25 октября 2017, 12:05

"Я испытал просветление " (К.Юнг, Воспоминания, сновидения, размышления)

В один из летних дней того же 1887 года я вышел из школы и отправился
на соборную площадь. Небо было изумительным, и все вокруг заливал яркий
солнечный свет. Крыша кафедрального собора, покрытая свежей глазурью,
сверкала. Это зрелище привело меня в восторг, и я подумал: «Мир прекрасен, и
церковь прекрасна, и Бог, который создал все это, сидит далеко-далеко в
голубом небе на золотом троне и...» Здесь мысли мои оборвались, и подступило
удушье. Я оцепенел и помнил только одно: сейчас не думать! Надвигается
что-то ужасное, то, о чем я не хочу думать, к чему не смею приблизиться. Но
почему? Потому что совершу самый страшный грех. Что же это за самый страшный
грех? Убийство? Нет, не может быть. Самый большой грех — это грех против
Святого Духа, и нет ему прощения. Всякий, кто совершит его, проклят навечно.
Это очень огорчит моих родителей: их единственный сын, к которому они так
привязаны, обречен на вечное проклятие. Я не могу допустить, чтобы это
произошло с моими родителями. Все, что мне нужно, — никогда больше не думать
об этом.
Но сказать легко, а сделать? Всю дорогу домой я старался думать о самых
разных вещах, но обнаружил, что мысли мои снова и снова возвращаются к
прекрасному кафедральному собору, который я так любил, и к Богу, сидящему на
троне, — дальше все обрывалось, словно от удара током. Я повторял про себя:
«Только не думать об этом. Только не думать об этом!» Домой я пришел в
смятенном состоянии. Мать, заметив мое смятение, спросила: «В чем дело?
Что-нибудь случилось в школе?» Я не обманул ее, сказав, что в школе все в
порядке. Я даже подумал, что, может, стоит признаться матери в подлинной
причине своего смятения. Но для этого мне пришлось бы сделать невозможное:
додумать свою мысль до конца. Бедная мать ни о чем не подозревала, она не
могла знать, что я находился в смертельной близости греха, который не
прощается, что я мог попасть в ад. Я решил не признаваться и постарался
привлекать к себе как можно меньше внимания.
В ту ночь мне плохо спалось. Снова и снова неведомая и запретная мысль
врывалась в мое сознание, и я отчаянно пытался отогнать ее. Следующие два
дня были сущим мучением, и мать окончательно убедилась, что я болен. Но я,
как мог, противился искушению признаться во всем, понимая, что признание
заставит моих родителей сильно страдать.
Однако на третью ночь муки стали невыносимыми. Я проснулся как раз в
тот момент, когда поймал себя на мысли о Боге и кафедральном соборе. Я уже
почти продолжил эту мысль! Я чувствовал, что больше не в силах
сопротивляться. Покрывшись испариной от страха, я сел в кровати, чтобы
окончательно проснуться. «Вот оно, теперь это всерьез! Я должен думать. Это
должно быть придумано прежде, чем… Но почему я должен думать о том, чего
не знаю! Я не хочу этого, клянусь Богом, не хочу! Но кому-то это нужно?
Кто-то хочет принудить меня думать о том, чего я не знаю и не хочу знать. Я
подчинен какой-то страшной Воле. И почему выбрали именно меня? Я придумывал
хвалы Творцу этого прекрасного мира, был благодарен Ему за этот ни с чем не
сравнимый дар, но почему же я должен думать о чем-то непостижимо жестоком? Я
не знаю, что это, действительно не знаю, потому что не могу и не должен
подходить сколько-нибудь близко к этой мысли, иначе я рискую внезапно
подумать об этом. Я этого не делал и не хотел, оно пришло, как дурной сон.
Откуда берутся такие вещи? То, что случилось со мной, — не в моей власти.
Почему? В конце концов, я не создавал себя, я пришел в этот мир по воле
Бога, то есть был рожден своими родителями. Или, может быть, этого хотели
мои родители? Но мои добрые родители никогда бы не помыслили ничего
подобного. Это слишком жестоко!»
Последняя мысль даже показалась мне забавной. Я вспомнил про дедушку и
бабушку, которых знал только по портретам. Они выглядели такими добродушными
— я не мог представить себе, что они в чем-то виноваты. Затем я окинул
взором длинный ряд своих неведомых предков и наконец добрался до Адама и
Евы. И тут меня осенило: Адам и Ева были первыми людьми, у них не было
