24 июля 2017, 12:22
Сознательное Блаженство Бытия
В Бхагават Гите Кришна в начале своего учения говорит:
У нереального нет бытия; реальное не перестает быть; эту конечную истину постигли прозревшие в суть вещей.
Привычная точка зрения такова, что любой объект — есть. И это «есть» привычно относится к объекту в качестве его атрибута. Нет объекта — нет и «есть», и говорить не о чем.
С точки зрения учения Кришны о недвойственности, Бытие (есть) — это не атрибут объектов, но нечто присутствующее ВСЕГДА: «реальное не перестаёт быть». Только это Бытие (есть) и придаёт любому объекту качество реальности (объект есть). Сам объект, хотя и может восприниматься органами чувств и поэтому ощущаться как существующий (объект есть) — тем не менее нереален, так как в нём нет фундаментальной реальности — Бытия. Поэтому говорится что объект (преходящее, иллюзорное относительно постоянной реальности) не обладает само-сущностью и само-бытиём: «у нереального нет бытия»
Практический вывод из этого такой, что при исчезновении любого объекта Вселенной — Бытиё остаётся. «Есть» не преходит. Звезды преходят, планеты преходят, живущие существа преходят, тела преходят, умы преходят. Ощущения «я есть» преходят, но «есть» — остаётся. Оно «есть» до рождения любого человека, «есть» при его жизни (поэтому человек чувствует что «я есть» и «другие есть»), и оно «есть» и после смерти человека.
Ровно то же самое можно сказать не только бытии, но и о сознании и о блаженстве.
Всё это есть-сознательное-блаженство до рождения, есть-сознательное-блаженство при жизни (поэтому человек «знает» своё «существование» и «радуется» ему), и есть-сознательное-блаженство и после смерти человека. После смерти «Своё» существование-знание-блаженство исчезает в том смысле, что исчезает «всё своё». Исчезает всё, о чём можно знать. Исчезает всё, чем можно быть. Исчезает всё, чем можно наслаждаться. В том числе исчезает и сам знающий, существующий и наслаждающийся. Остаётся только неизменное сознательное-блаженство-бытия до всего этого.
У нереального нет бытия; реальное не перестает быть; эту конечную истину постигли прозревшие в суть вещей.
Привычная точка зрения такова, что любой объект — есть. И это «есть» привычно относится к объекту в качестве его атрибута. Нет объекта — нет и «есть», и говорить не о чем.
С точки зрения учения Кришны о недвойственности, Бытие (есть) — это не атрибут объектов, но нечто присутствующее ВСЕГДА: «реальное не перестаёт быть». Только это Бытие (есть) и придаёт любому объекту качество реальности (объект есть). Сам объект, хотя и может восприниматься органами чувств и поэтому ощущаться как существующий (объект есть) — тем не менее нереален, так как в нём нет фундаментальной реальности — Бытия. Поэтому говорится что объект (преходящее, иллюзорное относительно постоянной реальности) не обладает само-сущностью и само-бытиём: «у нереального нет бытия»
Практический вывод из этого такой, что при исчезновении любого объекта Вселенной — Бытиё остаётся. «Есть» не преходит. Звезды преходят, планеты преходят, живущие существа преходят, тела преходят, умы преходят. Ощущения «я есть» преходят, но «есть» — остаётся. Оно «есть» до рождения любого человека, «есть» при его жизни (поэтому человек чувствует что «я есть» и «другие есть»), и оно «есть» и после смерти человека.
Ровно то же самое можно сказать не только бытии, но и о сознании и о блаженстве.
Всё это есть-сознательное-блаженство до рождения, есть-сознательное-блаженство при жизни (поэтому человек «знает» своё «существование» и «радуется» ему), и есть-сознательное-блаженство и после смерти человека. После смерти «Своё» существование-знание-блаженство исчезает в том смысле, что исчезает «всё своё». Исчезает всё, о чём можно знать. Исчезает всё, чем можно быть. Исчезает всё, чем можно наслаждаться. В том числе исчезает и сам знающий, существующий и наслаждающийся. Остаётся только неизменное сознательное-блаженство-бытия до всего этого.
47 комментариев
«Естьность» и «осознавание» уже присутсвуют, а вот блаженство нет.
Над блаженством нужно поработать :)
Указатели разные, а практика понимания одна и та же.
Человек постоянно меняет свои роли в этом мире — я был маленьким, потом юным, потом возмужал, потом постарел, и вот я почти уже умер. Всё это — естестенное «использование» знания, полученного естественным путём, из собственного опыта. Это даже как-то и не назовёшь «использованием», т.к. это не что-то что я как бы «беру со стороны», всё это очевидно «моё», это и есть «я». Тут нет «использования», тут есть скорее «проживание из этого».
Вот такое же «проживание» может быть и из знания, на которое указывает учение Кришны.
Уверен, что не существует праздного любопытства. Каждое вновь обретенное знание человек стремится использовать во благо своё.
Вот это и есть знание «высшего блага» для человека. Выше которого уже и нет ничего. :)
Важно то, что есть фундаментальное (причинное) и оно неизменно. Также, есть и многообразные следствия из этих причин. Фундаментальное знание ничем не ограничено — оно включает в себя все следствия. Как с примером золота — зная любой предмет из золота, можно быть уверенным что атомный вес его материала один и тот же, конкретно как у золота. Ну так вот — в этом смысле золото является абсолютом относительно всех изделий из него, начиная с атома золота.
Кришна говорит об Абсолюте — о методологии познания не разнообразного, но фундаментального, безграничного. Понятно, что это разные знания. Но, тем не менее, знание Абсолюта — это безграничное знание. А знание проявлений из него — это сумма ограниченностей. При этом Абсолют — везде, безгранично. А «эволюция» — это частность. И её и вообще может и не возникать! А Абсолюта не может не быть. :) Бытиё — его качество.
