8 августа 2021, 21:50

Майя, авидья и ложное я

Ма́йя (санскр. माया, IAST: māyā, букв. «иллюзия», «видимость») — понятие в индийской философии, особая сила, или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений[1].
… Человек из-за своего неведения (авидья) строит в уме ложное представление о существующем мире, такое представление о мире является майей. 

Ави́дья (санскр. अविद्या, IAST: avidyā, букв. «отсутствие знания», «неведение») — в индийской философии — незнание или «исходная омрачённость сознания», являющаяся корневой причиной «неподлинного восприятия мира» и противодействующая «постижению сущности бытия»[1].

Наш мир состоит из форм и явлений, которые, как правило, имеют явные границы в пространстве или во времени: облако в небе, камень в земле, крик в воздухе или волна аромата цветущей сирени… Такие границы уже намекают на «отдельность» вещей или объектов, окружающих нас. Но кого волнует какое-то дерево в лесу? Никого. Но до тех пор, пока не появляется тот, для которого это дерево становится «моим». " Мое" — это другой тип границ, которые пролегают не по материальному миру, а по психическому. И проводит их воспринимающий окружающие объекты субъект (я-идея или «ложное я»), делящий мир по новым принципам: на «свой-чужой». Такое разделение становится для самого субъекта восприятия проблемой. Он оказывается в сетях ложных взглядов или неведения не только относительно «внешних» объектов как самосуществующих, но и «себя» как еще одного такого же отдельного и тленного существа, заключенного в форму тела и познающего этот разбитый на фрагменты мир с помощью своих органов чувств и ума, интерпретирующего первичные ощущения. Физические и психические границы переплетаются и накладываются друг на друга, что окончательно запутывает человека.

Следствием такого отношения к миру множественности являются страдания, обусловленные страхом как за свое существование, так и за судьбу всего, что дорого и формирует круг «я». В итоге человек пестует и преумножает свое, относясь в зависимости от обстоятельств с равнодушием или ревностью к чужому. И изменить такое отношение к миру, укоренившееся с рождения в подсознании и проявляющееся в виде условных рефлексов и привычек, накрепко сросшихся
с бессознательными реакциями тела на боль, приятное или неприятное, становится очень и очень трудно.

Почему так устроен мир, окутывающий человека пеленой иллюзии, можно только гадать. Возможно для того, чтобы дать шанс жизни цвести и развиваться в бесконечном круговороте рождений и смертей, дающих все новые и причудливые формы и явления.

Ведь если представить себе землю, населенную существами, пребывающими в безусильном бытии, для которых все самосовершенно и на своем месте и которым ничего делать не хочется, потому что лень, то… это была бы не земля, а венера или марс — когда-то цветущие планеты, а теперь безжизненные пустыни, смывающие со своей поверхности уже такие призрачные следы просветленного прошлого :(
  • нет
  • +10

76 комментариев

OHA
— гЛЮк… (только любовь… могла такое устроить… )
Sergeys
Любовь… Так выглядит единое
Vit7
пребывающими в безусильном бытии
Это типа… колбаса растет на деревьях и текут молочные реки?
Sergeys
И это тоже… Все, что есть — самосовершенно :)
Sergeys
Вималакирти говорил:

Устранение фокусировки на обыденном убивает в тебе демонов, очищает восприятие, избавляет от обид, хранит от бед, снимает оковы, отключает систему свой-чужой, прощает долги, успокаивает, дарит радость, сохраняет в безмятежности и спасает от всех бед. Из своей каждодневной жизни при этом устраняться не обязательно.

Любое представление о Пути — это твоё заблуждение и проклятье, воздерживайся от него всеми силами. От чего конкретно воздержаться — от представления как о субъекте, так и объекте, то есть различения свой-чужой благодаря практике беспристрастности. Что такое беспристрастность? Сворачивание всех антагонистов, типа эго и нирваны, на основании обоюдной пустотности. Почему твержу про пустотность? Потому, что всё это только имена, и ничего более за ними не стоит. Когда всё свернешь воедино, то освободишься от всех заболеваний, кроме самой идеи пустоты, которая также иллюзорна, и подлежит растворению.