родителей, они были созданы Самим Богом, и Он намеренно создал их такими,
какими они стали. У них не было никакого другого выбора, кроме как быть
такими, какими создал их Бог. Они вообще не знали, что можно быть кем-то
другим. Они были безупречны, ведь Бог творит лишь совершенство, и все же они
согрешили. Как такое стало возможно? Они не смогли бы сделать этого, если бы
Бог не создал для них эту возможность. Очевидно, что Бог и змия сотворил в
искушение им. Бог в Своем всеведении устроил все так, чтобы первые родители
согрешили. Итак, это Бог хотел, чтобы они согрешили.
С моей души будто камень упал, теперь я знал, что происходящее со мною
сейчас — происходит по Божьей воле. Но должен ли я совершить свой грех?
Входит это в Его намерение или же нет? Мне больше не приходило в голову
молить о просветлении, ведь Сам Бог придумал для меня эту безнадежную
ситуацию, я не волен уйти и не могу рассчитывать на Его помощь. Я был
уверен, что, по Его мнению, мне самому следует найти выход. И я продолжал
свои размышления.
Чего Он хочет? Чтобы я действовал, или наоборот? Я должен выяснить,
чего Бог требует от меня, и должен выяснить это сейчас. Разумеется, я
понимал, что с точки зрения общепринятой морали следует избегать греха. До
сих пор я этому и следовал, но теперь стал осознавать, что больше так не
смогу. Мое душевное расстройство подсказывало мне, что, стараясь не думать,
я запутываюсь все сильнее. Так продолжаться не могло. Но я не смогу
поддаться искушению прежде, чем пойму, в чем состоит Божья воля, чего Он
добивается от меня. Ведь я даже не был уверен, что именно Он поставил меня
перед этой отчаянной проблемой. Примечательно, что я ни на минуту не
допускал мысли о дьяволе. Дьявол играл такую незначительную роль в моем
тогдашнем духовном мире, что в любом случае он представлялся мне бессильным
в сравнении с Богом. Но с того момента, как мое новое «я» возникло словно из
туманной дымки и я начал осознавать себя, мысль о единстве и
сверхчеловеческом величии Бога завладела моим воображением. Я не задавал
себе вопроса, Сам ли Бог поставил меня перед решающим испытанием, все
зависело лишь от того, правильно ли я пойму Его. Я знал, что в конце концов
буду вынужден подчиниться, но страшился своего непонимания, оно ставило под
угрозу спасение моей вечной души.
«Богу известно, что я не в силах больше сопротивляться, и Он не хочет
помочь мне, хотя до смертного греха мне остается один шаг. В своем
всеведении Он с легкостью устранил бы искушение, однако не делает этого.
Должен ли я думать, что Он желает испытать мое послушание, поставив меня
перед непостижимой задачей: выступить против собственной морали, против
веры, и даже против Его собственной заповеди, чему я сопротивляюсь всеми
силами, потому что боюсь вечного проклятия? Возможно ли, чтобы Бог хотел
увидеть, способен ли я повиноваться Его воле даже тогда, когда моя вера и
мой разум восстают при мысли о вечном проклятии? Похоже, что так и есть! Но,
может, это всего лишь мое предположение, а я могу ошибаться. Я не смею до
такой степени доверять моей собственной логике. Мне следует все продумать
еще раз».
Но я снова ненова возвращался к одному и тому же: Богу угодно, чтобы я
проявил мужество. Если это так, я сделаю это, тогда Он помилует меня и
просветит.
Я собрал все свое мужество, как если бы вдруг решился немедленно
прыгнуть в адское пекло, и дал мысли возможность появиться. Перед моим
взором возник кафедральный собор и голубое небо. Высоко над миром, на своем
золотом троне, сидит Бог — и из-под трона на сверкающую новую крышу собора
падает кусок кала и пробивает ее. Все рушится, стены собора разламываются на
куски.
Вот в чем дело! Я почувствовал несказанное облегчение. Вместо
ожидаемого проклятия на меня снизошла благодать, а с нею невыразимое
блаженство, которого я никогда не знал. Я плакал от счастья и благодарности.
Мудрость и доброта Бога открылись мне сейчас, когда я подчинился Его
неумолимой воле. Казалось, что я испытал просветление, понял многое, чего не
понимал раньше, понял то, чего так и не понял мой отец, — волю Бога.