Что- то здесь мне не нравится. «Причинное», наверное. Ибо оно предполагает конкретное следствие. А проглядывается иное — многообразные не «следствия», но варианты. а вот это нам просто неведомо, потому как опираться можем только на проявленное.
Это — вам не ведомое. Это — вы можете опираться только на проявленное. Не нужно говорить за всех. :) Или доказывайте свои утверждения. :)
Говоря «можно» — подразумеваю «рационально». А то, что можно опираться на фантазии — спору нет, реальный мир тому подтверждение.
Вы говорите — «опираться можно только на проявленное», но как вы докажете самому себе это утверждение? Думаю, что никак — это просто ваша неосознная, фанатичная вера в «опору на проявленное» как в единственно верный метод познания. :) И все, и не более того. :)
Любопытная позиция. Мне не приходила в голову необходимость доказывания для себя чего либо. А вот опираться на свой опыт, либо умственный конструкт, обусловленный этим опытом — это и есть моя вера. Было бы интересным узнать, на что опираешься ты сам )
Я опираюсь на верные методы исследования… и при этом прихожу к иным выводам, чем ты. Вот поэтому я и предлагаю не говорить в стиле «джентльмены верят на слово», а вскрыть карты, так сказать. :) А ты — юлишь!
Похоже, что нить разговора давно утрачена, поэтому спрошу: что ты хочешь доказать мне в частности? Может быть и предмет спора утрачен? )
Если нить утрачена, то исключительно вами. А я говорю о том, что разговор, не опирающийся на верные методы познания — бессмысленен. Вот и покажите какой метод познания считаете верным вы — мы и поговорим о том, верный он или нет:
Вы говорите — «опираться можно только на проявленное», но как вы докажете самому себе это утверждение? Думаю, что никак — это просто ваша неосознная, фанатичная вера в «опору на проявленное» как в единственно верный метод познания. :) И все, и не более того. :)
С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, высокая температура есть явление болезни, то есть болезнь извещает о себе посредством высокой температуры, она проявляется через эту температуру
Таким образом, исследуя «преходящее» приходят к познанию сути происходящего. Но суть (явленное) не описывается суммой его явлений. И не познаётся как «сумма явлений». Явления указывают на явленное — на основании явлений ученые составляют гипотезу о том, что явлено. Далее они разрабатывают постановку опыта, который утвердит конкретно — что явлено. И далее — после постановки такого опыта, в котором явленное узнаётся уже прямо, вне явлений — и знают это явленное прямо, вне явлений. И далее — явления пересматриваются в свете познания их сути (познанного явленного).
В связи с этим, ваше утверждение некорректно:
Эмпирика, с точки зрения познания Абсолюта — это совокупность всех явлений. И, как и в любом другом случае явление указывает на явленное, поэтому явление используют для составления гипотез познания Абсолюта. Но сам опыт познания Абсолюта как явленного — вне всех явлений:
Абсолют познают в опыте ВНЕ опоры на явленное. Вот так! :)
из чего это выросло?
Санджая сказал:
Обратившись с этими словами к Хришикеше, Гудакеша, победитель врагов, сказал: “Я не буду сражаться”, – и умолк.
Стоя среди двух ратей, c улыбкой обратившись к повергнутому в отчаяние, Хришикеша молвил:
Благословенный сказал:
Ты скорбишь о тех, о которых не следует скорбеть, хотя и говоришь слова мудрости. Мудрые не оплакивают ни живых, ни мертвых.
Ибо поистине не было времени, когда Я, или ты, или эти владыки земли не существовали; воистину не перестанем мы существовать и в будущем.
Подобно тому, как живущий в теле переживает детство, юность и старость, также покидает он одно тело и переходит в другое. Сильный об этом не скорбит.
Соприкосновения с материей, о сын Кунти, бросают в холод и жар, доставляют наслаждение и страдание; эти ощущения преходящи, они налетают и исчезают; выноси их мужественно, о Бхāрата.
Тот, кого они не мучают, о лучший из людей, кто уравновешен в радости и горе и постоянен, тот способен к бессмертию.
У нереального нет бытия; реальное не перестает быть; эту конечную истину постигли прозревшие в суть вещей.
Знай, что ТО, Которым проникнуто все сущее, неразрушимо. Никто не может привести к уничтожению То Единое, Незыблемое.
Преходящи лишь тела этого Воплощенного, который вечен, неразрушим и необъятен. Поэтому сражайся, о Бхāрата.
Думающий, что он может убить, и думающий, что он может быть убитым, оба одинаково заблуждаются. Человек не может ни убить, ни быть убитым.
Он не рождается, и не умирает; раз получив бытие, Он не перестает существовать. Нерожденный, постоянный, вечный и древний, он не убит, когда тело его убивают.
Кто знает, что он неразрушим, постоянен, нерожден, неизменен, как может тот убить, о Партха, или быть убитым?
Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так бросает он изношенные тела и облекается в новые.
Оружие не рассекает его, огонь не палит его, вода его не мочит, ветер не сушит его.
Ибо нельзя ни рассечь, ни спалить, ни пропитать влагой, ни высушить его: постоянный, всепроникающий, устойчивый, незыблемый, извечный он.
Непроявленным, непостижимым, неизменным именуется он. Зная это, ты не должен скорбеть.
А вечность Бытия… сам термин, придуманный людьми, предназначенный охватить вся и всё, служащий объяснением всему — не имеет понятийного объяснения.
В противном случае приходится довольствоваться пониманием и мыслью «я есть ТО»
нереального не существует…
* )))
.