10 декабря 2017, 19:23
Вопрос о теле и йоге
Хотелось бы задать вопрос по поводу этого отрывка из Толле:
Факт состоит в том, что никто не стал просветленным через отрицание тела или через борьбу с ним, или через внетелесные ощущения. Хотя подобные ощущения могут быть очаровательными и одаривать тебя проблесками состояния освобождения от материальной формы, в конце концов, тебе все равно придется вернуться к телу, где и происходит сущностная часть трансформационной работы. Трансформация идет через тело, а не мимо него. Вот почему истинные мастера никогда не поощряют оставление тела или борьбу с ним, хотя их ментальные последователи делают это довольно часто.Вот я занимаюсь йогой. Сравнительно недолго и неупорно, но тем не менее. И все время пытаюсь ответить себе на вопрос: где та связь / связка между асанами и пранаямами и собственно трансформацией сознания? Да, с помощью упражнений можно достичь неких «спецэффектов», пережить какие-то состояния — ну и что? Классические тексты по йоге никак не проясняют вопрос, как от телесных действий можно «перескочить» к сознанию. Или речь идет о том, что венцом йоги является просто сидячая медитация в удобной позе (Раджа-йога — а зачем тогда все остальное?), или описываются (сомнительные?) технологии поднятия кундалини. Но снова вопрос: если даже кундалини и можно поднять с помощью упражнений, приведет ли это именно к духовным сдвигам — или только к сдвигам «крыши»? Ни в одной книге, ни у одного автора я так и не встретил нормального разъяснения. В итоге создается впечатление, что йога — это (лечебная) физкультура пополам с суггестией (но по такому принципу можно хоть и лыжным спортом заниматься?). Короче говоря — раз тема пошла — хотелось бы услышать компетентные мнения на сей счет. Заранее спасибо реальным практикам!
61 комментарий
Занятия помогают концентрироваться на этом моменте, на асанах, на дыхании, что в последствии приводит к обращению внимания на то, что происходит, мечтания же «каким я стану», «а вот я похудею, стану лучше» при верном подходе отсекаются.
Если такое видение устоялось в че-ке, то не важно, что практикант делает — гимнастику, гантели качает или плавает в бассейне. Действие из-за действия, без цели, это йога.
Это хороший вспомогательный инструмент, позволяющий работать с вниманием (чтобы оно не уходило в ментал поблуждать о том о сем). Но сама по себе йога, в отрыве от самоисследования к истине не приведет. Ее максимум — дисциплина внимания!)
Познания же себя не телом (я не тело) — это и есть преодоление иллюзии тела. К знанию чего ведёт преодоление иллюзии? Когда мираж рассеян познанием, знается реальность — основа и причина миража.
Во-первых, само по себе совершение асан показывает, что они не могут быть созданы как надо тогда, когда я невнимателен к телу. И, во-вторых, асаны не могут быть созданы как надо тогда, когда я отождествляюсь с телом.
Полное простроение асан показывает качество внимания к телу с попыткой увидеть что я не тело. Чем более качественное внимание и чем более осознана и понята попытка увидеть (умственное усилие) в процессе исполнение асан, тем более качественно строятся и асаны. Глубже, гибче, дальше, дольше и т.д. Тело в хатха-йоге (асана) — это обратная связь для мудрого различения себя от тела. Также, как прана (энергия, дыхание) в пранаяме. Также, как чувства (стыд, радость) в йоге этики, яма-нияма. Тут они показывают греховные поступки и помыслы. Также, как эмоции (страдание) и наслаждение в джняна-йоге, йоге мудрости, поклонения Богу.
Тело, чувства, эмоции, прана — то, что наблюдается. Это индикаторы, которые указывают нам верность нашей йоги (верность действий), какой бы йогой мы не занимались в данный момент. И это всегда верность направления внимания (сознание), и это всегда верность направления умственных усилий, различения (сознание).
