5 октября 2017, 01:08

Садхана для свинцовых и золотых сердец

Садхана для свинцовых и золотых сердец
(фрагмент лекции)

— Вайдхи-бхакти и рагануга-бхакти — это ведь разные ступени процесса бхакти? Сейчас из-за своего низкого уровня мы вынуждены заниматься вайдхи-бхакти, которое потом перейдет в раганугу…

— Это неправильное понимание! Вайдхи- и рагануга-бхакти это две составляющие садхана-бхакти. Эти составляющие не связаны друг с другом. По крайней мере, не связаны в том смысле, что одна якобы переходит в другую. Как там? Еи та садхана-бхакти… Сейчас. Вот: еи та садхана-бхакти — дуи та пракара, еко вайдхи-бхакти, рагануга-бхакти ара. Это Чайтанья-Чаритамрита. Здесь не говорится, что одно исходит из другого. Просто указывается, что есть два вида садхана-бхакти, регулируемого преданного служения. Пожалуй, единственное, что есть общего у этих путей то, что и то и другое — «сад-дхана», «то, что поддерживает, оплачивает, сат». Шучу, конечно. Это совершенно вольный перевод, но мне кажется, что в качестве иллюстрации он вполне подойдет. Сат — это аспект вечности Бхагавана и дживы. В нашем мире в отношении дживы данный аспект покрывается, причем настолько, что мы его почти не воспринимаем. Наоборот, нам кажется, что никакой вечности в нашем бытии нет, все временно и преходяще. Так действует иллюзия. Так вот, садхана — это способ, с помощью которого мы вновь вспоминаем о нашем вечном, изначальном положении. И вот этот-то способ делится на два принципиально разных метода: вайдхи и раганугу. Ведут ли они к одному и тому же результату? Вопрос не так прост, как кажется. В относительном смысле, несомненно, нет. А в абсолютном смысле… Впрочем, давайте на сегодня ограничимся вашим вопросом. Почему вайдхи не переходит в раганугу? Кажется, что это было бы логичным. Ведь основное назначение вайдхи — это очищение сердца. И кажется, что когда сердце очистится, можно будет приступить к рагануга-садхане, то есть следованию за рагатмика-бхактой в том или ином настроении преданности. Это кажется логичным, но это не так. Во-первых, мы должны понять одну вещь: любая материальная садхана совершается с помощью ума. Понимаете? Это очень важный момент. И вайдхи и рагануга совершается с помощью ума. Что из этого следует? Много чего, но в первую очередь это означает, что сама практика не может привести нас в духовные сферы бытия. Подумайте сами: ум — материальная категория этого мира, так как же он может поднять нас в мир трансцендентный, где ума, как элемента, нет вообще? И тем не мене, он может это сделать, став духом. У ума есть интересная особенность: он обретает свойства того, с чем соприкасается. Любая садхана — это принудительное соприкосновение ума с чем-то более возвышенным, чем он является на данный момент. Какое-то корявое определение получилось, но я сейчас поясню на примере. Представьте, что вы алкоголик, но очень хотите вылечиться. Вы будете пробовать различные методы: гипноз, медикаменты, клубы анонимных алкоголиков и так далее. Все это будет садханой для вас. Причем достаточно болезненной. Итак, что мы имеем: состояние ума сейчас (алкоголизм) — состояние ума потом, цель (трезвый образ жизни). То, что лежит между двумя этими состояниями ума и называется садханой для алкоголика. Будет ли она для него приятной? И да и нет. Потому что это процесс возвышения, про который Кришна в Гите говорит: «В начале подобно яду, в конце — нектару». Подобно тому, как цель садханы алкоголика — трезвость, так и для вайдхи-бхакти цель — чистое сердце, а для рагануги (условно говоря) — возможность войти в трансцендентный мир. Любая садхана довольно болезненна для ума, так как переводит его от одного состояния к другому. Эту «болезненность» можно сравнить с ощущениями переплавляющегося металла, если бы у него были ощущения. Наше сердце подобно металлическому куску, который имеет некую форму, сформированную на протяжении многих жизней под воздействием множества факторов: кармических действий, всевозможных самскар-впечатлений и так далее и тому подобное. Можно жить с этим застывшим куском металла тихо-мирно, плывя по течению. И боли особой не будет, и особых достижений. Но если мы вдруг захотим изменить свое сердце, то металл, из которого оно сделано, придется расплавить. Понимаете смысл этого образа? Как правило, поначалу у нас тяжелое свинцовое сердце, и чтобы расплавить свинец — необходима жесткая вайдхи-бхакти. С другой стороны, есть люди с золотыми сердцами. Но даже золотое сердце должно быть расплавлено для того, чтобы сменить форму. И для расплавления золотых сердец предназначена рагануга-садхана. Способ расплавления золотого сердца не подойдет для расплавления свинца, и наоборот: то, что расплавляет свинец, не годится для золота. Еще раз: если у вас чистое золотое сердце, то вам бесполезно и даже вредно использовать вайдхи-бхакти для его «расплавления», а если у вас свинцовое сердце, то методы рагануги не смогут изменить его… Это понятно? Не совсем? Ну все равно, пока оставим это, ведь нас сейчас интересует другой вопрос… Допустим, у нас свинцовое сердце и мы по всем правилам его расплавили с помощью правильной вайдхи-бхакти, превратится ли расплавленный свинец в золото? Ведь такой был изначальный вопрос? (смех) Нет, я понимаю, что не совсем такой, что вы не про металлы спрашивали. Я могу еще раз объяснить образ, если не понятно. Вопрос был такой: переходит ли вайдхи бхакти в раганугу. А я спрашиваю, превращается ли свинец в золото? Да или нет? Понимаете смысл моего вопроса? Вайдхи — для свинцового сердца, рагануга — для золотого… Поэтому, если свинец превращается в золото, то и вайдхи превращается в раганугу. В противном случае, если такого превращения не происходит, то и смена метода садханы не происходит, так как эта смена не имеет смысла. Почему? Я же только что говорил: потому что свинец и золото должны плавиться в разных условиях. Хорошо, давайте разовьем пример. Вот, у меня застывшее свинцовое сердце. Я по милости вайшнавов стал заниматься вайдхи бхакти, чтобы очистить его. Как вы знаете, очистка металла совершается с помощью его расплавления. Итак, пережив множество болезненных процессов, я все-таки расплавил свое свинцовое сердце… Процесс вайдхи закончен: сердце очищено, оно в расплавленном состоянии и готово принять нужную форму. Я, видя эти изменения в собственном сердце, подумаю: «Вот здорово! Я закончил вайдхи, теперь можно переходить к рагануге!» И я перехожу к методам рагануга-бхакти. А в нашем примере процесс рагануга-бхакти предназначен для золотых сердец. Итак, я вдруг начинаю применять методы плавки золота к своему расплавленному свинцовому сердцу. Что получится? Правильно! Свинец снова застынет. Еще раз: то, что предназначено для золота, не годится для свинца. И наоборот. Теперь пример понятен? Чтобы мое сердце могло воспринять методы рагануги, оно должно стать золотым. Но свинец сам по себе не превращается в золото, как его не плавь. Поэтому вайдхи никогда не превращается в раганугу, это не ступеньки одной садханы, это полностью различные по методам садханы, предназначенные для разных типов преданных. Со свинцовыми и золотыми сердцами…

