20 января 2018, 21:49
Логикам. В частности, Шароку.
Можно ли познать Истину на основе логики?
АВТОР: Владимир Ерёмин
Истина есть антиномия и не может не быть таковой
П.Флоренский
Каким образом можно познать истину, которая, как утверждает народная мудрость, глаголет устами младенца? А пророки, через которых истина приходит в наш мир, разве достигали её путём строгих логических построений? Можно привести множество примеров в науке и технике, когда принципиально новые решения пытливые исследователи то ли «видели» (например во сне), то ли «слышали» неизвестно откуда. Соответствует ли истине религиозный постулат – «мысль высказанная есть ложь»? Эта тема многие годы была предметом «вненаучного» интереса В.Налимова – последнего учёного – энциклопедиста 20-го века, истинного академика, которого академические партократы не «пустили» в члены АН СССР из-за его «тёмного» прошлого и за отказ вступать в КПСС.
В 1978 г. ему удалось опубликовать свои размышления на эту тему в виде материалов к докладу на 8 Всесоюзном симпозиуме по кибернетике (г.Тбилиси, 1976 г.), в котором содержательно рассматривались такие «еретичные» для советской науки вопросы, как исследование влияния различных факторов на изменённые состояния сознания (медитация, сон, гипноз, биопрепараты) (1).
В списке литературы к докладу из 75 публикаций – 50 работ зарубежных авторов на языке оригинала. Один из выводов своего исследования В.Налимов формулирует так – человек способен создавать построения, сложность которых такова, что их не удаётся осмыслить в чёткой системе логических построений.
Он отметил, что даже в области математики открытия происходят не на уровне логического мышления, решение приходит как озарение. Аналогичный вывод сделал известный математик Ж.Адамар, который исследовал психологию математического творчества на примерах открытий различных учёных. «Практически не существует чисто логических открытий.
Вмешательство бессознательного необходимо по крайней мере для того, чтобы стать отправным пунктом логической работы» (2). Знаменитый учёный – А.Пуанкаре таким образом понимал соотношение логики и интуиции – «Логика, которая одна может дать уверенность – есть орудие показательное; интуиция есть орудие открывающее» (3).
Пожалуй впервые сопоставительный анализ природы логики и интуиции выполнил В.Шмаков при толковании Аркана 17 (3). Результаты этого анализа вкратце таковы. Всё воспринятое интуицией должно быть переведено в разум, освещено им и выявлено в деталях. Логика как метод априорного вывода, имеющего своим исходным пунктом данные чувств, имеет конечные пределы применения и потому является менее совершенным способом познания, который является преимущественно оформлением и выявлением аспективных частностей того, что даётся интуицией. Интуитивные восприятия в гармоничном познании не должны и не могут быть ограничены оковами логики. «Интуиция – это русло, по которому веяние Высшей Недосягаемой Силы доходит до человека. Всякое проявление сущности познаётся с помощью интуиции.
Познание сущности и познание формы отличаются прежде всего тем, что знание формы доступно каждому и достигается скрупулёзным исследованием, ведение сущности есть высший дар и он доступен лишь избранным. Возможность обладания этим даром есть проявление божественной сущности человека». При познании интуицией человек сразу проникает в Мир Первообразов, его дух черпает из Мира Причин, а потому он возносится над миром относительного и приобщается к Общемировому Единству. Истина может быть только одна, а потому приобщение к Первичной Истине с помощью интуиции есть приобщение к Единству по сущности, по принципам и по следствиям (3).
Истина неразрывна с простотой, а потому интуиция всегда даёт самые глубокие идеи и мысли по своей сущности в самых простых формах. Эта простота, иногда кажущаяся даже наивной, всегда сопутствует явлениям духа. В этой форме изложены наиболее известные памятники интуитивного откровения. На основе изложенных представлений В.Шмаков разработал учение об онтологической природе интуиции, которая как откровение всеединства, в себе трансцендентна природе конкретного бытия, где она раскрывается (4).