Без верного подключения внимания и верной логики (веры), и верного различения (попытки увидеть этой верой реальность), и без верного получения обратной связи — всё превращается то ли в физкультуру (типа, хатха-йога), то ли в расслабон (типа, медитация).
Какой-нибудь чемпион по гимнастике может конечно же за счет просто природной гибкости и дурной силы воли гнуть из своего тела разного рода баранки. :) Но йог следит за тем, как пластичность тела обуславливается вниманием и различением (за зависимостью пластичности тела от чистоты разума).
Вот и связь. :)
Собеседница: Вы много занимаетесь йогой?
У.Г.: Нет, но дыхательные упражнения, как я вам говорил, и только одну или две позы: стойку на голове и стойку на плечах.
Собеседница: Пол часа?
У.Г.: Пятнадцать минут. И дыхательные упражнения я выполняю в течение сорока минут. Знаете, одной интересной вещью является то, что когда ты оказываешься в этом состоянии, то ты открываешь для себя происхождение многих из этих поз. Иногда я вхожу в специфическое состояние, которое индусы называют “нирвикальпа самадхи”, фактически это полная и совершенная смерть, за исключением того, что есть признаки жизни. Когда я выхожу из него, тело является таким одеревенелым, и оно начинает совершать своеобразные сгибания. Тело должно войти в свой нормальный ритм. И тело принимает многие из этих поз йоги само по себе, без воли. Я ничего не делаю, они просто начинают двигаться. И даже основу индийского “Намасте”… Как будто за счёт магнитной силы, руки складываются вместе и “склеиваются” здесь на долгое время.
И дыхание тоже является частью этого. Оно является для меня естественным. И фактически большую часть дня я делаю пранаяму. (Хотя я делаю её каждое утро по пол часа или сорок минут.) Когда я иду на прогулку, дыхание происходит; у него теперь другой ритм внутри меня. Когда я там вижу нечто удивительно красивое, то я осознаю эту красоту гор или заката потому что я делаю глубокий вдох. Это вид, от которого захватывает дух, и за счёт этого я осознаю, что есть нечто удивительно красивое вокруг меня. Я ничего не называю “красивым”, но с момента, когда я отправляюсь из Саанена, это дыхание происходит всё время по разным причинам. Это очень интересная вещь. Ты открывешь для себя происхождение многих из этих поз йоги. Возможно, это и есть происхождение, но [йогу] сделали такой формальной. За счёт практики йоги вы вовсе туда не доберётесь, но если вы в этом состоянии, то тогда, возможно, вам будет легко обучать кого-то йоге.
У.Г.: Да. Поскольку у меня вообще нет сознания тела в любое время дни и ночи, то когда я стою на голове, я забываю об этом, и иногда продолжаю [так стоять] двадцать минут, тридцать минут, и затем неожиданно обнаруживаю это. Нет, я не падаю, а становлюсь на ноги. Я забываю считать вдохи. Иногда я делаю шестнадцать вдохов, и неожиданно забываю число. И тогда я продолжаю. Я совершенно не ощущаю веса собственного тела, когда стою на голове; оно подобно резиновой кукле.
Ранняя аудио запись, Саанен, 1968 г.
У.Г.: Когда случается “смерть” — давайте назовём это так в кавычках — как и когда она приходит, ты не узнаешь. Это не является каждый раз одинаковым. Иногда есть сознание тела. Постепенно, одна часть за другой, тело исчезает. И “сознание” — в кавычках — сосредоточено только на одной точке. Этой точкой является место, где [верхний] зуб соприкасается с нижней губой. Это единственная точка, в которой ты находишься в этот момент. Это значит, что по-прежнему остаётся разделение: кто-то ощущает эту одну точку, где верхний зуб соприкасается. В другой раз, [это будет точка, где] нога соприкасается с этим. Никакой другой части тела нет для этого человека, это единственная точка. Иногда это, иногда то — каждый раз по-разному. Когда всё целиком исчезает, то то, что происходит в течении этого времени, ты никогда не сможешь узнать. Это не длится долго. Если это длится долю минуты, то ты “мёртв”. Когда ты “возвращаешься”, так сказать, то тело является окоченевшим, как труп. Поэтому оно должно медленно хромать, вернуться к движению. Это йога!
