3 июня 2019, 00:41
Координация четырех функций разума
Координация четырех функций разума
Свами Джнанешвара Бхаратиперевод статьи swamij.com/fourfunctionsmind.htm
В: С какой позиции можно наблюдать все четыре функции разума и то, как органы чувств, тело, дыхание и разум действуют вместе?
О: Это Собственная сущность, Атман. Знать, что «Я» — это причина, по которой йогин занимается самоосознанием и самообучением. Эта собственная сущность подобна неподвижному центру колеса, где четыре спицы — это Четыре Функции Разума, которые управляют внешним колесом в мире.
Четыре функции ума подобны спицам на колесе. Колесо занимает мир, а центр остается неподвижным.
Есть четыре функции разума:
Manas Манас = чувственный, прорабатывающий ум
Chitta Читта = хранилище впечатлений
Ahamkara Ахамкара = «Я-Создатель» или Эго (два использования Эго)
Buddhi Буддхи = познает, принимает решения, судит и распознает
Соискатель должен:
Понять каждую функцию индивидуально.
Согласовать их друг с другом.
Распознавание и самореализация
Важная часть медитации: Когда вы читаете о четырех функциях разума, может показаться, что это просто интеллектуальное исследование. Это не так. Увидеть четыре функции разума является важной частью медитации йоги.
Наблюдение и умение различать Четыре функции разума — ключ к самореализации.
Различение между четырьмя функциями: Это одна из самых глубоких практик самосознания древних гималайских мудрецов. Эта практика йоги столь же полезна сегодня, как и тысячи лет назад. Она является одним из процессов самонаблюдения и постепенного различения этих четырех аспектов внутреннего инструмента, с тем чтобы получить непосредственный опыт Центра Сознания, из которого все наши мысли, эмоции и переживания возникают на разных стадиях и ступенях.
Активно наблюдайте за четырьмя, когда они действуют: этот Центр является Свидетелем этих четырех функций разума. В конечном счете, становится известно, что единственная позиция, с которой они могут быть полностью наблюдаемы — это позиция самого Центра. В медитации йоги, простая попытка наблюдать за этими четырьмя функциями, как они функционируют, является ключом к практике.
Ум подобен Четырем спицам на колесе
Как четыре спицы колеса: Четыре функции разума подобны четырем спицам, которые приводят колесо в движение по внешней дороге жизни.
Ступица остается неподвижной: Пока колесо вращается, ступица остается неподвижной, подобно центру сознания, Атману, который остается неподвижным. В то время как центр является источником энергии, приводящим в движение колесо жизни, центр втулки не движется сам по себе.
Пройдите через спицы, чтобы добраться до центра: Чтобы узнать центр или ступицу (Атман), нужно пройти через спицы. Единственная точка обзора, с которой можно полностью быть наблюдателем спиц — это Атман. Тот, кто знает эту центральную ступицу через медитацию Йоги, знает Атман, который называется Самореализацией. Таким образом, процесс наблюдения Четырех Функций Разума является чрезвычайно полезным аспектом пути Самореализации.
Понимание Четырех функций разума
Чтобы понять четыре функции разума, нужно:
1) Наблюдать каждую из четырех функций разума.
2) Принять природу каждой из четырех функций разума.
Тренируйте каждую из четырех функций: Нужно не только наблюдать, принимать и понимать функции ума, но также тренировать четыре функции. Знать и обучать четырем функциям, или спицам, важно для того, чтобы добраться до центра колеса. Это делается систематически в процессе медитации йоги.
Согласование Четырех функций разума
Чтобы добиться согласованности между этими функциями ума, необходимо:
1) Действия и речь: Следите за функционированием ума через действия и речь.
2) Процесс мышления внутри. В то же время наблюдайте за процессом мышления внутри.
Наблюдения за вашими действиями и речью раскрывают лежащий в основе мыслительный процесс в уме.
Наблюдение за умом через действия и речь. Наблюдение за функционированием ума через действия и речь означает, что движения и слова дают зеркальное отражение того, что происходит в нашем уме. Часто мы наблюдаем за жестами и языком тела других людей и определяем, что происходит внутри этого человека. Хотя мы не всегда можем быть абсолютно уверенными в своих предположениях, мы делаем это всё с некоторой степенью точности.
Наблюдение за жестами и языком тела: Мы можем делать то же самое с собой, изучая наши внутренние умственные и эмоциональные состояния, наблюдая за нашими собственными жестами и языком тела, нашими собственными действиями и речью.
Наблюдая за действиями и речью, одновременно наблюдайте за внутренним процессом ума.