Не погрузившись в океан, никогда не найдёшь бесценного жемчуга. Точно так же, не нырнув в океан относительных знаний, никогда не отыщешь драгоценное всезнание. Тот, кто прочувствовал острый дискомфорт умственного, эмоционального и телесного напряжения, отшатнулся от него, в точности занял неактивную позицию и теперь испытывает великое блаженство — он уже не способен к дальнейшему продвижению к Просветлению

Коли уж ты заболел… не держись за свой ум и не отпускай его: отпустишь — безумство, вцепился — неуверенность, так что избегай обоих. Погружённый в пространство рождения-смерти, не давай ему в себя проникать, а пребывая в блаженстве, не беги от страдания. То, что за пределами чистоты и загрязнений, и есть твоя практика. То, что ни мирское и ни святое, являет собой твоё развитие. Хоть и не демон, но спускаешься в ад — таково твоё поведение. Ищешь всезнания, но не чокнутый профессор — таково твоё движение. Исследуешь астрал, но не уходишь в чистый Свет — такова твоя практика. Помогаешь всем живым, но не привязался — таково отношение. Не впадаешь в истерики, но не зациклился на пустоте ума. Проходишь через три мира, но не порождаешь идей.

Как избежать любви к рождению и страха к смерти? — Черпай силу в достижениях Победителя. — Как? — Освобождай все живые существа. — А как их освобождать? — Устраняй стереотипы, снимай неврозы. — Каким образом? — Поддерживай полное внимание. — Как его поддерживать? — Внимательно оберегай нерождённое и неумирающее. — Что есть нерождённое и что есть неумирающее? — Нерождённое есть зло, которое не возникает, а неумирающее есть добро, которое не кончается. — Откуда возникают добро и зло? — Из тела. — Откуда возникает тело? — Из желания. — Откуда возникает желание? — Из выдуманных отличий «свой-чужой». — Откуда берутся выдуманные отличия? — Из искажённого непрямого мышления. — Откуда возникает искажённое мышление? — Из непостоянства. — Откуда берется непостоянство? — Непостоянство ниоткуда не берется, Манджушри, это из него берутся все вещи.
Prostovv
Слишком много домыслов. Надо возвращаться в прямой опыт. Ментал плохой учитель.
Sergeys
Надо возвращаться в прямой опыт

А зачем из него уходить?.
Prostovv
Ну так и не надо )
А по тексту видно что есть соблазн.
kirienko
Всё что нужно это признать очевидность — ты есть Брахман
Sofa
Осталось брахману это признать.
kirienko
тебе.
Sofa
Не.У меня нет таких полномочий, не вынесу такой ноши.Передаю первенство Брахману.
kirienko
ожидайте. вы записаны в очередь :)
Sofa
Сомневаюсь, что Брахман про меня знает (.Не беда!.. Зато мы про него наслышаны)).
Prostovv
Кстати, да
Любые движения из себя не релевантны
Prostovv
Во слово то какое пришло ))
Sofa
Вот что сознание как объект делает!)
Prostovv
Бесконечный объект как говорит Котище
kirienko
когда говорят, что я ложное то подразумевают что есть есть я истинное. это бред
Sergeys
А почему — бред? Истинное я — это чистый ум, не обусловленный приаязанностями к миру, воспринимающий то, что есть без омрачений: эгоизма, гнева, ненависти, влечения, неприязни…
kirienko
ну так зачем чистый ум называть истинным я? проще и понятнее о уме говорить «ум» — вот так как ты написал
Sergeys
Такой термин как истинное я или Я, наряду с я и ложным я, часто употребляют. Вот я и использовал его. Другой вопрос, что редко расшифровывают, что это такое. Возникает путаница. Люди говорят об одном и том же, но сыпят разными понятиями и словами. Поди разберись. Еще духовная сущность, истинная сущность, природа ума, сознание даже. Главное — безличное чистое восприятие. Без разделения на мое и не мое. Или, как иногда говорят, без пары субъект-объект. Недвойственное, одним словом.
Prostovv
Без пары субъект-объект не будет никакого воприятия
kirienko
почему?
Prostovv
Эээ
Подумай )))
Просто не тупи и поймешь
kirienko
не могу. нужна помощь зала )
Prostovv
Что ты называешь восприятием?
kirienko
Ну если о названии говорить то тут всё однозначно.
Восприятие — это процесс переноса информации с одного объекта на другой.
При этом принимающий объект называется субъектом.
Prostovv
Во первых, ты уже в определил так, что без разделения единого на субъект и объект не обойтись, согласен? Тогда в чем вопрос?

