24 июля 2021, 11:58
Внутреннее и внешнее
Возможно, кому нибудь покажется интересным.
Большинство эзотерических школ утверждают тождественность внутреннего и внешнего. И вроде бы это верно. Любые сигналы от органов восприятия (зрения, слуха и пр) в конечном итоге осознаются как образы и накапливаются в памяти.
Но вот любопытный факт!
Если вы воспринимаете объект (видите яблоко), то вы тратите намного меньше усилий, нежели в том случае, если вы это же яблоко вспоминаете. И тем более, если вы, например, решите создать вместо образа зелёного яблока, например, синее. Казалось бы, в чем разница? И сам образ яблока в памяти, и образ синего цвета… А меж тем.
Восприятие менее энергозатратно. И это отличие нами легко распознаётся и становится основой деления на внешнее и внутреннее…
Большинство эзотерических школ утверждают тождественность внутреннего и внешнего. И вроде бы это верно. Любые сигналы от органов восприятия (зрения, слуха и пр) в конечном итоге осознаются как образы и накапливаются в памяти.
Но вот любопытный факт!
Если вы воспринимаете объект (видите яблоко), то вы тратите намного меньше усилий, нежели в том случае, если вы это же яблоко вспоминаете. И тем более, если вы, например, решите создать вместо образа зелёного яблока, например, синее. Казалось бы, в чем разница? И сам образ яблока в памяти, и образ синего цвета… А меж тем.
Восприятие менее энергозатратно. И это отличие нами легко распознаётся и становится основой деления на внешнее и внутреннее…
15 комментариев
Воспроизведение всех этих образов без опоры на реальный объект — уже намного более сложная задача.
Я даже где то встречал описание, что у мужика во сне была вторая жизнь. Другая семья, работа… Возможно, вымысел. Не знаю.
Но опять же, пробуждение всегда отделяет сон от реальности, каким бы ярким и насыщенным он не был. Есть ещё один критерий. Реальность имеет историю, предыдущие фрагменты мы храним в памяти. Сны более отрывочны. Хотя у меня случались сны с продолжением, то есть я во сне вспоминал не период бодрствования, а именно предыдущий сон. Но это тоже все не было достаточно четко и связно.
Поэтому сны я бы всё-таки отнес к спонтанной генерации образов умом.
Возможно, специалисты по осо0анным сновидения со мной не согласятся, я этой темой не владею, мой опыт весьма скуден.
В точку.
Всё именно так.
Легкость восприятия внешнего — отличный стимул все делить на внешнее и внутренне:))
Есть ещё один нюанс — внешнее мы можем выбирать в каких-то пределах, а «внутреннее» возникает как-бы само по себе, и нужны усилия чтобы этот произвол просто заметить.
Поэтому школы «простой практики» являются более безусильными…
Ведь в принципе совершенно неважно какой мы объект внимаем, внутренний или внешний… Важно непрерывность и не отвлеченность внимания.
Все эти «красные и зеленые хумы» — чисто воображение.
И реакция.
Например если представить, что ты варишь свою руку в кастрюле с кипящей водой -то через 5 минут температура руки увеличивается досточно ощутимо…
Тему фиксации внимания на образе, я здесь не затрагивал, предполагал к ней вернуться чуть позже.
Лично мне представляется, что фиксация внимания на внешних объектах проще, чем на внутренних, особенно если внешний обект задействует несколько модальностей. Просто в этом случае неустойчивость внимания реализуется через переключения с модальности на модальность и наблюдатель ставит себе + за то, что он наблюдал тот же объект, хотя по факту его внимание скакали от образа к образу.
Обширная и интересная тема…
Если достаточно долго визуализировать некий объект, то энергозатраты уменьшаются…
А потом их и нет…
Если таковой объект держится фоном, на лице которого возникает вся остальная изменчивая реальность, то наоборот, ты чувствуешь, как твоя энергия расходуется на реальность.
Внимание просто натренеровано. В детстве мы не могли собрать внимание даже в простейшие фигуры.
— «Смотри вот лисичка — ушки, хвостик..»
— «Какие нах ушки! что за хвостик! здесть только тёмное пятно!!! Оно такое забавное !»
Но, возможно, мы о разном…
Это как раз вот тот самый эффект, когда «опора внимания сливается с внимающим».
На этом и основаны все визуализации божеств… Типа слился и стал божеством:) Ну на «продвинутых стадиях» это та её стратегия…
Но в школах простого видения, или элементах методик отдельных, используют простые объекты и методы не слияния!
Ну в чань, как я писал, это Хуа То…
Слияние субъекта с объектом недопустимо.
А воображаемая простая опора внимания хороша тем, что она всегда с тобой… А при относительно долгом «ношении» не вызывает трудности и потери энергии… Когда уже есть не отвлеченность…
Если взять объект внешнего мира, то ты не сможешь постоянно сидеть рядом с ним…
Поэтому «унесешь его образ» не желая отвлекаться… И это равносильно воображаемой опоре внимания.
Но есть небольшая разница слипания субъекта и объекта в случае визуализации и в случае реального объекта…
Но все кроме объекта переставало существовать.
Были моменты когда вообще все переставало существовать, но когда я всплывал из однородности, возвращал внимание на объект.
Что касается разницы в компании визуализируемого и реального… Не скажу.
А вот визуализируемый может начать восприниматься как реальный, причем может начать самостоятельно действовать вне твоей воли. Ложь порождает истину. Это мне знакомо.
Опять же, не уверен, что мы об одном и том же…
нет отдельно внешнего и внутреннего пространства, как может показаться.
есть иллюзия что это как бы два разных места, и ум обращается то во вне то внутрь.
— поэтому и учения говорят о «тождественности».
а феномены действительно разные по своим характеристикам.
То есть…
Кстати «блаженство» исчезает на четвертой дхьяне.
Поэтому сат-чит-ананда — всего лишь конструкция субъекта.
ничего кроме этого не теряется.
такова наша природа — мы едим, ходим, спим, исследуем границы своего сознания…