7 минут назад

Олег
@Gross_Kino
Онлайн
10 июля 2025, 15:23
За меньшинство и изменения
9 июля 2025, 01:25
Немного о джханах, правильном сосредоточении/8-м шаге пути
Правильное сосредоточение
***
Правильное сосредоточение (самма-самадхи) – это медитативная практика сосредоточения (самадхи). Практикующий настраивает ум на один единственный объект или феномен, пока не достигает полного сосредоточения и состояния медитативной поглощённости – джханы. В традиции Тхеравады есть несколько техник достижения такого состояния. Самой известной считается внимательность к дыханию (анапанасати). Самадхи должно подавить пять помех (ниваран), чтобы ум вошёл в состояние джханы. Джхана является мощным инструментом для прямого познания истинной природы феноменов и развития высшей мудрости, которая сможет уничтожить корни загрязнений ума, и, таким образом, привести к самопробуждению. В Каноне об этом говорится так:
«И что такое, монахи, Правильное Сосредоточение? Вот монах, в достаточной мере оставивший чувственные удовольствия, оставивший неумелые качества – входит и пребывает в первой джхане: восторг и счастье, рождённые [этим] оставлением сопровождаются направлением ума [на объект медитации] и удержанием ума [на этом объекте]. С успокоением направления и удержания ума, он входит и пребывает во второй джхане: [его наполняют] восторг и счастье, рождённые сосредоточением, и единение ума, который свободен от направления и удержания – [он пребывает] во внутренней устойчивости. С успокоением восторга он становится невозмутимым, осознанный и бдительный, и ощущает счастье. Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: «Непоколебимый и осознанный, он пребывает в состоянии радости». С успокоением счастья и страдательности – вместе с более ранним исчезновением восторга и беспокойства – он входит и пребывает в четвёртой джхане: в чистейшей невозмутимости и осознанности, в ни-удовольствии-ни-боли. Это, монахи, называется правильным сосредоточением».
Опять же, согласно Канону, правильное сосредоточение зависит от развития предшествующих факторов Благородного Восьмеричного Пути:
«Благословенный сказал: «И что такое,
Читать дальше →
***
Правильное сосредоточение (самма-самадхи) – это медитативная практика сосредоточения (самадхи). Практикующий настраивает ум на один единственный объект или феномен, пока не достигает полного сосредоточения и состояния медитативной поглощённости – джханы. В традиции Тхеравады есть несколько техник достижения такого состояния. Самой известной считается внимательность к дыханию (анапанасати). Самадхи должно подавить пять помех (ниваран), чтобы ум вошёл в состояние джханы. Джхана является мощным инструментом для прямого познания истинной природы феноменов и развития высшей мудрости, которая сможет уничтожить корни загрязнений ума, и, таким образом, привести к самопробуждению. В Каноне об этом говорится так:
«И что такое, монахи, Правильное Сосредоточение? Вот монах, в достаточной мере оставивший чувственные удовольствия, оставивший неумелые качества – входит и пребывает в первой джхане: восторг и счастье, рождённые [этим] оставлением сопровождаются направлением ума [на объект медитации] и удержанием ума [на этом объекте]. С успокоением направления и удержания ума, он входит и пребывает во второй джхане: [его наполняют] восторг и счастье, рождённые сосредоточением, и единение ума, который свободен от направления и удержания – [он пребывает] во внутренней устойчивости. С успокоением восторга он становится невозмутимым, осознанный и бдительный, и ощущает счастье. Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: «Непоколебимый и осознанный, он пребывает в состоянии радости». С успокоением счастья и страдательности – вместе с более ранним исчезновением восторга и беспокойства – он входит и пребывает в четвёртой джхане: в чистейшей невозмутимости и осознанности, в ни-удовольствии-ни-боли. Это, монахи, называется правильным сосредоточением».