Наблюдайте за процессом мышления внутри: наблюдая за нашими действиями и речью, чтобы понять наши внутренние состояния, мы также можем буквально наблюдать за процессом мышления внутри. Для медитатора йоги это означает
• Действуйте в настоящем моменте: Наблюдайте за четырьмя функциями разума в тот момент, когда они действуют.
• Независимо: наблюдайте за четырьмя функциями разума независимо друг от друга.
• Когда они взаимодействуют: Наблюдайте за четырьмя функциями разума, когда они взаимодействуют друг с другом.
Хотя это может занять некоторое время в обучении, это чрезвычайно плодотворно, когда практикуeтся постоянно некоторое время. Становится очень легко и естественно наблюдать за нашими действиями, речью и мыслями. Это приносит повышенное осознание и чувство внутреннего покоя.
Изучение Четырех спиц Разума
Манас
Манас, нижний ум: Манас — это нижний ум, посредством которого ум взаимодействует с внешним миром и получает чувственные впечатления и данные. У Манаса спрашивает и сомневается, что может вызвать большие трудности, если эта тенденция станет чрезмерной.
Манас — прямой руководитель чувств во внутренней фабрике.
Манас — управляющий чувствами: Манас подобен руководителю на фабрике жизни и направляет десять чувств, или индрий. Манас прекрасно справляется со своими задачами, но он не должен принимать решения на заводе. Это работа Буддхи. Если Буддхи омрачен, то у Манаса есть привычка продолжать задавать вопросы в поисках хорошего наставления. Затем он часто прислушивается к тому, кто громче всех говорит на фабрике, — это хотения, желания, страсти, влечения и отвращения, хранящиеся в банке памяти Читты.
Будьте внимательны к действиям и речи. Хороший способ развивать наблюдение Манаса — помнить о действиях и речи, а также о ваших чувствах обоняния, вкуса, зрения, осязания и слуха. Наблюдая за ними, вы видите, как именно Манас стоит за этими действиями и чувствами. Таким образом, Манас походит на руководителя рабочих на фабрике. Манас — не начальник, а руководитель, который дает прямые указания активным и когнитивным чувствам.
Читта
Читта — это банк памяти: Читта — это банк памяти, в котором хранятся впечатления и получений опыт, и хотя он может быть очень полезным, Читта также может вызывать трудности, если её функционирование не согласовано с другими.Читта является местом хранения бесчисленных скрытых впечатлений.
Координация Читты: Если Читта не скоординирована с другими функциями ума, тогда тысячи, миллионы или бесчисленные впечатления в этом простирающимся озере разума начинают шевелиться и возникать. Как будто эти многие скрытые впечатления, происходящие в жизни, конкурируют за внимание Манаса, чтобы осуществить свои желания во внешнем мире. В отсутствие ясного буддхи конкурирующие голоса Читты часто направляют Манас совершать действия в мире, которые действительно не так полезны.
Наблюдение Читты: Хороший способ развить наблюдение Читты — просто осознавать потоки мыслей, эмоций, образов и впечатлений, возникающих перед Манасом (на которых Манас может или не может действовать). Обратите внимание, как поток мыслей приходит откуда-то, а затем возвращается в то же самое место. Это место Читта.
Йога Сутры: В Йога Сутрах термин Йога определяется с включением слова Читта, как Йогас Читта Вритти Ниродхах (см. Йога Сутра 1.2). В Йога Сутрах слово читта употребляется много раз. Быстро просмотрев эти употребления, смысл читты становится понятнее.
Вот номера некоторых сутр, которые содержат слово читта: 1.2, 1.30, 1.33, 1.37, 3.9, 3.11, 3.12, 3.19, 3.35. 4.4, 4.5, 4.15, 4.16, 4.17, 4.18, 4.22, 4.23, 4.24, 4.26.
Ахамкара
Ахамкара — это «Я-ориентированность»: Ахамкара — это чувство «Я-ориентированности», индивидуальное Эго, которое чувствует себя особой, отдельной сущностью. Это придает индивидуальность нашему функционированию, но Ахамкара также создает наши чувства разлуки, боли и отчуждения.Ахамкара это сильная волна которая выражает «Я есть».
Ахамкара привлекает соучастников: Эта волна «Я-есть-ориентированности», называемая Ахамкарой, затем выстраивает себя или формирует партнерские отношения с данными или впечатлениями в Читте (заставляя их раскрашиваться — клишта), вперемешку с Манасом, который затем отвечает на желания, разыскиваемые этой «индивидуальностью». Между тем, Буддхи, глубокий аспект, который знает, решает и различает, остается затуманенным. Таким образом, сказано, что очищение (или безоблачное) буддхи является наиболее важной задачей на пути медитации и самореализации.