Во вторых, придерусь к определению. Субъект — тот кто переносит, а не другой объект. Другой объект — это условный субъект, номинальный как говорит Дракон.
В самом процессе восприятия есть воспринимаемое и воспринимающее, то есть субъект и объект. До разделения восприятие не происходит. Но вот это неразделимое, оно не исчезает в процессе восприятия, это сущность, она остается собой и с ней ничего не происходит.
Как волна не затрагивает воду, форма не затрагивает сущность.
kirienko
так это мы так называем то, что происходит. наш язык так устроен, что при описании мы используем разделение на объект и субъект
так ли это на самом деле вне описания?
Sofa
Что бы что то увидеть, это что то должно находиться на расстоянии от «тебя».Вот это условное расстояние между условным тобой(субъектом) и условным «чем то»(объектом) и назвали восприятие.
Без разделения на субъект -объект видимостей (воспринимаемостей) не будет.
Sofa
Поэтому и говорят, что «ты» не можешь быть тем, что воспринимается, осознаётся.
Sofa
«ты» активное начало Сознания, которое активируется при движении сознания и появлении воспринимаемостей/видимостей/чувствительности.
Sofa
А «истинный Ты»до, прежде активации Сознания.
kirienko
это всё мне известно. так мы описываем то, что происходит. так ли это вне описания?
Sofa
Если известно, то почему не понял, что без разделения на субъект-объект восприятия не будет?
Sofa
Вне описания ты так же не путаешь себя с яблоком например, значит условное разделение присутствует.
Sofa
Чувство себя(я) всегда одинаковое, а воспринимаемости меняются.
kirienko
Вне описания ты так же не путаешь себя с яблоком например, значит условное разделение присутствует.
этот себя это объект, которого Вадим как раз и предлагает осознать как объект вместо субъекта.
да мы различаем объекты. но что делает одного их них субъектом?
когда ты говоришь «ты так же не путаешь себя с яблоком » ты же не о субъекте говоришь? разве можно различить субъект?
Sofa
Субъектом его делает неизменное, недвижимое в бодрствовании чувство себя, я есть.Я есть это самосознание не человека, а бога.А так как Самосознание не может быть само по себе, то оно идентифицируется(отождествляется)с телом.
Sofa
Вот это неизменное, недвижимое Я-есть и постоянно меняющиеся феномены и создают «я».
kirienko
я понимаю. все эти сказки мне тоже знакомы. как в опыте ты отличаешь субъект восприятия от объекта? как стол отличить от стола я знаю
а как субъект восприятия от объекта ты отличаешь?
Sofa
Я и есть то, что есть субъект.
kirienko
это и ежу понятно :) как ты узнала, что ты субъект а не объект? для этого нужно заранее знать, что в процессе восприятия есть субъект и объект
то есть ты уже заранее решила, что прям сейчас, когда ты это читаешь, происходит восприятия и что прям сейчас есть субъект и объект. действительно происходит восприятия? действительно есть субъект и объект? возможно это всё придумал левый чувак чтобы тебя запутать
где в опыте восприятие и где субъект? ведь чтобы его найти его нужно отличить от объектов? попробуй прям сейчас
Diego
как ты узнала, что ты субъект а не объект?
«Я» и «субъект» это синонимы.
Sofa
Объекты это видимое, Я-тот кто видит, но сам никогда не становится видимым объектом).
Sofa
Я прозрачная неведимка))
Prostovv
Я и есть то, что есть субъект.