Опять же, согласно Канону, правильное сосредоточение зависит от развития предшествующих факторов Благородного Восьмеричного Пути:
«Благословенный сказал: «И что такое,
Читать дальше →
8 июля 2025, 16:22
За прогулку
8 июля 2025, 14:30
За мир и космологию буддизма...где же мы *скитаемся =)
русский: мир, сфера, лока
пали: лока, авачара
***
Будда говорил о тридцать одном мире, в которых рождаются существа в соответствии со своей каммой, находясь в сансаре — бесконечном круге перерождений. Совершая благо, существо накапливает хорошую камму, которая ведет в высшие миры. Совершая злодеяния, существо накапливает плохую камму, которая приводит к рождению в низших мирах.
Существование в этих мирах может разительно отличаться, как по сроку жизни, так и по интенсивности приятных и болезненных переживаний. Так, например, существа миров ада испытывают непередаваемо ужасные страдания, тогда как существа высших миров – непередаваемо приятные ощущения. Тем не менее, эти ады и райские обители не являются вечными. По мере исчерпания той каммы, что привела к рождению в этих мирах, происходит новое перерождение – в каком-либо другом мире.
Считается, что рождение в человеческом мире самое оптимальное для выхода из сансары и обретения ниббаны, поскольку здесь нет слишком больших страданий или слишком сильных приятных переживаний. Поэтому это более-менее нейтральное состояние позволяет эффективно практиковать Благородный Восьмеричный Путь.
*Миры делятся на три локи или сферы:
1. Мир чувств — кама-лока, камавачара(иногда переводится «мир желаний»)
2. Мир форм — рупа-лока, рупавачара
3. Бесформенный мир — арупалока, арупавачара( или «мир без форм»)
Мир чувств называется так, поскольку здесь существа испытывают болезненные, нейтральные или приятные чувственные ощущения, полученные посредством пяти чувственных опор – глаза, уха, носа, языка, тела.
В мире форм существа имеют тонкое материальное тело, они видят и слышат, однако не переживают ощущений 5 чувственных опор. Их ум непрерывно пребывает в блаженстве, соответствующему той или иной рупа-джхане.
В бесформенном мире существа не имеют тела вообще, а состоят полностью из ума. Их ум непрерывно пребывает в блаженстве, соответствующему одной из арупа-джхан. Не имея физического тела, эти существа не
Читать дальше →
пали: лока, авачара
***
Будда говорил о тридцать одном мире, в которых рождаются существа в соответствии со своей каммой, находясь в сансаре — бесконечном круге перерождений. Совершая благо, существо накапливает хорошую камму, которая ведет в высшие миры. Совершая злодеяния, существо накапливает плохую камму, которая приводит к рождению в низших мирах.
Существование в этих мирах может разительно отличаться, как по сроку жизни, так и по интенсивности приятных и болезненных переживаний. Так, например, существа миров ада испытывают непередаваемо ужасные страдания, тогда как существа высших миров – непередаваемо приятные ощущения. Тем не менее, эти ады и райские обители не являются вечными. По мере исчерпания той каммы, что привела к рождению в этих мирах, происходит новое перерождение – в каком-либо другом мире.
Считается, что рождение в человеческом мире самое оптимальное для выхода из сансары и обретения ниббаны, поскольку здесь нет слишком больших страданий или слишком сильных приятных переживаний. Поэтому это более-менее нейтральное состояние позволяет эффективно практиковать Благородный Восьмеричный Путь.
*Миры делятся на три локи или сферы:
1. Мир чувств — кама-лока, камавачара(иногда переводится «мир желаний»)
2. Мир форм — рупа-лока, рупавачара
3. Бесформенный мир — арупалока, арупавачара( или «мир без форм»)
Мир чувств называется так, поскольку здесь существа испытывают болезненные, нейтральные или приятные чувственные ощущения, полученные посредством пяти чувственных опор – глаза, уха, носа, языка, тела.
В мире форм существа имеют тонкое материальное тело, они видят и слышат, однако не переживают ощущений 5 чувственных опор. Их ум непрерывно пребывает в блаженстве, соответствующему той или иной рупа-джхане.
