1 сентября 2017, 17:21
Что такое Осознание?
Вопрос: Постоянно говориться о том, что нужно пребывать в осознанности, осознавать, поддерживать осознание в себе. Но что это такое? Например, если я гуляю и наблюдаю за своим состоянием, является ли это осознанием или это является контролем, вниманием или чем – то другим? Каким образом я могу практиковать осознанность?
Ответ: Это очень интересный вопрос, потому что он говорит о том, что вы уже достаточно глубоко установлены в самонаблюдении и у вас есть внутренняя сила поддерживать различение в области тонкой деятельности сознания. И это так же показывает видение внутренней рефлексии на познающий акт.
Не зависимо от того, каким образом происходит самонаблюдение – опирается ли оно на область чувств, переживаний, т.е. на деятельность органов восприятия или же в первую очередь выступает интеллектуальная деятельность, в таком исследовании всегда будет использоваться определенный набор инструментов. Это, в первую очередь, внимание, различение(опознавание), суждение в отношении воспринимаемого (т.е. собственной формы объекта восприятия). Все эти инструменты не являются осознанием как таковым, но являясь инструментами осознания содержат в себе его внутреннюю природу. Поэтому в каждый момент видения, понимания, восприятия не зависимо ни от чего происходит осознание. Прямо сейчас, что бы ты ни делал у тебя происходит осознание. Однако эти инструменты, предназначенные для постижения, одновременно являются и фильтрами ума, который находясь в отождествлении с объектами внешнего мира, в том числе и с личностью, ложно принимает неистинное за истинное и продолжает находится в неведении.
Что же такое Осознание и о чем идет речь как о практике осознанности?
Осознание имеет отношение к Абсолюту, не имеет источников или каких-либо опор, есть всегда, неизменно, и само являясь носителем сознания в его истинной форме, уже прямо сейчас, в каждый момент и вечно присутствует в любом относительном проявлении, является внутренней природой каждой вещи в мире. И именно постижение этой внутренней природы себя и является пробуждением.
Таким образом, Осознание не является переживанием или пониманием, оно находится за пределами опыта относительности и включает в себя все опыты. Поэтому по сути не вы практикуете осознание, а осознание практикует вас. С другой стороны, в своей истинной природе вы прямо сейчас являетесь чистой осознанностью и поэтому практикой осознанности по сути является любое действие в каждый момент времени.
Так в чем же состоит эта практика? Она проста – это раскрытие силы однонаправленного внимания. В любом акте восприятия присутствует внимание. Именно глубина внимания дает глубину постижения. Принцип постижения, осознания собственной природы абсолютно идентичен принципу постижение внешнего мира. Вы просто смотрите, смотрите внимательно в этот же миг присутствует осознание. Атмавичара – самоисследование, это перевод внимания с внешнего мира, на внутренний, когда объектами вашего внимания становятся сначала какие-то психические опыты, переживания, затем опыты понимания, интеллектуальные прозрения, затем сам акт постижения чего-либо, а затем происходит исчезновение любого грубого внешнего или внутреннего тонкого объекта и остается только само внимание. Теряя объект, внимание, однако продолжается и продолжаясь оно направляется на само себя. Становится самообращенным. И таким образом видится собственная сущность. Самообращенное осознание осознает себя.
Это кажется сложным в описание, но в жизни все просто. По сути вам не нужно думать обо всех этих уровнях восприятия. Потому что в самом простом внимательном наблюдении за цветком содержится то же самое, что и в наблюдении за собственной познающей природой. Абсолютно одно и тоже осознание. Поэтому и говорится о том, что практикой осознания может являться сама жизнь, самое простое действие, переживание.
Вопрос: Нужно ли мне прилагать усилия в такой практике?
Ответ: Если вы наблюдаете за усилием – это практика безусильна. Усилие — это такой же объект восприятия. Когда случается, переживается усилие – вы продолжаете быть внимательным к этому. Усилие не может наблюдать за усилием. Поэтому все практики безусильны. И все действия безусильны. Однако сила – это естественное переживание энергии, динамики этого мира, его воплощенной формы. Поэтому сильное внимание это высшая форма реализации внимания. Любой человек естественным образом стремится к высшей реализации, это природное притяжение, оно нас привлекает само по себе и не имеет отношения к напряжению и страданию.
Ответ: Это очень интересный вопрос, потому что он говорит о том, что вы уже достаточно глубоко установлены в самонаблюдении и у вас есть внутренняя сила поддерживать различение в области тонкой деятельности сознания. И это так же показывает видение внутренней рефлексии на познающий акт.
