6 октября 2021, 11:50

Нирвана

Немного буддизма.

***
Посвящается сыну Шуддходаны, индийскому царевичу, без которого и не узнал бы, что я просто скиталец…

Буддистом можно назвать того, кто признает следующие четыре истины:

Все составное непостоянно.
Все эмоции — страдание.
Все вещи не имеют независимого бытия.
Нирвана — вне представлений.

Нирвану и в самом деле можно понимать как радостное состояние, потому что свобода от заблуждения и неведения, счастья и несчастья – это блаженство.

Вы ощущаете огромное облегчение, когда пробуждаетесь от страшного сна, но подлинным блаженством было бы, если бы этот кошмар вам никогда и не снился. В этом смысле блаженство – не то же самое, что счастье. Сиддхартха обращал особое внимание своих слушателей на тщетность поисков покоя и счастья в этом мире или в загробном, если они искренне хотят освободиться от сансары.

Другие не могли видеть реальность так, как он: подобно
взрослому, понимающему, что огненное кольцо в ночи – лишь
иллюзия, собрание частей, лишённых собственной сущности. Но словно добрый отец, без надменности и покровительственного отношения к тем, кто этой иллюзией заворожён, он видел, что в этом круговороте нет ни плохого, ни хорошего, нет вины и нет обвиняемых, – и это давало ему возможность чувствовать одно лишь великое сострадание.

Если смотреть на происходящее с обычной, обывательской точки зрения, просветлённые существа действительно могут казаться безумными, потому что они не торгуются, не соблазняются материальными благами, не скучают, не ищут острых ощущений, не боятся «потерять лицо», не подлаживаются под правила этикета, никогда не лицемерят в целях личной выгоды, не стараются произвести впечатление на людей и не прибегают ради этого к своим талантам и способностям. Однако если что-то способно будет принести пользу другим, то эти люди сделают всё необходимое: от безупречного соблюдения хороших манер за
столом до умелого руководства крупнейшей компанией.

Для Сиддхартхи состояние конечного упокоения, небеса это или нирвана, – вовсе не какое-то место или удел: это избавление от смирительной рубашки заблуждения. Если вы всё же потребуете,
чтобы вам указали физическое место, то им может оказаться
именно то место, где вы сидите сейчас.
Счастье не было целью Сиддхартхи. Его путь в конечном счёте ведёт не к «счастью» в нашем понимании этого слова. Это прямая дорога к свободе от страдания, свободе от иллюзии и заблуждения. Так что нирвана – это не счастье и не несчастье.
Она выходит за пределы любых двойственных понятий, подобных этим. Нирвана – это покой.

Возможно, вам покажется, что это парадокс. Будда противоречит сам себе, когда утверждает, что его самого не существует, что всё – пустота, а потом учит нравственности и спасению. Однако такие методы необходимы, чтобы не напугать людей, которые не
готовы понять пустоту. Они успокаиваются и подготавливаются к настоящим учениям. Это всё равно что сказать: «Да, здесь змея!» – и выбросить галстук в окно. Эти бесчисленные методы представляют собой часть пути. Однако и сам путь следует в итоге оставить, как вы оставляете лодку, когда переправились на другой берег. Прибыв на место, вы должны высадиться на берег.
В момент полного пробуждения вам нужно будет оставить
буддизм. Духовный путь – это временное решение, плацебо или успокоительное средство, которое принимают, пока не поймут
пустоту.

Сиддхартха настойчиво повторял, что не может мановением руки устранить страдания других людей. Его собственное освобождение тоже не было даровано или пожаловано, как некая награда. Единственное, что мог сделать Сиддхартха, — это на основе собственного опыта объяснить, что никакого страдания нет, то есть зажечь для нас свет.

Чтобы увидеть вещи как совокупности, состоящие из множества составных частей и объединенные скрытыми причинами и условиями, достаточно желания и соответствующей подготовки. Профессионалы видят больше, чем видим мы. Они видят, как была расположена камера, какие применялись линзы и осветительные приборы, как с помощью компьютерной анимации создавалась картина толпы и все прочие кинематографические приемы, о которых зрители и не подозревают, а потому для специалистов покров иллюзии прозрачен. Тем не менее, смотря кино, они также могут получать от этого огромное удовольствие.
Таков пример «трансцендентального юмора» Сиддхартхи.

Единственная цель учения Сиддхартхи — помочь таким трусам, как мы, понять, что наши страдание и безумие коренятся в иллюзиях.

Кхьенце Дзонгар «Отчего вы не буддист»
(2):  Vit7, OHA

0 комментариев