Наблюдение раскрашивания Ахамкары: Хороший способ развивать наблюдение Ахамкары — это осознавать тот факт, что восходящие мысли и эмоции часто окрашены либо влечением, либо отвращением. Притяжение или отвращение может быть сильным или настолько слабым, что оно будет еле заметным. Наблюдение слабых притяжений может быть понятнее в отношении тонкого различия окраски Ахамкары (сначала гораздо легче нейтрально наблюдать слабое).
Будхи
Буддхи — это высший разум: Буддхи — это высший аспект ума, дверь к внутренней мудрости. Само слово «буддхи» происходит от корня «будд», что означает «тот, кто проснулся». Буддхи обладает способностью решать, судить и создавать когнитивное умение распознания и различения. Он может определить более разумное из двух направлений действий, если он функционирует четко и если Манас примет его руководство.Буддхи культивируется как принимающий решения на фабрике жизни.
Буддхи должен принимать решения: На фабрике жизни мы хотим, чтобы Буддхи делал выбор для фабрики. В противном случае Манас получает свои инструкции от шаблонов привычек, хранящихся в Читте, которые окрашены Ахамкарой, Эго. Часто Буддхи омрачен всеми красками и впечатлениями в Читте. Таким образом, главная задача садханы, духовных практик, состоит в том, чтобы убрать туман затуманенного буддхи. Тогда, с чистой разборчивостью, можно улучшить выбор, который приведет к плодам духовных практик.
Глубина Буддхи: На более грубых или поверхностных уровнях жизни и медитации Буддхи используется как инструмент для различения, как было описано. Однако, когда мы достаточно глубоко погружаемся в медитацию, мы обнаруживаем, что это был самый тонкий аспект Буддхи, который впервые начал видеть разделение в себе и во вселенной. Другими словами, хотя Буддхи используется как инструмент для опыта погружения в медитации, это был Буддхи который разделил целую вселенную в первую очередь, видя разделение там, где существует единство. Найти отличия между Буддхи и чистым сознанием — это один из последних этапов медитативного путешествия.
Йога-сутры: Принцип работы Буддхи является одним из наиболее важных принципов и инструментов йоги, представленных в йога-сутрах. Сам термин Буддхи используется в Йога-сутре только пару раз, хотя Буддхи имеет отношение к различению, или вивека, и этот термин используется несколько раз. Изучив эти несколько сутр, вы поймете, как весь процесс основан на различении и Буддхи.
Сутры, использующие слово Буддхи: 4.21, 4.22.
Сутры, использующие слово вивека: 2.26, 2.28, 3.53, 4.26, 4.29.
Также будет полезно прочитать эти пять разделов: 2.26-2.29, 3.1-3.3, 3.4-3.6, 3.53-3.56, 4.22-4.26.
Два использования слова «Эго»
«Эго» используется двумя способами: Чтобы понять и эффективно использовать практику наблюдения Четырех функций разума (см. остальную часть этой статьи), важно отметить, что существует два разных способа использования слова «Эго». Для этого мы возьмем метафору двух домов.
«Эго» относится к декору или дому?
Два дома: Представьте себе два одинаковых дома, за исключением цвета и декора.
• Если нам нравится цвет окраски на доме и характер декора, мы говорим, что дом красивый.
• Если нам не нравится цвет окраски и характер декора, то мы говорим, что дом безобразен.
Оба одинаковые: Тем не менее, оба дома на самом деле одинаковые, за внешним видом окраски и декора.
Окраска и декор: На нашем обычном языке и в области современной психологии слово Эго обычно относится к нашей структуре личности. Таким образом, в метафоре нашего дома Эго психологии относится к краскам и декору, с меньшим вниманием к существованию самого дома.
Сам дом, лежащий в основе: В психологии Йоги слово Ахамкара означает Я-создатель и относится к мощной волне индивидуального существования, которая объявляет «Я есть!» Когда слово Ахамкара переводится на английский, мы используем слово Эго. Таким образом, в метафоре нашего дома психология Эго Йоги, или Ахамкара, относится к самому дому, а не к краскам и декору, которые считаются ложными отождествлениями.
Не просто семантика: Этот важный принцип не просто семантика. Когда большинство из нас слышат слово «эго», используемое для обозначения слова «ахамкара», мы автоматически по привычке проецируем неверное значение на слово «эго». Если мы слышим только слово Эго и никогда ранее не встречали слово Ахамкара, мы еще более ослеплены.