Не зависимо от того, каким образом происходит самонаблюдение – опирается ли оно на область чувств, переживаний, т.е. на деятельность органов восприятия или же в первую очередь выступает интеллектуальная деятельность, в таком исследовании всегда будет использоваться определенный набор инструментов. Это, в первую очередь, внимание, различение(опознавание), суждение в отношении воспринимаемого (т.е. собственной формы объекта восприятия). Все эти инструменты не являются осознанием как таковым, но являясь инструментами осознания содержат в себе его внутреннюю природу. Поэтому в каждый момент видения, понимания, восприятия не зависимо ни от чего происходит осознание. Прямо сейчас, что бы ты ни делал у тебя происходит осознание. Однако эти инструменты, предназначенные для постижения, одновременно являются и фильтрами ума, который находясь в отождествлении с объектами внешнего мира, в том числе и с личностью, ложно принимает неистинное за истинное и продолжает находится в неведении.
Что же такое Осознание и о чем идет речь как о практике осознанности?
Осознание имеет отношение к Абсолюту, не имеет источников или каких-либо опор, есть всегда, неизменно, и само являясь носителем сознания в его истинной форме, уже прямо сейчас, в каждый момент и вечно присутствует в любом относительном проявлении, является внутренней природой каждой вещи в мире. И именно постижение этой внутренней природы себя и является пробуждением.
Таким образом, Осознание не является переживанием или пониманием, оно находится за пределами опыта относительности и включает в себя все опыты. Поэтому по сути не вы практикуете осознание, а осознание практикует вас. С другой стороны, в своей истинной природе вы прямо сейчас являетесь чистой осознанностью и поэтому практикой осознанности по сути является любое действие в каждый момент времени.
Так в чем же состоит эта практика? Она проста – это раскрытие силы однонаправленного внимания. В любом акте восприятия присутствует внимание. Именно глубина внимания дает глубину постижения. Принцип постижения, осознания собственной природы абсолютно идентичен принципу постижение внешнего мира. Вы просто смотрите, смотрите внимательно в этот же миг присутствует осознание. Атмавичара – самоисследование, это перевод внимания с внешнего мира, на внутренний, когда объектами вашего внимания становятся сначала какие-то психические опыты, переживания, затем опыты понимания, интеллектуальные прозрения, затем сам акт постижения чего-либо, а затем происходит исчезновение любого грубого внешнего или внутреннего тонкого объекта и остается только само внимание. Теряя объект, внимание, однако продолжается и продолжаясь оно направляется на само себя. Становится самообращенным. И таким образом видится собственная сущность. Самообращенное осознание осознает себя.
Это кажется сложным в описание, но в жизни все просто. По сути вам не нужно думать обо всех этих уровнях восприятия. Потому что в самом простом внимательном наблюдении за цветком содержится то же самое, что и в наблюдении за собственной познающей природой. Абсолютно одно и тоже осознание. Поэтому и говорится о том, что практикой осознания может являться сама жизнь, самое простое действие, переживание.
Вопрос: Нужно ли мне прилагать усилия в такой практике?
Ответ: Если вы наблюдаете за усилием – это практика безусильна. Усилие — это такой же объект восприятия. Когда случается, переживается усилие – вы продолжаете быть внимательным к этому. Усилие не может наблюдать за усилием. Поэтому все практики безусильны. И все действия безусильны. Однако сила – это естественное переживание энергии, динамики этого мира, его воплощенной формы. Поэтому сильное внимание это высшая форма реализации внимания. Любой человек естественным образом стремится к высшей реализации, это природное притяжение, оно нас привлекает само по себе и не имеет отношения к напряжению и страданию.
12 комментариев
осознанность — это безусильное присутствие любого опыта. т.е. абсолютно неконцептуально и прозрачно-невесомо и невыразимо удивительно (с учётом, что это осознаётся в опыте, а не думается, что это так). поэтому любое шевеление ума — это сама осознанность в виде этого шевеления. у дракона же нужно выслеживать противопоставление и «превращать» в сравнение. это уже ВАЖНАЯ не простая (по сравнению с первым) работа. это работа на уровне значений, описаний этого опыта, а не самодостаточное присутствие опыта. осознанность же это УЖЕ присутствующая интеграция любого опыта.
далее фанатично, ПРОТИВОПОСТОВЛЯЯ, пою: сла-вся-а-а-а осоз-нан-ность. на-ше-е-е свобод-ное… :)
точка(.)
Всё остальное — лишь современные толкования и рассуждения об Этом.