16 июля 2017, 17:23
Пробуждение как семантический вызов
Веданта не занимется ни вопросами философии, ни проблемами психологии, ни поиском высших состояний сознания. Ее предметом является семантика, понятийный язык. Веданта это метод исследования языка на предмет взаимосвязи между словом и обозначаемым им феноменом. Так, рассматривая, например, вопрос «Исчезает ли личность вследствие пробуждения?» веданта исследует прежде всего предметное наличие феномена «личность». Если предпринять такое исследование, очень скоро станет ясно, что понятие «личность» определяется лишь через набор иных понятий, и так до бесконечности. В итоге неизбежен вывод о полной иррелевантности не только самого вопроса, но и неопределимости (или скорее несуществовании) той предметной реальности, на которую он якобы указывает.
Именно так, а не иначе, работает атма-вичара, приводя исследователя к неминуемому заключению, что предмета, обозначаемого словом «я», не существует вне контекста применения этого самого слова. Далее может быть сделан вывод о том, что весь контекст сам по себе есть взаимоопределяющее и перекрестное взаимодействие слов-понятий, не имеющих отношения ни к чему, кроме друг друга и самих себя.
Если это понято, веданта указывает на то, что этот словесно-понятийный контекст равнозначен понятиям «ум» и «мир». Речь идет о самозаключенной в себе реальности, которая зиждется на магическом действии принципа майи, состоящего в том, что слово не описывает реальность, но творит ее. Если это также понято, начинается ведантический процесс деструкции смысла.
Он состоит в специальном неослабевающем фокусировании внимания на поиске конкретной реальности, якобы (по умолчанию) скрывающейся за словом-понятием. Этот метод, известный как вивека-вайрагья, приводит естественным путем к ослаблению вплоть до полной утраты интереса к понятийному контексту, известному также как лишенные смысла слова «ум» и «мир». Также и слово «я» возвращается к своему изначальному статусу семантической единицы, лишенной внеконтекстуального смысла (т. е. Реальности).
Параллельно с убыванием интереса к нескончаемым и постоянно повторяющимся семантическим рядам (описания «моей жизни в этом мире») происходит также и девальвация психофизиологических реакций на слова и понятия (отреченность). В этом пункте веданта не говорит ни о каком конечном результате (пробуждении), ибо окончиться может только текст. Выход за пределы семантики означает не только покидание «себя» как слова на странице, но также и всего контекста в целом.
При этом автоматически распознается, что этот контекст нкогда не был реален, но представлял собой лишь определенный порядок слов (точнее, магических формул, заклинаний), провоцировавших телесные реакции. В этой связи любой ведантический текст, письменный или устный, есть ничто иное как попытка смыслового демонтажа этого и любого иного текста. Вне пределов текста нет ни «меня», ни «существования», ни чего-либо еще, включая жизнь и смерть, поскольку сами понятия наличия или отсутствия релевантны лишь в пространстве семантического поля и объективно не означают вообще ничего.
Веданта, по сути, говорит лишь об одном: об отсутствии предмета для разговора.
Кстати, хотелось бы добавить еще одну чрезвычайно важную вещь. Веданта — это очень узкий и специальный путь духовного постижения. Ее не нужно путать ни с религиозными путями (ведантист тотчас попросил бы определить значение слова «Бог»), ни с йогическими (ригпа, самадхи и прочее). Это не значит ни в коей мере, что веданта отрицает эти пути или ставит себя выше их! Она просто предлагает свой собственный, весьма специфический подход, который не всякому должен быть по душе. Проблемы могут начаться тогда, когда начинают формироваться ведантоподобные монстрики на основе религии или психологии. Важно знать: только веданта ставит себе за цель тотальную деструкцию семантического ряда! И религия, и психология — напротив — прибегают к своим фундаментальным и незыблемым понятиям. Путаница начинается тогда, когда деструктивный аппарат веданты начинают применять для утверждения и упрочения некоей понятийной базы. И путаница эта, увы, абсолютно бесплодна…
Именно так, а не иначе, работает атма-вичара, приводя исследователя к неминуемому заключению, что предмета, обозначаемого словом «я», не существует вне контекста применения этого самого слова. Далее может быть сделан вывод о том, что весь контекст сам по себе есть взаимоопределяющее и перекрестное взаимодействие слов-понятий, не имеющих отношения ни к чему, кроме друг друга и самих себя.
Если это понято, веданта указывает на то, что этот словесно-понятийный контекст равнозначен понятиям «ум» и «мир». Речь идет о самозаключенной в себе реальности, которая зиждется на магическом действии принципа майи, состоящего в том, что слово не описывает реальность, но творит ее. Если это также понято, начинается ведантический процесс деструкции смысла.