Оба использования слова являются действительными и полезными: Это не утверждение, что одно значение Эго правильно, а другое неправильно. Оба использования слова Эго правильны в своих сферах. Принцип Эго полезен в психологии, а принцип Ахамкары полезен в психологии Йоги. Также полезно использовать слово «эго» для ахамкары, если мы помним, как используется это слово.
(Значение этого неправильного использования Эго для Ахамкары объясняется в следующем разделе об очищении Буддхи.)
Изменить «Я хочу» на «Это хочет».
Кто это «хочет» или «не хочет»? Обычно мы говорим: «Я хочу того или другого» или «Я не хочу того или другого». Когда мы понимаем, как взаимодействуют четыре функции ума, мы начинаем понимать, что это не «Я» имеет влечение или отвращение. Это «я» похоже на декор дома. Это аспект фальшивой идентичности «Я», который делает то, что хочет. След памяти в читте, окрашенный влечением или отвращением — это тот, кто совершает желания. Таким образом, мы можем сказать: «Это хочет того или другого» или «Это не хочет того или этого». Это сам шаблон мышления хочет или не хочет, а не я. Этот сдвиг чрезвычайно полезен для наблюдения шаблона мышления, так что цвета привязанностей и отвращений могут быть ослаблены.
Измените свой внутренний диалог с «Я хочу» на ''Это хочет".
Когда любовь или нелюбовь возникает из озера ума, мы можем сказать или подумать слова как «Я хочу того или этого» или «Мне не нравится то или это». Тем не менее:
Это не «Я» кто хочет того или этого.
Но «Это» является тем, что хочет того или другого.
Йога объясняет, что причина неполучения опыта самореализации, является то, что чистое сознание отождествляет себя с глубокими шаблонами мышления (Вритти) поля ума (Читта, Йога Сутры 1.2-1.4).
Проблема в том, что «Я» отождествляет себя с Вритти (шаблонами мышления) и каждый из них «Это», что не является тем кто «Я» есть.
Увидеть что такое Вритти (не «Я»), которые раскрашены влечением, отвращением и страхом — решающий шаг на пути Самореализации. Наиболее легкие, простые пути начать исправлять эти несоответствия, это:
Перестать говорить: «Я» хочу,
Начать говорить «Это» хочет.
Мы определенно ответственны за эти много индивидуалистичные мысли и их результирующие речь и действия, но эти мыли не «Кто я есть». В прогрессе медитации, раскрашивания влечений и отвращений постепенно отступают, как только реальное «Я», истинная сущность, яснее проявляется.
Очищение буддхи — самая важная задача
Как воспоминания в Читте: В психологии йоги окраска и декор похожи на все впечатления или воспоминания, хранимые в Читте (в метафоре дома выше).
Ахамкара совершает ошибку: Ахамкара (буквально «Я-создатель») совершает своего рода ошибку, связывая или отождествляя себя с некоторыми из этих впечатлений в Читте. (На более глубоком уровне это «Я» совершает эту ошибку, как описано в Йога-сутре 1.4.)
Ассоциация между Ахамкарой и воспоминаниями в Читте — это коренная проблема.
Ассоциация это проблема: Эта ассоциация между Ахамкарой (Эго в науке йоги) и данными в Читте, в свою очередь, способствует проявлению видимой индивидуальной личности (Эго в психологии). В этой ассоциации впечатления в Читте «раскрашены» (klishta / 5 раскрасок) Ахамкарой с влечениями и отвращениями. Эти раскрашенные впечатления конкурируют за внимание. В отсутствие ясного выбора Буддхи (знает, решает, судит, различает), раскрашенные впечатления заставляют Манас (сенсорно-моторный разум) совершать действия исключительно по привычке.
Причина наших страданий: Вся причина наших душевных и эмоциональных страданий заключается в ложном отождествлении между Ахамкарой и данными, которые хранятся в Читте. (В конечном счете на более глубоком уровне происходит ложное самоотождествление себя с четырьмя функциями Разума). Наблюдая за четырьмя функциями разума, пока они функционируют, мы все чаще видим это ошибочное отождествление, что ведет к свободе.
Буддхи становится наблюдателем этого ошибочного отождествления: Эта функция ума, называемая Буддхи, которая опять же, знает, рассуждает, выносит решения и различает. Другими словами, Буддхи — это та часть, которая ясно видит ситуацию. В конце концов, Собственная Сущность или Атман рассматривается как наблюдатель всех четырех функций разума, включая самого Буддхи.
