22 октября 2024, 19:51

О непостоянстве ( и препятствиях)

Когда возникает препятствие — «сомнение», оно может придумать всевозможные виды неуверенности. Просто замечайте сомнения.
Во-первых, вы можете заметить ваш недавний успех в преодолении — жадности, сонливости, ненависти, возбуждении и беспокойства.
Это порождает уверенность в ваших способностях.
… вспомните о Будде, который практиковал все это. Будда был реальным человеком.
Подобные мысли создают в вашем уме уверенность.
Многие тысячи людей практиковали эти методы и осуществляли цели медитации осознанности.

… жизнь с жадным умом похожа на использование одолженных вещей или денег. Жить с желанием — это, как жить со всевозможными долгами, по которым нужно платить. А преодолеть желание, это как избавиться от таких долгов.
… злость подобна болезни и жить без злости, это как жить без болезни.
… оцепенение успокоено. Быть сонным или вялым, это как быть заточенным в камеру самого строгого режима.
… возбуждение успокоено. Неугомонность и беспокойство похоже на рабство. Когда вы у кого-то или у чего-то в рабстве, вы чувствуете себя в ловушке.
… сомнение успокоено. Этот вид беспокойства подобен пустыни без дорог.

… подобным образом, когда вы свободны от недоброжелательности, жажды, неугомонности, лени и вялости… вы счастливы.

Тот, кто счастлив, обретает сосредоточение — Маджхима никая.

Когда осонанный и медитирующий ум объединяется с подъемом и спадом, вдохом и выдохом. Это состояние называется самма-самадхи. Правильное сосредоточение.

Это ясное состояние, делающее возможным глубокое осознание непостоянства.

… ум собран прямо здесь, свободный от отвлечений, он ярко сияет и все кажется ясным.

Именно поэтому Будда и сказал, что сосредоточенный ум видит вещи такими, какие они есть.

Когда неосознанные люди видят непостоянство снова и снова, им становится скучно. Они устают.
Но, если вы по-настоящему практикуете осознанность, вы рано или поздно будете видеть более глубоко. С большей точностью проникать в изменения в вашем теле, ощущениях, восприятии, мыслях и сознании.
Вы увидите, что все эти совокупности изменяются каждую долю секунды, вы будет счастливы, что единая истина пребывает во всем и рады, что не перестали прилагать усилия, чтобы «прийти и увидеть».

Теперь у вас есть мощное средство, чтобы прийти к покою, остающемуся надолго...

… Вы видите их такими, какие они есть — собраниями вещей.

Дыхание — это собрание мелких частичек воздуха, содержащих атомы кислорода.
Ощущение — собрание различных приятных, не приятных, плотских, не плотских, глубоких, не глубоких ощущений, грубых или тонких, возникающих посредством контакта глаза… уха, ума.
Восприятие — это собрание восприятий форм… звуков и объектов ума.
Построение — это собрание построений, мыслей о формах… звуках… объектах ума.
Совокупность сознания — это также сознание глаза… ума.
Оставаясь полностью осознанными мы также можем знать, что происходит с этими совокупностями. Мы можем видеть, как они видоизменяются в каждый миг, когда мы вдыхаем и выдыхаем.
Чтобы научиться видеть это, мы должны научиться добираться до самого корня их возникновения.

На пали это называется «йонисо манасикара» (мудрое внимание), что обозначает идти до самого корня.
В конце концов мы можем увидеть, что все 5 совокупностей возникают так быстро, что мы за ними не успеваем. Но при этом мы все-равно можем осознать появление и распад, каждой из них…

Частицы воздуха, которые мы вдыхаем и выдыхаем участвует в этом появлении и исчезновении, контакт появляется и исчезает, ощущение, восприятие, мысли, сознание — приходят и уходят.
Мы должны быть подобны «львам», а не «собакам», тогда мы поймем значение тех 6-ти сравнений из Индриябхаваны сутты.
Лев не позволяет добычи сбежать. Подобным образом мы используем осознанность, чтобы преодолеть оковы и препятствия, чтобы объект нашей практики оказался в центре внимания.

Согласно полным прозрения словам Будды в Аничьясаннья сутте, наставление о восприятии непостоянства, когда мы используем осознанность, чтобы по-настоящему увидеть появление и распад всех «десяти армий Мары», мы ощущаем на собственном опыте, как они одна за другой пропадают, мы видим, как любая неприятность исчезает перед лицом осознанности… Самьюта никая.


Х. Гунаратана «Просто о непостоянстве»

0 комментариев