В бесформенном мире существа не имеют тела вообще, а состоят полностью из ума. Их ум непрерывно пребывает в блаженстве, соответствующему одной из арупа-джхан. Не имея физического тела, эти существа не
Читать дальше →
8 июля 2025, 11:18
За мирскую усталость
7 июля 2025, 15:49
Ответ. )
Sohpia:
Как у тебя дела обстоят с отказом от желаний?)
****
Ответ.
Хотя, и как прежде, давным-давно одни и образно и не образно говоря многое из «обычного» отсечено… чувственное конечно же еще присутствует. По мере сил двигаемся.
У меня взор сразу на «невозвращение» обратился… но положа руку на сердце можно смело сказать, что еще оч. и оч. далеко до этого...:DDD
А у вас как сибиряков-азиатов дела?) Образ сменился)? Глаза полумесяцем не стали, рост к земле не пошел?..
… кстати, помнится у тебя там было опыт и тп и тп про осознанные сны. Относительно недавно попадалось, но конечно же не на этом форуме...))
У меня был разбор про глубокий сон напоминание вновь… в нем «по-нашему» осознание как понял не происходит, но есть базовое состояние ума (баванга) — во сне без сновидений, т.е. конечно же это никакое не «достижение» и уж тем более ни Ниббана… как некоторые например тут глубокий сон принимают за «окончание» — это неверно (… но кому как… умы… умы, шо доказывать как грится).
Глубокий сон без сновидений — баванга, сон с картинками — джаваны, впечатления, отпечатки ума, но без сенсорных дверей… а вот вопрос про осознанные сновидения, как правило в воззрениях даже не стоит… т.е. вся практика — это явь/наяву...
Немного продолжу… как говорится и Р. Адамс также это избитое повторял — по-нашему «перед смертью не надышишься» образно говоря… т.е. по сути «ты» уже ничего не сможешь поделать… вот что перевесит, что в уме наработано… то и получишь, то и всплывет рано или поздно...
И почему, на примере, тех же анагаминов — они «не падают» — будь хоть в рупах (тонких материях), чистых землях или даже бесформенном… где по сути и практика-то отсутствует… потому что у них уже отсечено в уме безвозвратно оковы + правильное устремление уже рулит/заложено. Это как пример)
А сайт… конешно тупит у нас тут, комментарии даже порой не
Читать дальше →
Как у тебя дела обстоят с отказом от желаний?)
****
Ответ.
Хотя, и как прежде, давным-давно одни и образно и не образно говоря многое из «обычного» отсечено… чувственное конечно же еще присутствует. По мере сил двигаемся.
У меня взор сразу на «невозвращение» обратился… но положа руку на сердце можно смело сказать, что еще оч. и оч. далеко до этого...:DDD
А у вас как сибиряков-азиатов дела?) Образ сменился)? Глаза полумесяцем не стали, рост к земле не пошел?..
… кстати, помнится у тебя там было опыт и тп и тп про осознанные сны. Относительно недавно попадалось, но конечно же не на этом форуме...))
У меня был разбор про глубокий сон напоминание вновь… в нем «по-нашему» осознание как понял не происходит, но есть базовое состояние ума (баванга) — во сне без сновидений, т.е. конечно же это никакое не «достижение» и уж тем более ни Ниббана… как некоторые например тут глубокий сон принимают за «окончание» — это неверно (… но кому как… умы… умы, шо доказывать как грится).
Глубокий сон без сновидений — баванга, сон с картинками — джаваны, впечатления, отпечатки ума, но без сенсорных дверей… а вот вопрос про осознанные сновидения, как правило в воззрениях даже не стоит… т.е. вся практика — это явь/наяву...
Немного продолжу… как говорится и Р. Адамс также это избитое повторял — по-нашему «перед смертью не надышишься» образно говоря… т.е. по сути «ты» уже ничего не сможешь поделать… вот что перевесит, что в уме наработано… то и получишь, то и всплывет рано или поздно...