Очищение Буддхи самая важная цель: Как приходит эта ясность? Это происходит путем удаления облаков духовного невежества (авидьи), которые блокируют мудрость Буддхи. Таким образом, наиболее важной целью всех практик является очищение Буддхи.
Убивать или дружить с эго
Учитесь быть друзьями: Во многих системах психологического или духовного роста есть предположение, что нужно «убить эго». В свете двух описаний эго, приведенных выше, и процесса очищения буддхи, работа с эго осуществляется совершенно по-другому. Вместо того, чтобы убивать эго, это больше похоже на дружбу с эго.Эго нужно тренировать: Помните, эго, как Ахамкара, является «Я-создателем», которое позволяет нам существовать как личности. Проблема, как описано выше, заключается в том, что эго по ошибке принимает ложные отождествления. Это не значит, что эго как-то плохо, и должно быть наказано смертным приговором. Скорее, его нужно тренировать вместе с другими четырьмя функциями ума, в частности, с Манасом.
Освобождение ассоциаций: Если вообще существует смерть, это больше похоже на освобождение ассоциаций, созданных между воспоминаниями, хранящимися в Читте, и Я-Ахамкарой. Эта ассоциация представляет собой процесс окрашивания, известный как клишта, в отличие от процесса неокрашивания, известного как аклишта.
Ахамкара становится сильнее: Эта «смерть» ассоциаций не означает смерть Ахамкары. На самом деле Ахамкара становится сильнее. Люди, практикующие йогу, часто говорят о пробуждении кундалини, которое является излиянием кундалини шакти, причем шакти является первоначальной духовной энергией. Тем не менее, существует форма шакти, которая предшествует кундалини шакти, и это санкальпа шакти, которая является шакти решимости. Это то твердое обязательство в духовном путешествии, которое говорит: «Я могу сделать это! Я сделаю это! Я должен сделать это!» Это не что иное, как положительное применение силы Ахамкары или эго. Это не отрицательная вещь, которая должна умереть. Скорее, это позитивный, важный инструмент, который необходимо обучать, развивать и использовать во внутреннем путешествии.
Эта ошибочное отождествление и процесс неокрашивания являются основополагающим принципом йоги и ядром практик, описанных в первых нескольких сутрах Йога Сутр (1.1-1.4).
Три свободы
Есть три свободы, которые последовательно приходят через это очищение или ясность Буддхи:
• Действия: во-первых, это свобода от рабства действий. По мере того, как Ахамкара и Читта становятся менее связанными с помощью таких окрашиваний, как привязанность и отвращение (клеша), появляется большая свобода действий.
• Мысли: во-вторых, свобода от рабства мыслей. Степень окрашивания еще больше уменьшается в результате процесса неокрашивания Буддхи.
• Невежество: Третье — это свобода от рабства невежества (авидья). На этом последнем этапе Буддхи стал настолько ясным, что он способен видеть весь процесс ложного отождествления.
Выходя за пределы разума
Ум направляет, влияет и уходит наружу:
Крайне важно, чтобы каждый осознал факты, как:
• Контроль над разумом: Это разум, который непосредственно контролирует чувства, дыхание и тело.
• Разум направлен наружу: Именно разум воздействует на чувства и заставляет их выходить во внешний мир.
• Желания разума: Это ум, который хочет воспринимать мир через чувства, а затем концептуализировать и классифицировать эти чувственные восприятия.
Все дело в тренировке ума: Все садханы (духовные практики), техники и дисциплины на самом деле являются средствами для тренировки ума (всех четырех функций ума).
Тренируйте ум выходить за пределы самого себя: Самая важная часть обучения — это осознание того, что Реальность лежит за пределами себя, и что эта Реальность является вечным аспектом Я или Души.
Ум — это лучший инструмент: Ум — это лучший инструмент, которым мы обладаем. Если это правильно понять, ум может помочь в наших духовных практиках (садхана). Однако ум должен быть хорошо упорядоченным и дисциплинированным. В противном случае ум может отвлечь и рассеять все наши возможности.
Уровни сознания: Четыре функции разума действуют на разных уровнях сознания. В бодрствующем состоянии сознания действуют все четверо. В состоянии сновидения все четверо действуют. В состоянии глубокого сна четыре функции становятся менее активными, как будто они частично уходят обратно в скрытую часть ума, читту, из которой вся деятельность возникает в состояниях сна и бодрствования.
Испытайте истину за пределами четырех функций: необходимо научиться наблюдать, понимать и тренировать функции ума на различных уровнях сознания. Затем, в конце концов, можно ощутить ту Истину, которая находится за пределами всех функций ума и за пределами уровней бодрствования, сновидений и глубокого сна.
4 комментария