли. Я могу рассказывать вам о вашей реальности весь день, потому что мои глаза открыты, а ваши нет, но если бы вы могли мне рассказать что-то о моей, что-то, чего я не вижу, чего не видал или не знаю, то это было бы похоже для меня на открытие нового мира. Опять же, вы не можете этого сделать, но это крутое испытание, верно? Расслабьтесь, давайте просто примем тот факт, что сегодняшний день не предназначен для благодушия и мягкости, и воспользуемся возможностью отшлепать друг друга, чтобы посмотреть, что получиться. Дуэль на дхарме, ладно? Сатсанг в бойцовском клубе, почему нет? Первое правило бойцовского сатсанга — сегодня хороший день, чтобы умереть. Вперед и с песней. Вы выживете.
Кто-то в глубине комнаты плачет. Я не знаю, реакция ли это на что-то сказанное мной, проходят ли они через что-то такое, или, может быть, кто-то рожает.
— Вскипятите воды! — почти командую я. — Принесите чистые простыни!
Но потом я вижу, что это парень, и понимаю, что он, наверное, не собирается рожать.
Встает очень духовная с виду женщина около сорока, завернутая в цветастый платок.
— Я согласна с женщиной, которая написала вам письмо в начале вашей второй книги, — говорит она. — Я не думаю, что в вас есть хоть что-то духовное.
Я горячо киваю, соглашаясь.
— Я знаю, да. Возможно, во мне нет ничего духовного, но я говорю вам очевидную истину, если сравнить ее с изощренной ложью, которой кормят вас все эти гуру и духовно подкованные учителя. Какое это имеет значение, если то, что я говорю вам, — истинно. Просто гипотетически, какое это имеет значение, если абсолютно бездуховный парень прав, а все возлюбленные учителя и седобородые гуру набиты чушью? Куда более усердных, чем вы, искателей вот уже тысячу лет постигает неудача, а вы уверены, что хотите продолжать следовать по тому же пути, что они? Здесь происходит битва между умом и сердцем, и сердце всегда выигрывает, потому что у сердца есть силы, а у ума нет, если только он не уговорит как-то сердце на общее дело, что, уверяю вас, есть единственный способ, которым это вообще работает. Ненависть против страха, вот как это действует, и теперь это честная схватка. У страха все еще есть преимущество, потому что ненависть черпает силы из страха, но теперь мы все на одной игровой площадке — на поле Курукшетра [поле битвы в «Бхагавад Гите» — прим. перев.], верно? Вот где это разыгрывается, вот где происходит битва. Полностью внутри. Абсолютно в глубине. Там нет никого, кроме тебя, и никогда не было. Две огромные армии стоят друг напротив друга. Каждый воин с обеих сторон — один из аспектов тебя, и они все должны умереть. Нет ничего, кроме этой битвы. Любая другая духовная деятельность — чепуха. Никакие медитации, знания, исследования сознания или еще что-то не имеют никакого значения, только эта битва между двумя воюющими армиями внутри тебя. И что заставляет эту внутреннюю войну выглядеть вот так? Она выглядит как самоубийство, разумеется, потому что это оно и есть. Одна сторона тебя пытается умереть, а другая — выжить. Это продолжительный бой со множеством жертв и кучей боли. На самом деле нет смысла объяснять все это, но я объясняю много вещей, которые нет смысла объяснять. Вы поймете все самостоятельно или нет, вот и все. Вы сделайте это, любой из вас, а потом расскажите мне, что вы думаете обо всех этих наставниках и гуру с их закрытыми глазами и успокоенными умами. Вы их захотите придушить. Вы не поверите, что верили им. Конечно, мы все любим покой и искренность, и если это то, что вы хотите, то духовный супермаркет жаждет угодить вам, но если вы подумываете стать искателем истины, серьезным человека, то я скажу, как это выглядит. Это выглядит как медленное и очень болезненное самоубийство, и не остается ничего, чем можно похвастаться, когда вы готовы. OK? Спасибо за комментарий. У кого-нибудь есть еще? Хоть что-нибудь? Ничего? Знаете, собираться в группу вроде этой — это маневр уклонения: эго прикрывается духовностью ради того, чтобы упредить любую возможность пробуждения.
Исходя из чего могу вам сказать, что духовные учителя любят объяснять что-то, будто они учат вас пробуждению, будто единственное, что стоит между вами и пробуждением — это еще большее знание или лучшее понимание, но это так называемое знание и понимание — верования, мнения, неверные знания — формируют барьер между царством сновидения и пробужденным состоянием. В том числе и поэтому вы собираетесь в группы. Всякий раз, когда вы вот так приходите сюда, вы находите спасение от угрозы пробуждения. Вот зачем вы приходите сюда — не для того, чтобы приступить к растворению своей эго-самости, но чтобы помочь ей углубить окоп.
Если бы вы хотели пробудиться, то отправились бы делать это самостоятельно, а не сбивались вместе, как испуганные овцы, дрожащие от волчьего воя вдалеке. Все религии и духовность — это на самом деле система содержания под стражей, удерживающая вас на безопасном расстоянии от дальних рубежей царства сновидений. Вы приходите сюда не пробудиться, как притворяетесь, вы приходите сюда, чтобы остаться спящими, вот что довольно любопытно, да? Вы здесь просто потакаете тщеславию, ищете счастья, находите внутренний покой и так далее. Нет, правда, я не ожидаю, что вы все отправитесь домой и начнете настоящий процесс пробуждения просто потому, что какой-то крикливый мудак сказал вам, что ваша духовная жизнь — это откровенное жульничество, но кто знает? Может, один из вас и прислушается. Может, сегодня один из вас, укладываясь спать, подумает: «Боже, неужели я правда занимаюсь чепухой? Я занимаюсь всей этой духовностью из страха? Я лгу себе во всем? Я правда просто боюсь перемен? Я отчаянно держусь за что-то, что на самом деле не моё? В чем смысл моей жизни, если все это вранье?». Вот как это звучит, когда маленький ублюдок начинает будить вас изнутри, и если ему удастся накрутить вас, то жизни, какой вы ее знали, придет конец. Раздастся звук горна, и начнется битва. Если это произойдет, в течение нескольких лет вы будете переживать яростный внутренний конфликт, а вслед за этим десять лет будут обрабатываться последствия, но потом вы познаете внутренний покой, который можно найти только в абсолютном разрушении. И самое забавное в этом, что на подсознательном уровне вы уже знаете все это, другими словами, ваша эго-самость знает это, и поэтому вы на самом деле здесь — убедиться, что ничего настолько ужасного, как пробуждение из царства сновидений, не может с вами случиться. Ну а может и нет. В любом случае, это пища для размышлений.
( Джед МакКенна — фрагмент из новой книги «Беседы с Джедом №1»)
P/S:
«Дхарма бесплатна. Никто не должен взимать деньги за обучение Дхарме или её передачу. Дхарма, которая прикасается к деньгам, не является Дхармой вовсе. Продажа Дхармы — вот в чём корень зла. Дхарма даётся бесплатно и безвозмездно всем, кто её ищет: в этом есть чистота, благородность и достойная уважения позиция».
( Кен Уилбер из статьи «Правильные баксы», который выполнил Евгений Пустошкин (под ред. Александра Нариньяни) специально для русского издания книги Кена Уилбера «Краткая история всего» 2016 г ).
2 комментария