17 ноября 2017, 12:08

Контролируемая глупость.

Топик для тех, кому кажется, что Методисты с кем-то спорят и пытаются что-то своё доказать:)))
Хочу заверить всех, что это далеко не так.
Мы практикуем контролируемую глупость:)
Цель практики — сделать людей менее обособленными, а значит более свободными.

Контролируемая глупость

— Расскажи, пожалуйста, что это вообще такое – контролируемая глупость.

Дон Хуан громко рассмеялся и звучно хлопнул себя по ляжке сложенной лодочкой ладонью.

— Вот это и есть контролируемая глупость, — со смехом воскликнул он и хлопнул ещё раз.

— Не понял…

— Я рад, что через несколько лет ты, наконец, созрел и удосужился задать этот вопрос. В то же время, если бы ты никогда этого не сделал, мне было бы всё равно. Тем не менее, я выбрал радость, как будто меня в самом деле волнует, спросишь ты или нет. Словно для меня это важнее всего на свете. Понимаешь? Это и есть контролируемая глупость.

Мы оба расхохотались. Я обнимал его за плечи. Объяснение показалось мне замечательным, хотя я так ничего и не понял.

…- По отношению к кому ты практикуешь контролируемую глупость, дон Хуан? – спросил я после продолжительной паузы.

Он усмехнулся.

— По отношению ко всем.

— Хорошо, тогда давай иначе. Как ты выбираешь, когда следует практиковать контролируемую глупость, а когда – нет?

— Я практикую её всё время.

Тогда я спросил, значит ли это, что он никогда не действует искренне и что все его поступки – лишь актёрская игра.

— Мои поступки всегда искренни, — ответил дон Хуан. – И всё же они – не более чем актёрская игра.

— Но тогда всё, что ты делаешь, должно быть контролируемой глупостью, — изумился я.

— Так и есть, — подтвердил он.

— Но этого не может быть! – возразил я. – Не могут все твои действия быть контролируемой глупостью.

— А почему бы и нет? – с загадочным видом спросил он.

— Это означало бы, что в действительности тебе ни до чего и ни до кого нет дела. Вот я, например. Уж не хочешь ли ты сказать, что тебе безразлично, стану я Человеком Знания или нет, жив я или умер и что вообще со мной происходит?

— Совершенно верно. Меня это абсолютно не интересует. И ты, и Лусио, и любой другой в моей жизни – не более чем объекты для практики контролируемой глупости.

На меня нахлынуло какое-то особое ощущение пустоты. Было ясно, что у дона Хуана действительно нет никаких причин заботиться обо мне. С другой стороны, я почти не сомневался, что его интересую я лично. Иначе он не уделял бы мне столько внимания. А может быть, он сказал так потому, что я действую ему на нервы? В конце концов, у него были на то основания: я же отказался у него учиться.

— Я подозреваю, что мы говорим о разных вещах, — сказал я. – Не следовало брать меня в качестве примера. Я хотел сказать – должно быть в мире хоть что-то, к чему ты небезразличен, что не было бы объектом для контролируемой глупости. Не представляю, как можно жить, когда ничто не имеет значения.

— Это было бы верно, если бы речь шла о тебе, — сказал он. – Происходящее в мире людей имеет значение для тебя. Но ты спрашивал обо мне, о моей контролируемой глупости. Я и ответил, что все мои действия по отношению к самому себе и к остальным людям – не более чем контролируемая глупость, поскольку нет ничего, что имело бы для меня значение.

— Хорошо, но если для тебя больше ничто не имеет значения, то как же ты живёшь, дон Хуан? Ведь это не жизнь.

Он засмеялся, и какое-то время молчал, как бы прикидывая, стоит ли отвечать. Потом встал и пошёл за дом. Я поспешил за ним.

— Постой, но ведь я действительно хочу понять! Объясни мне, что ты имеешь в виду.

— Пожалуй, объяснения тут безполезны. Это невозможно объяснить, — сказал он. – В твоей жизни есть важные вещи, которые имеют для тебя большое значение. Это относится и к большинству твоих действий. У меня — всё иначе. Для меня больше нет ничего важного – ни вещей, ни событий, ни людей, ни явлений, ни действий – ничего. Но всё-таки я продолжаю жить, потому что обладаю волей. Это воля закалена всей моей жизнью и в результате стала цельной и совершенной. И теперь для меня не важно, имеет что-то значение или нет. Глупость моей жизни контролируется волей.