Вместе с тем В.Шмаков подчеркнул, что хотя путь познания в разуме имеет лишь посредственное значение, он всё же неминуемо должен быть пройден человеком для возможности приобщения к высоким способам ведения. Вот почему огульное отрицание разума как средства Богопознания, есть одно из вопиющих заблуждений. «Человек только тогда является микрокосмом, несущим в себе отблеск вселенной, когда он разумен, когда он во всеоружии всех видов познавания стремится к своей Конечной Цели» (3).
Приоритет интуитивного ведения в научном творчестве подтверждают размышления выдающегося учёного – В.Вернадского, который отметил, что мы не имеем никакой возможности решить, насколько верны и правильны утверждения самых основных религиозных и философских представлений о человеке и об его реальном мире. «Это всё область глубокого проявления личности – область веры, интуиции, характера, темперамента» (5).
Антиномией истины является заблуждение. Природу и механизм появления заблуждения детально исследовал В.Шмаков при рассмотрении жизненного пути человека, страдность и тягость которого происходит главным образом из того, что он не ведает его смысла, цели и назначения (3). Основные результаты этого исследования заключаются в следующем. Страдания, причиняемые внешним миром, не являются следствием свойств этого мира, а происходят лишь от несовершенства собственной воли человека. Поэтому все препятствия и затруднения, встречаемые человеком на его пути, могут возникать исключительно силой его собственного духа.
С другой стороны очевидно, что дух ни отклонён, ни порабощён ничем быть не может. Отсюда следует, что препятствия есть заблуждения. Когда вследствие тех иных причин человек впадает в заблуждение, он тем самым вводит эту негармоничность в своё самосознание.
Две потенции – чувство истины и стремление к заблуждению представляют собой генезис свободной воли человека; рождаясь из этого бинера, она имеет своей целью анализировать данные опыта и отделять истинное от ложного, — осуществление этого и есть путь эволюции человека. «Строго говоря, у человека, стремящегося к истине, цели нет, есть только путь к чему-то высокому, прекрасному и возвышенному, но это нечто выходит за пределы нашего сознания».
Статья с сайта www.peremeny.ru/books/osminog/13935
АВТОР: Владимир Ерёмин
Истина есть антиномия и не может не быть таковой
П.Флоренский
Каким образом можно познать истину, которая, как утверждает народная мудрость, глаголет устами младенца? А пророки, через которых истина приходит в наш мир, разве достигали её путём строгих логических построений? Можно привести множество примеров в науке и технике, когда принципиально новые решения пытливые исследователи то ли «видели» (например во сне), то ли «слышали» неизвестно откуда. Соответствует ли истине религиозный постулат – «мысль высказанная есть ложь»? Эта тема многие годы была предметом «вненаучного» интереса В.Налимова – последнего учёного – энциклопедиста 20-го века, истинного академика, которого академические партократы не «пустили» в члены АН СССР из-за его «тёмного» прошлого и за отказ вступать в КПСС.
В 1978 г. ему удалось опубликовать свои размышления на эту тему в виде материалов к докладу на 8 Всесоюзном симпозиуме по кибернетике (г.Тбилиси, 1976 г.), в котором содержательно рассматривались такие «еретичные» для советской науки вопросы, как исследование влияния различных факторов на изменённые состояния сознания (медитация, сон, гипноз, биопрепараты) (1).
В списке литературы к докладу из 75 публикаций – 50 работ зарубежных авторов на языке оригинала. Один из выводов своего исследования В.Налимов формулирует так – человек способен создавать построения, сложность которых такова, что их не удаётся осмыслить в чёткой системе логических построений.
Он отметил, что даже в области математики открытия происходят не на уровне логического мышления, решение приходит как озарение. Аналогичный вывод сделал известный математик Ж.Адамар, который исследовал психологию математического творчества на примерах открытий различных учёных. «Практически не существует чисто логических открытий.
Вмешательство бессознательного необходимо по крайней мере для того, чтобы стать отправным пунктом логической работы» (2). Знаменитый учёный – А.Пуанкаре таким образом понимал соотношение логики и интуиции – «Логика, которая одна может дать уверенность – есть орудие показательное; интуиция есть орудие открывающее» (3).
