29 января 2019, 06:21

««Самодостаточная личность» — миф, который нуждается в пересмотре?

Великие одиночки завораживают. Генри Дэвид Торо на берегу Уолденского пруда, буддийские монахи в их скитах, литературные герои, такие как Робинзон – все они являются романтическими героями историй про успешное одиночное выживание. Их окружение — пустыня. Их кажущаяся победа является результатом твёрдости характера, изобретательности и самостоятельности.

Одна из причин, по которой такие персонажи привлекают, заключается в том, что, по иронии судьбы, их случаи обнадёживают. Они создают утешительное впечатление, что кто-то может развиваться в изоляции, так как у них это получилось. Это утешение нашло своё лаконичное воплощение в заявлении, сделанном доктором Стокманом в конце книги «Враг народа» (1882 г.) Генрика Ибсена, где местные жители подвергли гонениям героя после того, как он рассказал, что городские туристические водолечебницы заражены. Стокман заявляет:

«Самый сильный человек на свете — тот, кто наиболее одинок».
Великие одиночки воплощают идею свободы от капризов и стрессов общественной жизни. Как человеческие существа мы уязвимы и можем ранить друг друга настроением, наклонностями, идеологией, восприятием, знанием и невежеством. Мы уязвимы для наших общественных соглашений, политики и иерархии. Нам нужно одобрение других людей или их помощь, чтобы получить дополнительные ресурсы. Когда мы молоды и когда мы стары, мы также уязвимы, потому что наша жизнь становится счастливой, лишь когда другие люди заботятся о нас.

Неудивительно, что «Робинзон Крузо» является одним из самых известных романов в истории: есть утешение в самодостаточной независимости отшельника. Но этот романтический образ отшельнической жизни покоится на ошибочных идеях об исключительности отшельников и природе социальной изоляции.

Известные отшельники, как в реальной жизни, так и в художественной литературе, всегда мужчины. Они, как правило, молоды и здоровы. Обычно у них нет ни детей, ни супруги. И они воплощают в себе крепкую осмысленную самодостаточность, с которой немногие смогли бы соревноваться. Но если присмотреться к деталям их историй, мы найдём свидетельства того, что они не являются полностью самодостаточными личностями. Уолденский пруд Торо находится всего в часе ходьбы от города Конкорд (штат Массачусетс), и Торо посещал город регулярно во время пребывания в своём убежище. Кроме того, он всегда держал три стула, приготовленных для гостей (один стул для одиночества, два для дружбы, три для общества), и замечал, что иногда бывало 25 или 30 душ под его крышей.

Буддийские монахи, пока они могут оставаться в молчании в течение нескольких месяцев, в то же самое время поддерживаются и кормятся своими учениками и мирянами. Кроме того, они проходят годы тренировок перед уходом в уединение, большая часть которых сосредоточена на культивировании глубоко социальных состояний сердца и ума, таких как сострадание, любящая доброта и радость, испытываемая от счастья других.

Даже ибсеновский доктор Стокман рисует свою жену и дочь, близких ему, когда он триумфально декларирует, что самый сильный человек — тот, кто наиболее одинок.

Один из реальных отшельников, который, кажется, отличается, — это Ричард Преннеки, отставной военный плотник и натуралист-любитель, который жил один на берегу озера Твин Лейкс (Аляска) в течение почти 30 лет. Он записывал свою жизнь на видеопленку, которую впоследствии использовали, чтобы сделать документальный фильм «Один в дикой природе» (2004). С перерывами Преннеки получал запасы от пилота, облетающего малонаселённую местность, но в зимний период его коттедж в Твин Лейкс часто бывал недоступен, поэтому он оставался в полном одиночестве.

Конечно, Преннеки, как и другие великие одиночки, имел сложный набор приобретенных социальных навыков, которые сделали уединенную жизнь возможной. При этом всё, что его окружало, что было фоном его жизни — это жестокая и богатая дикая приода.