… Я был совершенно сбит с толку. После длительной паузы я сказал, что некоторые поступки наших ближних всё же имеют решающее значение. Например, ядерная война. Трудно представить более яркий пример. Стереть с лица земли жизнь – что может быть страшнее?

— Для тебя это так. Потому что ты думаешь, — сверкнув глазами, сказал дон Хуан. – Ты думаешь о жизни. Но не видишь.

А если б видел – относился бы иначе? – осведомился я.

— Научившись видеть, человек обнаруживает, что одинок в мире. Больше нет никого и ничего, кроме той глупости, о которой мы говорим, — загадочно произнёс дон Хуан.

Он помолчал, глядя на меня и как бы оценивая эффект своих слов.

— Твои действия, равно как и действия твоих ближних, имеют значение лишь постольку, поскольку ты научился думать, что они важны.

Слово «научился» он выделил какой-то странной интонацией. Я не мог не спросить, что он имеет в виду.

Дон Хуан перестал собирать растения и посмотрел на меня.

— Сначала мы учимся обо всём думать, — сказал он. – А потом приучаем глаза смотреть на то, о чём думаем. Человек смотрит на себя и думает, что он очень важен. И начинает чувствовать себя важным. Но потом, научившись видеть, он осознаёт, что не может больше думать о том, на что смотрит. А когда он перестаёт думать о том, на что смотрит, всё становится неважным.

Дон Хуан заметил выражение полнейшего недоумения на моём лице и повторил последнее утверждение трижды, как бы пытаясь заставить меня понять. Несмотря на это, сказанное им поначалу произвело на меня впечатление абсолютной безсмыслицы. Но после обдумывания я решил, что это была сложная формула, имеющая отношение к каким-то аспектам восприятия.

Я попытался сочинить вопрос, который внёс бы ясность, но не мог собраться с мыслями. Внезапно я почувствовал полное изнеможение, и от чёткости мышления не осталось и следа.

Дон Хуан, похоже, это заметил и мягко похлопал меня по плечу.

— Почистишь вот эти растения, а потом аккуратно покрошишь их сюда, — сказал он, протянув мне большой кувшин, и куда-то ушёл.

Вернулся он через несколько часов. Уже наступил вечер…

… Я спросил, как насчёт того, чтобы ответить на вопросы.

— Что тебя интересует?

— Наша сегодняшняя беседа о контролируемой глупости сбила меня с толку, — сказал я. – Я действительно не могу понять что ты имеешь в виду.

— И не сможешь. Потому что ты пытаешься об этом думать, а мои слова никак не вяжутся с твоими мыслями.

— Я пытаюсь думать, — сказал я, — потому что для меня это единственная возможность понять. И всё-таки, хочешь ли ты сказать, что, как только человек начинает видеть, всё в мире разом теряет ценность?

— Разве я говорил «теряет ценность»? Становится не важным, вот что я говорил. Все вещи и явления в мире равнозначны в том смысле, что они одинаково не важны. Вот, скажем, мои действия. Я не могу утверждать, что они – важнее, чем твои. Так же как ни одна вещь не может быть важнее другой. Все явления, вещи, действия имеют одинаковое значение и поэтому не являются чем-то важным.

Тогда я спросил, не считает ли он, что видение «лучше», чем простое «смотрение на вещи». Он ответил, что глаза человека могут выполнять обе функции, и ни одна из них не лучше другой. Приучать же себя только к одному из этих способов восприятия – значит безосновательно ограничивать свои возможности.

— Например, чтобы смеяться, нам нужно смотреть, — сказал он. – Всё, что есть в мире смешного, можно уловить только тогда, когда смотришь. Когда человек видит, всё настолько равнозначно, что ничего смешного не может быть.

— Уж не хочешь ли ты, дон Хуан, сказать, что видящий не способен смеяться?

Он немного помолчал.

— Наверное, есть люди знания, которые никогда не смеются. Впрочем, я таких не знаю. Те, с кем я знаком, не только видят, но и смотрят, поэтому все они могут смеяться.

— А может Человек Знания плакать?

— Я думаю – да. Наши глаза смотрят, поэтому мы можем смеяться, плакать, веселиться, печалиться или радоваться. Лично мне не нравится быть печальным. Поэтому, когда приходиться сталкиваться с чем-то, что вызывает печаль, я смещаю глаза и начинаю видеть вместо того, чтобы смотреть. Но если попадается что-то забавное, я предпочитаю смотреть и смеяться.

— Ага! Тогда твой смех – настоящий. Получается, что смех – это уже не контролируемая глупость.