И почему, на примере, тех же анагаминов — они «не падают» — будь хоть в рупах (тонких материях), чистых землях или даже бесформенном… где по сути и практика-то отсутствует… потому что у них уже отсечено в уме безвозвратно оковы + правильное устремление уже рулит/заложено. Это как пример)
А сайт… конешно тупит у нас тут, комментарии даже порой не
Читать дальше →
7 июля 2025, 09:54
За форму =_)
7 июля 2025, 07:53
О Колесе, Шоу и старой песне...вновь...и *здешьней конечно же тоже :DDD
6 июля 2025, 17:38
Немного о пути/плоде и не только
… Знание пути приводит к чистоте посредством знания и видения прогресса. В конце концов это приводит к последнему уровню интуитивного прозрения или чистоте. Т.к. плод пути возникает сразу же после утверждения на пути, достижение пути считается кульминацией практики.
Моральная чистота является безупречным поведением на уровне тела и речи. До тех пор, пока в теле или речи остаются какие-либо недостатки, мораль в ее истинном смысле появиться не может.
Достижение совершенства, т.е. состояния спокойствия на уровне активности тела и речи, является следствием спокойствия ума. Спокойствие ума, в свою очередь, приведет к последующим шагам очищения. Свободе от непонимания, свободе от сомнения, знанию того, что является путем, которым следует следовать, а что им не является. Знания и мудрость, которые возникают благодаря следованию по пути.
И, наконец, полному интуитивному прозрению. Эти последние шаги составляют чистое прозрение, очищение поведения и ума, есть еще только вступление на путь мудрости/випассаны.
Семь очищений (с 1 по 7), пять шагов в випассане (с 1 по 5), девять шагов к совершенству знания (от а до i):
1. Моральная чистота
2. Чистота ума
3. (1) Свобода от ложных взглядов
4. (2) Свобода от сомнений
5. (3) Знание и видение, что является истинным путем
6. (4) Знание и видение прогресса на пути:
(а) знание возникновения и прекращения,
(b) знание прекращения,
© осознание зловещести,
(d) осознание опасности,
(е) разочарование,
(f) желание свободы,
(j) усилия к «побегу»,
(h) полный покой,
(i) готовность воспринимать четыре благородные истины.
7. (5) Полное интуитивное прозрение
Третье очищение, есть состояние прекращения всех ложных взглядов, как врожденных, так и приобретенных, которые охватывают целый диапазон, от иррациональных верований в магию, до ложных идей в истинную природу вещей. Другие примеры этих взглядов, включают в себя идеи, например,
Читать дальше →
Моральная чистота является безупречным поведением на уровне тела и речи. До тех пор, пока в теле или речи остаются какие-либо недостатки, мораль в ее истинном смысле появиться не может.
Достижение совершенства, т.е. состояния спокойствия на уровне активности тела и речи, является следствием спокойствия ума. Спокойствие ума, в свою очередь, приведет к последующим шагам очищения. Свободе от непонимания, свободе от сомнения, знанию того, что является путем, которым следует следовать, а что им не является. Знания и мудрость, которые возникают благодаря следованию по пути.
И, наконец, полному интуитивному прозрению. Эти последние шаги составляют чистое прозрение, очищение поведения и ума, есть еще только вступление на путь мудрости/випассаны.
Семь очищений (с 1 по 7), пять шагов в випассане (с 1 по 5), девять шагов к совершенству знания (от а до i):
1. Моральная чистота
2. Чистота ума
3. (1) Свобода от ложных взглядов
4. (2) Свобода от сомнений
5. (3) Знание и видение, что является истинным путем
6. (4) Знание и видение прогресса на пути:
(а) знание возникновения и прекращения,
(b) знание прекращения,
© осознание зловещести,
(d) осознание опасности,
(е) разочарование,
(f) желание свободы,
(j) усилия к «побегу»,
(h) полный покой,
(i) готовность воспринимать четыре благородные истины.
7. (5) Полное интуитивное прозрение
Третье очищение, есть состояние прекращения всех ложных взглядов, как врожденных, так и приобретенных, которые охватывают целый диапазон, от иррациональных верований в магию, до ложных идей в истинную природу вещей. Другие примеры этих взглядов, включают в себя идеи, например,
Читать дальше →