Однако «дикость» является источником не только сенсорной стимуляции, но и межвидового взаимодействия. В естественном мире великие одиночки находят компаньонов. У Преннеки была любимая птица. Он также наблюдал за передвижением многих видов. У Робинзона Крузо были собака, две кошки, несколько коз и попугай, а позже у него появился спутник – человек по имени «Пятница». И еще один персонаж, подобный Крузо, — беглый 12-летний Сэм Грибли, главный герой детской книги Джин Грейгхед Джордж «Моя сторона горы» (1959), берёт птенца сокола из гнезда, обучает его и называет его «Безобразный» (Frightful). Он также заводит полуручную ласку, которую называет Барона.

Такого же рода антропоморфизация происходит в фильме «Изгой» (2000 г.), где Том Хэнкс, который, кажется, лишен любого контакта с животными на необитаемом острове, персонализирует волейбольный мяч, делает для него лицо, называет его «Уилсон» и очень расстраивается, когда тот теряется.

Реальная постоянная изоляция вовсе не романтична. На самом деле, это гораздо хуже, чем стресс, который мы испытываем в обществе. В отличие от успеха военно-обученного Преннеки, неопытный турист Кристофер Маккэндлесс умер от голода на Аляске в 1992-м году. Таким образом, отправляясь в одиночку в дикую природу с небольшим количеством запасов, он стал жертвой фантазий о пустынном отшельнике.

Кроме того, люди, которые уже пережили нежелательную социальную изоляцию (среди них — американские журналисты Джерри Левин и Терри Андерсон, оказавшиеся в заточении в Ливане в качестве политических заключенных со стороны Хизбаллы в 1980-е годы), подтверждают, что это мучительно. Еще один политический заключенный, Шейн Бауэр, который содержался в полной изоляции в течение 26-ти месяцев в Иране, описал черный ужас своего опыта и отчаянное желание восстановить связь с другими людьми, хоть бы даже с его похитителями.

Такие отчеты подтверждаются растущим количеством психологических доказательств (1), свидетельствующих о том, что поддержание социальных контактов, взаимодействие и включение являются принципиально важным минимумом для достойной человеческой жизни и — ещё глубже — для благосостояния людей. По большей части, мы нужны друг другу; мы не можем процветать или даже выжить друг без друга. Эти основные потребности являются основанием для целого ряда прав, которыми мы часто пренебрегаем, — например, правом быть частью сети социальных связей.

В нашей индивидуалистической западной культуре, где романтический образ великого одиночки превалирует, потребуется немало веских аргументов, чтобы показать, что нам необходимо принять иную модель «сильного человека». Мы могли бы начать с мысли, что истинная сила заключается в умении оставаться чуткими к чужой боли и страданиям, в открытости к близости и в соприкосновении с чужими потребностями, пристрастиями, презрениями и надеждами. Самый сильный человек вполне может быть тем, кто позволяет себе быть уязвимым для других и остается полон решимости пережить это и стать лучше. Самый сильный человек на свете – тот, кто наиболее связан с другими

Источник
Your text to link...
  • нет
  • +8
  • 1

4 комментария

bodh45
Эта статья хорошая. Но она лишь реакция на «переклин», на идею будто есть что то особенное в спосбности уйти от людей…
По настоящему сильный тот человек, который принял свою природу полностью. Включая слабости и«недостатки». И не пытается быть другим чем он есть.
Georgiys
Да, наверное. Но она говорит еще о том, что нет возможности уйти от социума в принципе — что все отшельники это частичка социума которая отдалилась, но полностью не ушла из него, и сама частичка несет в себе социум. Это как маугли которых находят воспитанными животными не может адаптироваться или плохо адаптируется в социуме, так же и выросший человек в социуме не сможет уже отказаться от своей обусловленности им. Хотя У.Г. Кришнамурти утверждал, что из его системы все вышло, и что его тело даже приблизилось к более животному функционированию, но я не доверяю этой информации.
relsam
Принцип голограммы:

Голограмма создается в пустоте (в ничто), и она как мираж, иллюзия. Т.е., в ней никого нет, ничего живого нет и не было. Призрак.

Принцип построения голограммы следующий: на объект подается лазерный луч. И луч отражается от объекта в виде размытой интерференционной картины (хаотичные линии, волны, черточки, всполохи).

И объект у нас всегда один-единственный. Абсолют. Абсолют не знающий самое себя, кто он, что он. В нем нет того, кто мог бы определить, засвидетельствовать и грани, признаки, характеристики, качества. Нет того, кто мог бы придать окрас всей картине и засвидетельствовать ее, что типа, картина — вот. Присутствует и осознается.