— Знаешь, я с тобой разговариваю отчасти потому, что ты даёшь мне повод посмеяться, — произнёс он. – В пустыне живут грызуны – крысы такие с пушистыми хвостами. Чтобы похозяйничать в запасах других грызунов, они засовывают в их норки свои хвосты. Те пугаются и убегают. Но в тот момент, когда крыса сидит, засунув в чужую норку хвост, её легко поймать. Так и ты – ловишься на своих же вопросах. Не пора ли выбирать? Ведь крысы иногда остаются без хвоста, спасая свою шкуру.

Его сравнение рассмешило меня…

… — Мой смех – настоящий, — сказал дон Хуан. Впрочем, как и всё, что я делаю. Но он же – контролируемая глупость, поскольку безполезен. Он ничего не меняет, но тем не менее я смеюсь.
— Я уже говорил тебе, что наша судьба как людей – учиться, для добра или зла. Я научился видеть, и говорю, что нет ничего, что имело бы значение. Теперь – твоя очередь. Вполне вероятно, что в один прекрасный день ты научишься видеть, и тогда сам узнаешь, что имеет значение, а что – нет. Для меня нет ничего, имеющего значение, но для тебя, возможно, значительным будет всё. Сейчас ты должен понять: Человек Знания живёт действием, а не мыслью, о действии. Он выбирает путь сердца и следует по этому пути. Когда он смотрит, он радуется и смеётся; когда он видит, он знает. Он знает, что жизнь его закончится очень скоро; он знает, что он, как любой другой, не идёт никуда; он знает, что всё равнозначно. У него нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины. Есть только жизнь, которую нужно прожить. В таких условиях контролируемая глупость – единственное, что может связывать его с ближними. Поэтому он действует, потеет и отдувается. И взглянув на него, любой увидит обычного человека, живущего так же, как все. Разница лишь в том, что глупость его жизни находится под контролем. Ничто не имеет особого значения, поэтому Человек Знания просто выбирает какой-то поступок и совершает его. Но совершает так, словно это имеет значение. Контролируемая глупость заставляет его говорить, что его действия очень важны, и поступать соответственно. В то же время он прекрасно понимает, что всё это не имеет значения. Так что, прекращая действовать, Человек Знания возвращается в состояние покоя и равновесия. Хорошим было его действие или плохим, удалось ли его завершить, до этого ему нет никакого дела.

С другой стороны, Человек Знания может вообще не совершать никаких поступков. Тогда он ведёт себя так, словно эта относительность имеет для него значение. Так тоже можно, потому что и это будет контролируемая глупость.

В длинных и путаных выражениях я попытался объяснить дону Хуану, что меня интересуют мотивы, заставляющие Человека Знания действовать определённым образом вопреки пониманию того, что ничто не имеет значения.

Усмехнувшись, он ответил:

— Ты думаешь о своих действиях, поэтому тебе необходимо верить, что действия эти важны настолько, насколько ты их таковыми считаешь. Но в действительности из всего, что человек делает, нет ничего, что имело бы значение. Ничего! Но как я тогда могу жить? Ведь ты об этом спрашивал? Проще было бы умереть; ты так говоришь и считаешь, потому что думаешь о жизни. Как, например, думаешь сейчас, на что похоже видение. Ты требуешь от меня описания. Такого, которое позволило бы тебе об этом думать, как ты думаешь обо всём остальном. Но в случае видения думать вообще невозможно. Поэтому мне никогда не удастся объяснить тебе, что это такое. Теперь по поводу моей контролируемой глупости. Ты хочешь услышать о причинах, которые побуждают меня действовать именно так, но я могу сказать лишь одно – контролируемая глупость очень похожа на видение. Ни о том, ни о другом думать невозможно.

…Суп был слишком горячим, чтобы пить его прямо из миски, и, пока он остывал, я спросил у дона Хуана, означает ли контролируемая глупость то, что Человек Знания никогда не может любить.

Дон Хуан перестал есть и расхохотался.

— Ты слишком озабочен тем, чтобы любить людей, и тем, чтобы тебя любили. Человек Знания любит, и всё. Он любит всех, кто ему нравится, и всё, что ему по душе, но он использует свою контролируемую глупость, чтобы не заботиться об этом. Что полностью противоположно тому, чем сейчас занимаешься ты. Людей любить или быть любимым ими – это ещё далеко не всё, что доступно человеку.

Он посмотрел на меня, слегка склонив голову набок, и добавил:

— Подумай об этом…

Карлос Кастанеда. Отдельная Реальность.