Карл Густав Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления
lib.ru/%3E%3C/PSIHO/JUNG/memdreamrefs.txt
  • нет
  • +8

32 комментария

Sharok
не понимаю, для чего ты копипастишь Юнга? Чем так трогает сознание психические патии впечатлительных людей? — хотя детские вспоминания Юнга в какой-то мере объясняют его тягу к солипсизму.
Gor
В основном поприкалываться, но также и из интереса.
Автобиографии интересный материал для чтения. Мне вот интересны его переживания
Sharok
Ты ещё дедушку Фрейда вытащи — там не меньше переживаний, и все на почве сексуальных проблем )
Gor
))
Sharok
А ещё очень активно свои переживания транслирует Настя Волочкова, ну и иже с ней ))
Bambuka
Чтобы заметили. А для чего еще то? Нереализованные желания вот так выражаются. Да и очень узкий круг общения, скорее всго.
Юнг для совего вреемени в европе был мега передовым. Сейчас ели и кто оспаривает так скорее кто вообше не врубается в то о чем была речь. Да и судить легко когда сидишь на подушке чужих знаний. Помнишь иы говорили о Мысли, как жемчужине? Вот потому их и нет, что очень сложно в таком информационном потоке научиться думать.
Gor
Я думаю
Bambuka
Если бы ты подумал ровно так как думаешь о программе, или ровно так как работает система, у тебя бы не было проблемы с самореализацией. А про мысли мы говорили о мысли как жемчужине, это открытие или настоящее новое, таких мыслей если и случается в жизни среднего человека, то не боьше двух. Я не помню чтобы было чтт то очень новое, как правило все мои открытия для себя это очевидное для других.
Gor
Что?
Bambuka
Все. Все что втголове анализировать как на работе, по факту, не додумывая и не гадая.
Gor
Не понял
Bambuka
Если в сети сбой ты что делаешь?
Gor
Я не понимаю о чём ты говоришь :) Вообще
Bambuka
Да, я говорю чрезвычайно сложные слова. Очень. Такие что даже никогда не понять! :))) Сбой в программе или сети даже непонятно что? Или словосочетание зависла система?
Gor
Отдельно понятно. Но вместе непонятно.
Что ты хотела сказать?
Bambuka
Что именно не понятно? Как ты поступаешь когда в сети сбой или в программе? Не понятно? Ты же работаешь сисадмином. Я что то говорю такое чего ты на работе не встречал?
Sharok
он ждёт подвоха, поэтому думает не над ответом на твой вопрос, но пытается угадать заранее твою реакцию )
Bambuka
Какой можно жлать подвох? Он лучше меня разбирается в системах. У него мышление и должно работать лучше, в системном смысле. Программа виснет или две бьются, значит смотрит что не так и устраняет ошибку. Что тут сложного?
Gor
Я потерял нить разговора
Gor
Когда то я был сисадмином, а сейчас уже нет
Bambuka
Ну если работал то знаешь. Не работает программа, значит есть ошибка. Даже когда такие лузеры как я пользуются компами в сети, админ может решить что не так, это же задачи, которые привычно рашаются в конкретных алгоритмах.
Sharok
Что ты называешь думанием? — опиши.
Sharok
Вот потому их и нет, что очень сложно в таком информационном потоке научиться думать.
да, согласен, на все есть ответ. Интернет — убийца мышления )
Bambuka
Он и не создан для мышления. Это склад информацции. Задача интернета это информация и коммуникации. А что еще?
Sharok
А что еще?
ещё — симулятор ощущений.
Bambuka
Ну сам интерннет поставляет контент а уж как пользуется контент это уже дело потребителя. Или искать ощущения или решать задачи или искать нужную информацию для решения задачи. Да, в интернете есть специально работающие люди которые анализируют реакции, а теперь и программы стоят. Но сам интернет это только информация. 10100001110000101000
svarupa
не читал.но ты молодец.
Gor
Спасибо ) Рад.
Ты тоже молодец что не читал — время сэкономил
A_Hu
И я не читала!)
Gor
Тоже молодчина. Уважаю — не каждый бы смог :))
A_Hu
ну я старалась..)