Вот это точнее. Причем и объекты и субъект ссразу. Обрати внимание на слово «есть», оно тут значимое
Sofa
Субъект и есть ты.Как ты отличаешь себя от телевизора?
Diego
не разделение, а различение.
разделение — это когда есть идея о том, что яблоко существует отдельно от восприятия, независимо от него.
есть яблоко и есть восприятие, и существования яблока не зависит от наличия восприятия.
то есть игнорируется то что это яблоко, которое рассматривается, это феномен в восприятии (в сознании).
Sergeys
В различении есть разделение… Есть некоторая путаница в использовании понятий субъект и объект. Обычно так называют материальные вещи, имеющие границы в пространстве и времени. Но в данном случае мы говорим о процессе восприятия, где также возникает эта пара. Ситуацию усугубляет еще и то, что данные уровни: материальный и психический — пересекаются. Возвращаясь к восприятию, не стоит забывать, что в нем есть еще и третий: само восприятие. Воспринимаемое-объект, воспринимающее-субъект и восприятие-результат взаимодействия субъекта и объекта восприятия. И именно этот третий и остается, когда первые два исчезают.
Diego
СУБЪЕКТ (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе, от sub — под и jacio — бросаю, кладу основание)

То есть Субъект, это то что лежит в основе опыта, в основе восприятия, сознания.
То за счет чего обеспечивается непрерывность и целостность любого опыта.
Diego
Субъект это то что является основой сознания, а объект — это то что осознается, находится в сознании.
Sergeys
Субъект с большой буквы. Истинно воспринимающий. Истинное Я. Лик до моего рождения. Один, с которого и начинается счет…
Diego
Лик «до рождения» — это Брахман, и он «до воспринимающего».
«Рождение» начинается с момента появления воспринимающего субъекта, и соответственно с появление опыта.
До появления воспринимающего это Абсолютный Субъект, Брахман, Абсолют.
Prostovv
И после рождения он никуда не девается )
Sofa
Это

в нем есть еще и третий: само восприятие. Воспринимаемое-объект, воспринимающее-субъект и восприятие-результат взаимодействия субъекта и объекта восприятия
и это
именно этот третий и остается, когда первые два исчезают.
противоречат друг другу.Как третий остаётся, если он результат взаимодействия первых двух?)
Prostovv
Да, фигня какая то ))
Sergeys
Никакого противоречия: третий есть всегда. А эти два — иллюзия, результат отождествления.
Prostovv
Это не третий, это не2 ))
Ну такая терминология устоявшаяся )
Sergeys
Он… Не обидится :)
Sofa
Третий вообще-то самосознание, блудный сын активного начала(Шива) и пассивного начала(Шахти).
Sofa
Все три начала неразрывны, они Одно.
Prostovv
В каком смысле «неразрывны»?
Sofa
По отдельности не бывают.Нет мира без тела и самосознания, нет самосознания без тела и мира, нет тела без мира и самосознания.
Это ж азы!)Триединство.
Prostovv
Прикольная у тебя троица )
Sofa
Почему это у меня? Принцип триединства проявлен во всём: игра трёх гун)
Sofa
Три состояния воды,3 аспекта сознания…
Diego
Ухогорлонос.
Триединство :))
Prostovv
Самосознание — блудный сын только когда оно самопроверяется как отдельная сущность.
Prostovv
А эти два — иллюзия, результат отождествления.

Вот сейчас мимо пуля прошла!
Какого еще отождествления? Кого с кем?
Отождествление только в сознании, где сознание принимает объект за субъект.
А мы говорим о первичном субъекте, бещ которого невозможна любая дифференциация единосущного.
Prostovv
Опять крутые слова лезут, пипец ))
kirienko
Все эти разговоры о истинном Я с большой буквы, которое не маленькое я с маленькой буквы.
Всё это тупой перевод с английского self — самость.
и всё это ужасно запутывает. в конце-концов использование этого SELF и self оказалось контпродуктивно