38 комментариев

Lyubimov
Когда ты видишь пустотность всех умопостроений — о каком понимании может быть речь?
Нужно увидеть пустотность.
bushen
Умный человек выскажет свою мысль и при этом
никого не унизит и не обидит, невежда одевает
маску и играет роль, например, просветлённого,
но поскольку он не профессиональный актёр, то
маска на нём выглядит как заштопанный гандон.
Lyubimov
маска на нём выглядит как заштопанный гандон.

Маска сама по себе никак не выглядит:)))
Смотрящий на неё — видит своё отражение:)))
1234
Маска выглядит как маска и смотрящий на неё видит застывший, не естественный, не живой образ созданный живущим для самоопределения в игре в разделение.
Lyubimov
Маска выглядит как маска и смотрящий на неё видит застывший, не естественный, не живой образ созданный живущим для самоопределения в игре в разделение.

Так и я же об этом:)))
Маска сама по себе никак не выглядит:)))
Смотрящий на неё — видит своё отражение:)))</blockquote>
1234
Нет ты не об этом, маска это мёртвый образ и моим отражением не является, потому как этот образ создан в иллюзии самой иллюзией.
Lyubimov
потому как этот образ создан в иллюзии самой иллюзией.

Какой ещё иллюзии?

— Проявленный мир, по природе своей, подобен иллюзии — иллюзорен.
Иллюзорен и иллюзия – это не одно и то же.
Иллюзорен — означает, что все субъекты пустотны, на субстанциональном уровне, но на функциональном уровне они действуют.
Можно говорить сколько угодно, что мир — иллюзия, но если прищемишь палец дверью, то сразу поймёшь что это далеко не так.
1234
Проявленный мир иллюзиорен, но твой образ себя это иллюзия принятая на веру, поэтому маски не похожи одна на другую, и насамом деле второй маски нет и даже первой нет))
Lyubimov
Проявленный мир иллюзиорен, но твой образ себя это иллюзия принятая на веру

Нет никакой веры.
Твоя концепция — ложь.
1234
Любая концепция ложь потому как служит лживому:))
Lyubimov
Любая концепция ложь потому как служит лживому:))

Так а зачем тогда используешь концепции?
1234
Лживого изучаю:))То, что концептуально истиной не является, но это язык для общения в двойственности и попытки отжать чего либо из концепций это поверхностный взгляд, умение слышать другого через концепции, это уже ближе к истине.
tnc
Я счастлив от того, что смотрю на вещи, делающие меня счастливыми, а потом уже глаза схватывают их забавные стороны, и я смеюсь. Я говорил тебе это много раз. Чтобы быть на высоте, всегда надо выбирать путь, подсказанный сердцем. Может быть, для кого-то это будет означать всегда смеяться.

Кастанеде неоткуда было знать, что никакие вещи не делают человека счастливым. :)
Lyubimov
Кастанеде неоткуда было знать, что никакие вещи не делают человека счастливым. :)

Да и не надо это знать.
Надо знать, что я и окружающяя действительность — это не2.
Улыбнись миру — и мир улыбнётся тебе.
iam
можно немного юмора..
.Улыбнись миру — и мир улыбнётся тебе.
, и фото на вашей аватарке как то не очень коррелируют…
bushen
Путь Воина — это лишь противовес обычной социальной жизни, а не самостоятельная ценность. «Воинская» система ценностей нужна только для того, чтобы вырвать человека из привычной колеи, из привычной системы взглядов, но менять шило на мыло совершенно бессмысленно. Суть и цель Пути Воина не в том, чтобы подчинить себя более правильным ценностям, а в том, чтобы отказаться от ценностей вовсе.

В противном случае, если не происходит полного отказа от всяких ценностей, человек оказывается распятым на кресте противоречащих друг другу принципов. Вера в праведность Пути Воина не позволяет больше наслаждаться обычными социальными играми, а подавленные, но не отброшенные, социальные интересы никак не дают целиком посвятить себя воинскому образу жизни.

Возникает чудовищный внутренний конфликт, от которого человек становится дважды неуверенным в себе: теперь и член общества из него никудышный, и воин паршивый — ни то, ни се. И от этого на душе становится совсем тяжело.

Путь Воина — это лишь клин, который нужен, чтобы выбить другой клин. Не более того. В конечном счете, важна верность самому себе, а не тому или иному образу жизни. Система ценностей Пути Воина важна, как точка опоры, которую можно использовать, чтобы перевернуть мир привычных своих взглядов. Делать же из него религию — крайне опасно.
tnc
Суть и цель Пути Воина не в том, чтобы подчинить себя более правильным ценностям, а в том, чтобы отказаться от ценностей вовсе.
А что, разве кто-то может вообще отказаться от ценностей?

