22 августа 2017, 09:32
Ошибки ищущих
Я искал почти 10 лет. Из них только последний год я делал верные действия в нужном направлении. 9 лет я занимался ерундой. Почему? Потому что не понимал, что и как работает. Давайте по-пунктам…
Первое и самое главное, чего я не понимал — где искать этого «Я», о котором все говорят. Когда мне говорили о самоисследовании или вопрошании «Кто я?» — я не воспринимал это как нечто конкретное. Для меня поиск «Я» всегда был чем-то абстрактым. Потом я узнал, что искать нужно в определённом месте — в своём непосредственном опыте. У нас есть два режима внимания. Нарративный и эмпирический. Нарративный — это залипание в историях о себе и мире. Эмпирический — это восприятие прямого сенсорного опыта.
В нарративном режиме мы думаем мысли. В эмпирическом режиме мы замечаем ощущения. В том числе, если мы долго отмечаем как приходят и уходят мысли, становится заметно что они тоже состоят из сенсорных ощущений. В эмпирическом режиме нашему вниманию мешает работать та самая я-структура. Поэтому если каждый день сидеть пол часа и тренировать внимание на переключение в эмпирический режим, мы как раз и начинаем рассматривать я-структуру, слой за слоем. Это и называется медитацией.
Второе моё заблуждение заключалось в том, что я думал что пробуждение — это вопрос одного единственного правильного действия (или не-действия) в один прекрасный момент. На деле же ключевое прозрение пробуждения — это не что-то, что каждый живущий на земле человек может в любой момент увидеть, если сделать некое правильное действие. Это так не работает. Прозрение действительно происходит вдруг, неожиданно и одномоментно. Но этому предшествует долгое и планомерное движение в нужном направлении.
Это своего рода тренировка внимания. Как мышцы — тренируешь внимание, и оно в какой-то момент может что-то заметить. Вопрос в том, что именно, и как тренировать. И если подходить к этому процессу как к тренировке, то разумно делать это системно. Это марафон, а не спринт.
Третье заблуждение было в том, что я себе постоянно фантазировал какое оно — истинное «Я». И эти фантазии отвлекали от процесса исследования своего непосредственного опыта. Поймите пожалуйста правильно: фантазировать о собственном просветлении — это абсолютно нормально и естественно. Главное не забывать отмечать и эти процессы тоже. Ну то есть если увлеклись фантазиями о просветлении — замечайте из каких сенсорных ощущений состоят эти фантазии. Всё остальное произойдёт само собой.
Слой за слоем в поисках этого «Я» мы изучаем я-структуру — переживаем ощущения, образы, мысли о себе, и так далее… А потом всё это заканчивается и мы видим весь поток ощущений целиком, и никакого «Я» там по прежнему нет. Зато есть знание что искать-то больше и нечего, всё и так видно. Это такой момент кристальной ясности… И вот тогда оковы иллюзии спадают.
Причём это не какое-то феерическое или значимое событие. Оно в моменте кажется тривиальным. И после тоже. Помню, когда я это увидел, жена спросила:
— Как прошла медитация?
— Прикольно! Я видел что меня нет! Ха-ха
— Да, действительно забавно…
И всё. Я даже не понял тогда, что это и было ключевое прозрение… Я ждал чего-то более грандиозного. И за следующий месяц мой субъективный мир разлетелся в щепки.
Первое и самое главное, чего я не понимал — где искать этого «Я», о котором все говорят. Когда мне говорили о самоисследовании или вопрошании «Кто я?» — я не воспринимал это как нечто конкретное. Для меня поиск «Я» всегда был чем-то абстрактым. Потом я узнал, что искать нужно в определённом месте — в своём непосредственном опыте. У нас есть два режима внимания. Нарративный и эмпирический. Нарративный — это залипание в историях о себе и мире. Эмпирический — это восприятие прямого сенсорного опыта.
В нарративном режиме мы думаем мысли. В эмпирическом режиме мы замечаем ощущения. В том числе, если мы долго отмечаем как приходят и уходят мысли, становится заметно что они тоже состоят из сенсорных ощущений. В эмпирическом режиме нашему вниманию мешает работать та самая я-структура. Поэтому если каждый день сидеть пол часа и тренировать внимание на переключение в эмпирический режим, мы как раз и начинаем рассматривать я-структуру, слой за слоем. Это и называется медитацией.
Второе моё заблуждение заключалось в том, что я думал что пробуждение — это вопрос одного единственного правильного действия (или не-действия) в один прекрасный момент. На деле же ключевое прозрение пробуждения — это не что-то, что каждый живущий на земле человек может в любой момент увидеть, если сделать некое правильное действие. Это так не работает. Прозрение действительно происходит вдруг, неожиданно и одномоментно. Но этому предшествует долгое и планомерное движение в нужном направлении.