И вот, создается свидетель и поставщик деталей картины. Он и прожектор и освещение и кинопоказ в одном лице. На экран. Экран появляется натянутым на Абсолют.

Абсолют создает свидетеля и рассматривает себя со стороны. Детализируется.

Чтобы увидеть голограмму в качестве картины, необходимо подать как минимум, второй лазерный луч, подать на общий экран и уже имеющуюся размытую интерференционную картинку от первого луча. Высветить голограмму.

Тогда картина предстает в виде того, какой по замыслу сюжета она и должна предстать.

И вот, получаем творение голограммы. Со-творение. В ничто, в пустоте, пространстве сияет бриллиант, сапфир. И чем больше на него подается количество лазерных лучей со всех возможных сторон, тем более мощнее и разнообразнее сапфир сияет гранями. Больше лучей — больше сверкающих разнообразными переливами, граней.

На этом примере рассмотрим явление топового Мастера и его учеников. Чем большей популярностью пользуется Учение, тем больше последователей. Все внимание последователей устремлено на Мастера. Энергетическая взаимо-подпитка. Ученики подпитывают Мастера. Мастер благоухает и благодаря направленным на него лучам, выдает все больше и больше перлов Учения. Учение цветет и развивается. Как дерево, как цветок.
Феномен взаимозависимости. Взаимо-обуславливающее явление пустотное явление. В нем никого и ничего нет. Сон по факту, фантазия. Имеющая начало, протяженность и конец.
История. Кинофильм, полностью отснятый. Роли распределены. Выходить из них некому.
Истории заканчиваются, как и не было. Уступая место новым.

И не имеет значения ( нет того, для кого бы это имело значение… тот кто якобы есть, заинтересованный — он во сне, снящийся персонаж по любому) — один ты в поле воин, отшельник в пустыне. Либо ты четко вписавшийся в социум перс. У которого все на мази, смазано, подшипники катят без хруста, любовь. Творчество, взаимоуважение, дети, коттеджи на побережье, возможность слетать на луну за свои бабки, коммунизм по всей планете. Законы работают под тебя и твое невъебенно- обворожительное окружение. Вау, котекс.

Не имеет значения для Того что Ты есть. Относительно Твоей не затрагиваемой голограммой природы Абсолюта, являющейся неизменной и временно оживляющей пустоту, временно оживляющей голограмму, временно создающей свидетеля, и саму пустоту в качестве среды явления свидетеля и голограммы, вкупе с которой сам свидетель неразрывное НЕ ДВА.

Собственно, я о чем. Если ты знаешь кто Ты есть — тебе по барабану идеи социума, отшельничества, ученичества, мастерства, совершенствования, развития и застоя.
Все идет, как идет. И по другому происходить не может.

Тороид. Из ядра происходит всплеск активности сознания с пробуждением свидетеля. Петля развития пустотной голограммы. Творения. И всё. Эту волну не остановить, и волна есть готовый кинофильм с разворачиванием сюжета. Каждый жест. Каждый взгляд, каждое движение — ведет зрителя постоянно изменяющейся картины… к финалу. Финал Света. Альфа — сценарий — Омега. Петля замкнулась. Закончилась очередная история. Свет погас в кинотеатре. Занавес. Зритель не заснул и не вышел. Самого зала более нет, и нет в нем зрителя.

Что осталось?

Правильно. Не знающий Себя Абсолют. В нем нет потребности Себя знать, как-то иметь.
Нет ни в чем нужды. Потому что не голодный и не дух.

Но дух пробуждается. С ним все метаморфозы. Но То что Есть остается Тем что Есть. Независимо.

Вообще. Чем более подается внимания к индивидууму, чем более от окружающих проявляется интереса к набору присущих ему привлекательных личностных характеристик, харизме, тем пышнее индивидуум живет и процветает.

Здесь полная взаимозависимость. Взаимо-отдача. Взаимообусловленность.

И НАОБОРОТ. В случае отторжения. Негативных характеристик, картина противоположная.

Но то ни от кого не зависит. Роли играются. И Вечен лишь Бог.

Georgiys, можешь не овечать, это так… эссе)не по теме