— Получается, что те, у кого «свинцовые сердца», никогда не вернутся в духовный мир? Ведь если рагануга приводит нас в трансцендентный мир…

— Да, вайдхи сама по себе не может привести нас в духовный мир. Потому что чистое сердце — недостаточная для этого квалификация. Помните историю с очень чистым брахманом, который всю жизнь питался молоком. Он пришел к Господу Чайтанье и был прогнан. Все помнят эту историю? Хорошо. Итак, для того, чтобы войти в духовный мир, мы должны практиковать рагануга-бхакти. Но мы ее не сможем правильно практиковать до тех пор, пока у нас свинцовое сердце, даже если оно чистое, расплавленное, прошедшее через самую совершенную вайдхи. А как мы уже выяснили, рагануга предназначена только для золотых сердец. Так что, пока у нас свинцовое сердце, мы не сможем пользоваться методами рагануга-бхакти, а значит и духовный мир нам не светит.

— Что же делать?

— Как что? Чтобы войти в духовный мир, нам надо практиковать рагануга-бхакти. Так? Ну, не совсем так однозначно, но чтобы совсем вас не запутать, примем, что так. Но методы рагануги не подходят для свинцового сердца. Так? Чтобы рагануга принесла свои плоды, наше сердце должно быть золотым…

— А если оно свинцовое?

— Оно должно стать золотым. Что тут не понятного? Пока у вас свинцовое сердце, практикуйте вайдхи, а когда оно станет золотым, примите раганугу…

— Но ведь вы говорили, что свинец не превращается в золото! Как же…

— Конечно, не превращается! Где вы такое видели? Если бы свинец запросто превращался в золото, то разве последнее имело бы какую-то ценность?

— Так что же делать тем, у кого «свинцовое сердце»? Ведь вайдхи не приведет нас в духовный мир, а только, как я понял, очистит «свинец» через его «переплавку»…

— Да, чтобы практиковать раганугу, у нас должно быть золотое сердце. А если оно свинцовое, оно прежде должно стать золотым!

— Но ведь вы только что объясняли, что «свинец не превращается в золото, сколько его не плавь»?!

— Конечно, не превращается! :)

— ?!!!

— Ну что вы возмущаетесь? Это же так просто: разумеется, свинец, даже расплавленный, не превращается в золото ПРОСТО ТАК! Для этого, когда свинец расплавлен, в него необходимо кое-что добавить! А вот что нужно добавить, знает только квалифицированный «алхимик»! Поэтому, если вы хотите, чтобы ваше расплавленное с помощью вайдхи сердце вдруг превратилось в золотой слиток, вас должен найти квалифицированный алхимик. Он бросит необходимые «компоненты», и расплавленный свинец станет твердым золотом. И только тогда вы сможете начать его плавить с помощью методов рагануга-бхакти!

Надеюсь, теперь образ полностью понятен. Вайдхи-бхакти в гораздо большей степени зависит от НАШИХ усилий, тогда как успешная практика рагануга-бхакти невозможна без милости со стороны, без милости Вайшнава. Вайшнава с большой буквы, «алхимика», который превращает наше подготовленное с помощью вайдхи сердце в золото… Спасибо за внимание.

© Мадана-Гопал дас
  • нет
  • +4
(1):  nadin

1 комментарий

Lemon
Свинцовое сердце — это золотое сердце, омрачённое неверным представлением о своей истинной природе.