Это своего рода тренировка внимания. Как мышцы — тренируешь внимание, и оно в какой-то момент может что-то заметить. Вопрос в том, что именно, и как тренировать. И если подходить к этому процессу как к тренировке, то разумно делать это системно. Это марафон, а не спринт.
Третье заблуждение было в том, что я себе постоянно фантазировал какое оно — истинное «Я». И эти фантазии отвлекали от процесса исследования своего непосредственного опыта. Поймите пожалуйста правильно: фантазировать о собственном просветлении — это абсолютно нормально и естественно. Главное не забывать отмечать и эти процессы тоже. Ну то есть если увлеклись фантазиями о просветлении — замечайте из каких сенсорных ощущений состоят эти фантазии. Всё остальное произойдёт само собой.
Слой за слоем в поисках этого «Я» мы изучаем я-структуру — переживаем ощущения, образы, мысли о себе, и так далее… А потом всё это заканчивается и мы видим весь поток ощущений целиком, и никакого «Я» там по прежнему нет. Зато есть знание что искать-то больше и нечего, всё и так видно. Это такой момент кристальной ясности… И вот тогда оковы иллюзии спадают.
Причём это не какое-то феерическое или значимое событие. Оно в моменте кажется тривиальным. И после тоже. Помню, когда я это увидел, жена спросила:
— Как прошла медитация?
— Прикольно! Я видел что меня нет! Ха-ха
— Да, действительно забавно…
И всё. Я даже не понял тогда, что это и было ключевое прозрение… Я ждал чего-то более грандиозного. И за следующий месяц мой субъективный мир разлетелся в щепки.
83 комментария
При этом это не совсем то же самое, что было до. :)
А потом вспомнил, как оно было до — и наваждение прошло :))
Можно сказать что я хочу, а можно сказать что есть течение. Тяга, которая хочет закончится. Знаешь, как говорили во времена Будды, когда достигали стадию Араханта? Говорили: «Сделано всё что должно быть сделано». Я недавно задумался, что значит эта фраза… Мне кажется это неплохое объяснение тяги, которая по прежнему есть.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0
Мастер не дает знания. :) Хотя через знания расшатывает нечто установимвшееся, утвердившееся.
Все дхармы пусты, гласит учение. ВСЕ. без исключения :)
такое? или такое?
Под словом дхарма иногда понимают некое духовное учение, иногда состояние некой правды, истины, под дхармой понимают вполне конкретные религиозные течения. Наиболее емкое и объясняющее понятие дхармы – это некий путь жизни, индивидуальный для каждого человека, идя по которому, человек в максимальной степени избегает страданий, насколько вообще его карма позволяет избежать страданий. Дхарма – это путь, идя по которому, негативная сторона кармы максимально сокращается, а позитивное действие кармы предельно увеличивается, мало того, идя по этому пути, человек рано или поздно вообще выходит из поля действия кармы. Поэтому, говоря простыми словами, дхарма – это тот путь, который нас оберегает от страданий.
Дихотомия внутреннее-внешнее существует только на уровне нарративного внимания. Когда всё внимание становится на миг эмпирическим, это всё просто схлопывается.
Ключевой вопрос такого исследования: «Что я испытываю в данный момент?». И отвечая на этот вопрос, нужно быть дотошным и придирчивым. «Откуда я это знаю?». Если я думаю, то я думаю. Откуда я это знаю? Я испытываю это. Это мой опыт. А как узнаю, что я думаю мысль? Какие ощущения распознаются как процесс думания?.. Ну и так далее… Я не имею ввиду что нужно с собой всё время разговаривать таким обрзом, просто сам подход…
После отключения познающей природы происходит самое интересное. Она снова запускается, и понимает что только что ничего не было. Это убивает веру в реальность «Я». Это значит всем своим существом пережить собственную иллюзорность. Не понять, а пережить. Как прямой опыт.
И в учении можно увидеть любое состояние как равное другим. Распознать увидеть… это виддение состоянтй сознания в явлениях, криво выражаясь.
Сейчас Вы показали что то :))) что не аиделось состоянием… внимание метнулось и… интерпретаци нет, просто ясно что это было невидимкой. Что это, не известно. Сравнивая, видно его явленность. Посижу. _()_
У Шинзен Янга классныее техники с телом, болью. Психофизическое распознание, прямо через опыт, явлений и их природность.
NgoMa написал: «Я вот вообще не верю в этот способ, что отключением познающей природы можно ее исцелить».
Как это связано с топиком?
Спасибо за пояснение
а так пишет ясно, остальное по…
advaitaworld.com/blog/61131.html#comment1502774
У всех так…