В конечном счете, важна верность самому себе, а не тому или иному образу жизни.
Так вот это и есть та ценность, которая конечно же превосходит Путь Воина. Потому что ради себя — воевать глупо. :)
Lyubimov
Путь Воина — это лишь клин

Чего ёще за путь воина?
Я Кастанеду вообще не читал.
Этот эпизод попался мне в инете, и понравился тем, что чем-то напоминает моё мировоззрение.
bushen
Тогда о Кастонеде говорить нет смысла.
Так можно выдернуть что-нибудь из сочинений
Ленина
Lyubimov
Тогда о Кастонеде говорить нет смысла.

Да я вообще не о Кастанеде, кроме этого эпизода, я о нём ничего не знаю.
Я о том, что людям кажется, что я хочу кого-то оскорбить или унизить или навязать свое мнение — но это не так.
Это практика контролируемой глупости:)
Lyubimov
Это практика контролируемой глупости:)

А цель практики — сделать людей менее обособленными, более свободными.
1234
Она не подразумевает второго.
bushen
Кастонеду не читал, вырвал из текста учения кусочек и говоришь, что я не понимаю, а я читал
Lyubimov
и фото на вашей аватарке как то не очень коррелируют…

Я же написал — практикую контролируемую глупость.
А если «фото на вашей аватарке как то не очень коррелируют…» — значит практика проходит успешно:)
iam
ну значит вам очень легко дается это спорное мероприятие под названием конроллируемая глупость)
Lyubimov
ну значит вам очень легко дается это спорное мероприятие под названием конроллируемая глупость)


Когда увидена пустотность всех умопостроений — это «спорное мероприятие», становится естественным образом жизни.
Jamm
Когда увидена пустотность всех умопостроений — это «спорное мероприятие», становится естественным образом жизни.

+++
Подтверждаю!
bushen
Пустотность умопостроений предполагает от них отказ, а вы бодаетесь здесь часами.
Lyubimov
Пустотность умопостроений предполагает от них отказ, а вы бодаетесь здесь часами

Я смотрю что так и не понял, что такое КОНТРОЛИРУЕМАЯ ГЛУПОСТЬ:)))
Читай ещё много раз.
И пока не поймёшь — меня не комментируй — отвечать не буду.
Надоело объяснять одно и то же.
Удачи!
bushen
Кастонеду не читал, вырвал из текста учения кусочек и говоришь, что я не понимаю, а я читал.
Lyubimov
Кастонеду не читал, вырвал из текста учения кусочек и говоришь, что я не понимаю, а я читал.

Да ничего не вырывал.
Я же тебе уже обьснял.
Увидел цитату — понравилась.
Скопировал сюда.
На мой взгляд — неплохое описание, причины моих действий.
bushen
Кастонеда создал учение путь воина и эта
уважаемая тобой глупость для этого прописана.
Контролируемая глупость легко осваивается
для прикрытия своей природной глупости.
Так можно играть роль вора, обманщика и
жестокого человека, думая о себе, что я
пушистый и всех люблю. Люди склонны к
переоценке.
bushen
Дорогой учитель Любимов!
Я, старейший по возрасту участник сайта,
подтверждаю, что ум у тебя действительно
пустой и потому отказываюсь с тобой
бодаться. Признаю, что ты победил.
tnc
Надо знать, что я и окружающяя действительность — это не2.
Хммм. Не надо знать что делает человека счастливым? Но как же тогда получится вот это:
— Это означало бы, что в действительности тебе ни до чего и ни до кого нет дела. Вот я, например. Уж не хочешь ли ты сказать, что тебе безразлично, стану я Человеком Знания или нет, жив я или умер и что вообще со мной происходит?

— Совершенно верно. Меня это абсолютно не интересует. И ты, и Лусио, и любой другой в моей жизни – не более чем объекты для практики контролируемой глупости.


Знаете, кого на самом деле абсолютно не интересуют ни ты, ни что либо другое? Ни даже он сам не интересует? Только того, кто открыл для себя нечто более интересное. :)
Вот и вопрос — что за «вещи», которые «делают его счастливым» можно открыть? Правильный ответ — ничего такого нет. Нет таких вещей.

Не2 — это что-то более интересное чем любая вещь. :)
1234
Второго нет:)