Он состоит в специальном неослабевающем фокусировании внимания на поиске конкретной реальности, якобы (по умолчанию) скрывающейся за словом-понятием. Этот метод, известный как вивека-вайрагья, приводит естественным путем к ослаблению вплоть до полной утраты интереса к понятийному контексту, известному также как лишенные смысла слова «ум» и «мир». Также и слово «я» возвращается к своему изначальному статусу семантической единицы, лишенной внеконтекстуального смысла (т. е. Реальности).
Параллельно с убыванием интереса к нескончаемым и постоянно повторяющимся семантическим рядам (описания «моей жизни в этом мире») происходит также и девальвация психофизиологических реакций на слова и понятия (отреченность). В этом пункте веданта не говорит ни о каком конечном результате (пробуждении), ибо окончиться может только текст. Выход за пределы семантики означает не только покидание «себя» как слова на странице, но также и всего контекста в целом.
При этом автоматически распознается, что этот контекст нкогда не был реален, но представлял собой лишь определенный порядок слов (точнее, магических формул, заклинаний), провоцировавших телесные реакции. В этой связи любой ведантический текст, письменный или устный, есть ничто иное как попытка смыслового демонтажа этого и любого иного текста. Вне пределов текста нет ни «меня», ни «существования», ни чего-либо еще, включая жизнь и смерть, поскольку сами понятия наличия или отсутствия релевантны лишь в пространстве семантического поля и объективно не означают вообще ничего.
Веданта, по сути, говорит лишь об одном: об отсутствии предмета для разговора.
Кстати, хотелось бы добавить еще одну чрезвычайно важную вещь. Веданта — это очень узкий и специальный путь духовного постижения. Ее не нужно путать ни с религиозными путями (ведантист тотчас попросил бы определить значение слова «Бог»), ни с йогическими (ригпа, самадхи и прочее). Это не значит ни в коей мере, что веданта отрицает эти пути или ставит себя выше их! Она просто предлагает свой собственный, весьма специфический подход, который не всякому должен быть по душе. Проблемы могут начаться тогда, когда начинают формироваться ведантоподобные монстрики на основе религии или психологии. Важно знать: только веданта ставит себе за цель тотальную деструкцию семантического ряда! И религия, и психология — напротив — прибегают к своим фундаментальным и незыблемым понятиям. Путаница начинается тогда, когда деструктивный аппарат веданты начинают применять для утверждения и упрочения некоей понятийной базы. И путаница эта, увы, абсолютно бесплодна…
56 комментариев
текст -хорошая лекция выжимка сути веданты… не более… это теория… а что с опытом… с тобой уже не раз проходили откаты-закаты… перекаты… кстати без всяких подтекстов левых… как ты.
все так, выход на внесмысловую, внезнаковую, внепонятийную реальность и есть главная цель адвайты, как учение (причем, и в индийской и в буддийских версиях). Вскрыть любой смысл, увидеть и понять, как формируются знаки (и несущие их словесно-смысловые значения), как значения образуют собой смысловые схемы и ряды, что их связывает между собой в целые понятийные парадигмы… понять их причинность по отношению к друг другу (в буддизме подведена под это солидная база) — и осознав эту их взаимозависимость просто начать их обрушение… как карточного домика. Других задач у учения в принципе нет, все что наслоено на него вековыми толкованиями есть лишь верования, по принципу кто во что горазд…
.
мы не замечаем, что значение любого слова — это еще одно слово...
решил завязать с журналистикой?
.
Твой пост по смыслу об этом? Или это я его читаю через призму знания об этой практике?
он сейчас перед тобой, он существует. теперь сомни его. прямо сейчас он продолжает существовать, но в другой форме. теперь разорви его. он по-прежнему существует уже в следующей форме. а теперь убери это вообще из своего поля зрения. теперь бумаги уже нет для тебя, форма разрушена, но что осталось? что было во всех этих формах и что осталось, когда вообще не стало конкретно этой формы? что объединяло все это???
вот то, что остается независимо ни о чего, и то, что дает видеть объекты существующими, то у чего объекты заимствуют свое существование и не существуют независимо от этой основы — это сам принцип существования, который и нужно узнать!
Если бы вы были правы, то всё вами написанное — просто пустые слова. Но есть одна маленькая вещь, которую вы не замечаете:
Вы можете говорить о чём-то (о тексте) только потому что ощущаете что текст — есть. Однако же текст находится [может быть обнаружен] в Бытии, но в самом тексте — нет бытия. Текст — не существует. Текста — нет. Вот в чём ошибка. Именно ЭТО говорит Веданта:
У нереального нет бытия; реальное не перестает быть; эту конечную истину постигли прозревшие в суть вещей.
Бхагават Гита 2.16
Веданта — это метод познания реальности через понимание слов писаний.
в Ведантах не силён (
а текст сильный, (безотносительно так ли там понимается))