Пожалуй впервые сопоставительный анализ природы логики и интуиции выполнил В.Шмаков при толковании Аркана 17 (3). Результаты этого анализа вкратце таковы. Всё воспринятое интуицией должно быть переведено в разум, освещено им и выявлено в деталях. Логика как метод априорного вывода, имеющего своим исходным пунктом данные чувств, имеет конечные пределы применения и потому является менее совершенным способом познания, который является преимущественно оформлением и выявлением аспективных частностей того, что даётся интуицией. Интуитивные восприятия в гармоничном познании не должны и не могут быть ограничены оковами логики. «Интуиция – это русло, по которому веяние Высшей Недосягаемой Силы доходит до человека. Всякое проявление сущности познаётся с помощью интуиции.
Познание сущности и познание формы отличаются прежде всего тем, что знание формы доступно каждому и достигается скрупулёзным исследованием, ведение сущности есть высший дар и он доступен лишь избранным. Возможность обладания этим даром есть проявление божественной сущности человека». При познании интуицией человек сразу проникает в Мир Первообразов, его дух черпает из Мира Причин, а потому он возносится над миром относительного и приобщается к Общемировому Единству. Истина может быть только одна, а потому приобщение к Первичной Истине с помощью интуиции есть приобщение к Единству по сущности, по принципам и по следствиям (3).
Истина неразрывна с простотой, а потому интуиция всегда даёт самые глубокие идеи и мысли по своей сущности в самых простых формах. Эта простота, иногда кажущаяся даже наивной, всегда сопутствует явлениям духа. В этой форме изложены наиболее известные памятники интуитивного откровения. На основе изложенных представлений В.Шмаков разработал учение об онтологической природе интуиции, которая как откровение всеединства, в себе трансцендентна природе конкретного бытия, где она раскрывается (4).
Вместе с тем В.Шмаков подчеркнул, что хотя путь познания в разуме имеет лишь посредственное значение, он всё же неминуемо должен быть пройден человеком для возможности приобщения к высоким способам ведения. Вот почему огульное отрицание разума как средства Богопознания, есть одно из вопиющих заблуждений. «Человек только тогда является микрокосмом, несущим в себе отблеск вселенной, когда он разумен, когда он во всеоружии всех видов познавания стремится к своей Конечной Цели» (3).
Приоритет интуитивного ведения в научном творчестве подтверждают размышления выдающегося учёного – В.Вернадского, который отметил, что мы не имеем никакой возможности решить, насколько верны и правильны утверждения самых основных религиозных и философских представлений о человеке и об его реальном мире. «Это всё область глубокого проявления личности – область веры, интуиции, характера, темперамента» (5).
Антиномией истины является заблуждение. Природу и механизм появления заблуждения детально исследовал В.Шмаков при рассмотрении жизненного пути человека, страдность и тягость которого происходит главным образом из того, что он не ведает его смысла, цели и назначения (3). Основные результаты этого исследования заключаются в следующем. Страдания, причиняемые внешним миром, не являются следствием свойств этого мира, а происходят лишь от несовершенства собственной воли человека. Поэтому все препятствия и затруднения, встречаемые человеком на его пути, могут возникать исключительно силой его собственного духа.
С другой стороны очевидно, что дух ни отклонён, ни порабощён ничем быть не может. Отсюда следует, что препятствия есть заблуждения. Когда вследствие тех иных причин человек впадает в заблуждение, он тем самым вводит эту негармоничность в своё самосознание.
Две потенции – чувство истины и стремление к заблуждению представляют собой генезис свободной воли человека; рождаясь из этого бинера, она имеет своей целью анализировать данные опыта и отделять истинное от ложного, — осуществление этого и есть путь эволюции человека. «Строго говоря, у человека, стремящегося к истине, цели нет, есть только путь к чему-то высокому, прекрасному и возвышенному, но это нечто выходит за пределы нашего сознания».
Статья с сайта www.peremeny.ru/books/osminog/13935
1 комментарий
Антилогика)))))