Понимаете, йога начинается со “смерти”, а не заканчивается шавасаной. Вы принимаете шавасану после всего этого физического истязания тела и говорите себе, что это шавасана. Но [здесь] ты начинаешь с трупа, и затем возвращение тела к его нормальному функционированию – это йога, а не наоборот. И каждый раз это отличается. Очень странно, что движения тела… Этот мой друг, врач по имени Лебойе, наблюдал за мной всё время. Он сказал: “Я принимал роды, я помог тринадцати тысячам младенцев появиться на свет, У.Г., и движения твоего тела в точности похожи на движения новорожденного младенца.” Он очень известный [автор], опубликовавший много книг о естественных родах. Он помешанный. Я жил в их доме в Париже.
Так вот, это и есть йога. Но стойка на голове, стойка на плечах – это просто акробатика. Движения тела так грациозны, так естественны. Это надо было записать на видео, было бы очень интересно. Валентина наблюдала за всем этим в то время, но она даже не потрудисать сфотографировать.
Однозначно могу сказать, что хатха-йога не ведёт к просветлению, сие есть гимнастика…
Да и остальное всё не однозначно… могу порекомендовать книги Джона Тома и Гопи Кришны, там есть интересные подробности поднятой темы.
И ещё: всё индивидуально
Ну и хорошей тебе практики!
Хорошей практики!
Злоупотребление уменьшительно-ласкательными суффиксами может быть не только воспринято некомфортно при обращении к взрослым людям, но и напрямую искажать смысл слов и понятий.
Я об этом:)
Спокойной ночи!
Что правда — то правда.
Ты вообще читай хоть:)
Это лучше чем головка. Меньше шансов, что пациент сбежит от неё из-за подозрения в некомпетентности. :))
А уж взрослому — «Больной на всю голову»)))
Ты уверена, что мы об одном и том же говорим?
Но самое лучшее, что встречал-это разобраться с личкой. убрать противопоставление из ментала и тогда энергия будет идти не на поддержание внутреннего конфликта, а на оздоровление всех тел, включая физическое.
А в тех телах якобы наведется порядок сам. Хорошо бы так. Но тут можно видеть — далеко не всегда: Махарши было наплевать на тело. Хокинс говорит, что не известно вернешься ли вообще. Сумиран говорил, что нарабатывал энергетическое тело для того, чтобы потом куда вернуться.
Не все так просто… лупануться в глубину, а там будь, что будет.
Помнится мне один человек сказал — «Кнопку нажал и спина в мыле)))))
Когда у Гуржиева спросили, кто нибудь остался из группы, в которой он начинал, а это 40 человек искателей истины. То он ответил, что только один он, остальные в клиники..., или быстро ушли.
пустая трата времени. Все что нужно это классическая пранаяма (к-ая между прочим дается и в исихиазме, каббале и суфизме) в сочетании со статическими позами, как например в волевой йоге…
ezotera.ariom.ru/2013/09/30/volevaya-yoga.html
… Все
одна задача, замереть
и выслеживать себЯ.
.
Научишь тело замирать
и никакие тексты не будут больше нужны…
.
Конечно есть люди у которых различение не развито и они выполняю асаны и т.п. только как физическое упражнение.
Но и в этом случае, если практики выполняются верно, под присмотром учителя, они способны обуславливать сознание/ум взращивая в нём необходимые ростки различения
То что вы задаёте такой вопрос, говорит что вы не понимаете о чём йога, что такое трансформация сознания и какова конечная цель всего этого. Возможно ваши знания глубоки, но они не целостны и фрагментированы.
ИМХО
Дело не в фрагментированности
просто Ганешев здесь самый хитрый жук, все хочет, чтобы ему прям секрет раскрыли, да в рот положили. Надежда умирает последней…
.