24 февраля 2019, 15:54

Дуалистическая философия и недвойственность.

Начну с пары цитат:

«Философия Декарта была дуалистической: дуализм души и тела, — то есть двойственность идеального и материального, признающего и то, и другое независимыми самостоятельными началами, о чём впоследствии писал и Иммануил Кант. Декарт признавал наличие в мире двух родов субстанций: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, являющийся высшей субстанцией, формирует обе субстанции по одним и тем же законам. Бог, сотворивший материю вместе с движением и покоем и сохраняющий их.»

«В человеке протяженная субстанция (тело) и мыслящая душа сходятся в единственном непарном органе мозга, центральной его железе (шишковидное тело); при их противоположной сути они не могли бы взаимодействовать, если бы не были соединены и согласованы Богом.»

Декарт утверждал: «я мыслю, следовательно существую».
Из этой идеи и получается дуализм. Мышление считается отдельной от тела субстанцией и следовательно это приводит к идее о существовании Бога, как высшей идеальной субстанции.

Ошибка такой философии состоит в том, что искажается факт — мысль о собственном существовании может появится только в мышлении и без него не смогла бы появится. То есть правильно было бы сказать: «я мыслю о том что я существую», «идея о том что я существую или не-существую, может появится только в мышлении».

И дальше мы можем исследовать мышление и более глубокие слои сознания чтобы включить их в общую картину, которая будет целостной и не будет отделять одни феномены сознания от других.

Когда мы отождествляем себя с каким-то одним феноменом сознания, мы соответственно будем боятся его потерять, потому что из-за отождествления с ним мы его воспринимаем как себя самого.

Например, отождествляя себя с мышлением, его прекращение будет равносильно исчезновению меня самого. То есть любое состояние когда я не знаю о том, что я есть, будет равносильно моему небытию, смерти. Напуганные этим фактом, мы будем пытаться продлить и сохранить этот феномен любыми доступными способами. Хотя бы даже и неправдоподобными.

0 комментариев