21 октября 2021, 12:42

Чакры, Кундалини, Прана, тонкие тела, покровы, планы и т.п

Начнём с изучения, так называемой «схемы тела», то есть собственного тела человека, данного ему во внутреннем восприятии и традиционно именуемого «тонким телом».
Результаты глубоких интроспективных исследований были наиболее полно систематизированы в текстах средневекового индуистского тантризма.
В схеме тела, в месте, соответствующем спинному мозгу, присутствует ряд «центров» или Чакр – средоточий сил, правящих как телом, так и миром. В нижнем из центров спит сотворившая мир Свернувшаяся-Кольцом-Сила, Кундалини-Шакти, которая в процессе проявления вселенной последовательно выделила из себя, явила эти средоточия сил. Говорится, что Кундалини творит и поддерживает как мир, так и тело, и что она освобождает йогинов и связывает невежд. Пробужденная посредством специальных йогических приемов, Кундалини восходит вверх от центра к центру, растворяя их в себе. Тем самым человек освобождается от цепей явленного мира и обретает свою подлинную природу. Однако возвестившие нам о системе «центров» тантрические тексты отражают лишь конечный ИТОГ многовековых интроспективных исследований «схемы тела», а именно, – конкретную методику «освобождения от мира феноменов». Поэтому проблема Чакр не рассматривается здесь самостоятельно и упоминается исключительно в контексте подъема Кундалини; многовековый же ПРОЦЕСС исследования Чакр, позволивший разработать данную методику, выносится за скобки как не имеющий более практического значения для дела Освобождения. Йогам более нет нужды исследовать Чакры: они пользуются ими, подобно тому как мы пользуемся различными бытовыми приборами, зачастую не имея ни малейшего представления об их устройстве – нам достаточно знать, для чего они предназначены и как действуют. Теория Чакр получила свое второе рождение в рамках теософской традиции, которая ввела в ее сферу весь багаж представлений о человеке, накопленных к концу XIX века европейской наукой и оккультизмом. Не имея возможности полноценно воспользоваться методиками подъема Кундалини, тезисно изложенными в тантрических текстах, теософы, как истинные европейцы, задались вопросом: что такое Чакры? Они занялись именно исследованием Чакр. Теософы сделали в этом направлении три важные открытия. Во-первых они обнаружили, что Чакры активны не только в процессе подъема Кундалини, но и в нашем повседневном опыте. Во-вторых, они обнаружили, что в повседневном опыте Чакры переживаются в передней части брюшной и грудной полости, а не в области спинного мозга, как о том единогласно свидетельствуют тантрические тексты. В-третьих, они обнаружили связь между функцией Чакр и психофизиологическим тонусом организма (так называемой «энергетикой»), определив их как «центры поглощения космической эфирной энергии». Тем самым теософы значительно расширили наши представления о Чакрах. Основным «родимым пятном», доставшимся исследователям в наследство от теософской традиции, служит повсеместно распространенное вульгарное представление о Чакрах как о неких пространственно локализованных образованиях («центрах»), в той или иной форме объективно присутствующих в человеческом теле – «грубом» или «тонком». Авторитетом теософской традиции обусловлена и своеобразная «методологическая летаргия», в результате которой большинство исследователей, стремящихся к выявлению специфических функций отдельных центров, то есть элементов системы Чакр, попросту постулируют существо этой системы как нечто само собой разумеющееся (например, «Чакры – это органы эфирного тела» или «Чакры – это энергетические центры»), – по всей видимости совершенно не отдавая себе отчета в том, что занимаются анализом ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ структур с НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ функцией, анализом «того, не знаю чего».

2. ЧТО ТАКОЕ ЧАКРЫ? – ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Говорится, что Чакры скрыто присутствуют в теле каждого человека, то есть имеют самое непосредственное отношение к каждому из нас. Но что такое Чакры? Оккультная информация о Чакрах традиционно преподносится таким образом, чтобы задействовать наше воображение, а не наше восприятие: как правило, авторы пытаются навязать нам определения сущности, с проявлениями которой мы предположительно не сталкивались в своем личном опыте. У неискушенных читателей такая подача материала порождает два преобладающие типа отношения к предмету: некритично мыслящие люди становятся носителями мифа о центрах, а люди мыслящие критично, отмахиваются от самой идеи центров, как от одной из форм современного мифотворчества. Если в нашу задачу входит серьезное исследование, а не игра в эзотерику, то попыткам определить сущность данного явления (то есть того, чем являются Чакры) должно предшествовать по возможности более полное описание самого этого явления. Действительно, Чакры описывались и описываются. Можно указать три основные подхода к описанию Чакр: йогический, оккультный, а также подход, развиваемый в рамках современной межличностной тонусологии (так называемой «психоэнергетики»). В первом случае подробно описывается структура традиционной символики Чакр, служившей в качестве опоры для специальных форм йогического сосредоточения. Во втором случае имеется стремление как можно «объективнее» описать Чакры на уровне визуализаций «эфирного тела». В третьем случае описываются «энергетические» характеристики Чакр в контексте межличностного взаимодействия. Во всех трех случаях мы сталкиваемся с абсолютизацией того или иного частного аспекта рассматриваемого явления – и, соответственно, с искажением, «заужением» его сущности. Так, Раммурти Мишра определяет Чакры как «точки для сосредоточения внимания», Чарльз Лидбитер – как «завихрения на поверхности эфирного тела», а на темном языке современного биопольного фольклора они определяются не более содержательным термином «энергетические центры». Каждый, кто опытно имел дело с «энергетическими центрами», знает, что термин этот – не более чем условное обозначение, позволяющее, с одной стороны, избегать тревожной неопределенности данной формы психического опыта, а с другой, – сообщать о факте существования такого рода опыта другим «имеющим уши». Чакры – это не «вихри эфирной материи» и не «условные точки для сосредоточения». Будучи и «вихрями эфирной материи», и «условными точками для сосредоточения» и многим другим, Чакры представляют собой нерасчленимые целостности, сущность которых несводима к сумме составляющих их частей. Обретенный же к настоящему времени опыт научного изучения системных объектов показывает, что «источник этой целостности следует искать не внутри объекта, а вне его, в той совокупности связей, которые характеризуют объект в его отношении к другим объектам (к окружающей среде)». Разнообразие частных описаний объясняется тем, что Чакры, как факты психического опыта, не существуют вне процесса наблюдения. Воистину объект наблюдения обусловлен здесь средствами наблюдения (в частности, силой разрешающей способности инструмента наблюдения), всей экспериментальной ситуацией в целом. Поэтому в зависимости от процедуры наблюдения Чакры могут оказываться «вихрями эфирной материи», мотивационными структурами личности и т.д. и т.п. Следовательно, для того, чтобы выяснить, что представляет собой система Чакр, необходимо прежде всего дать как можно более полное описание данной системы в различных «экспериментальных ситуациях», выявить всю совокупность связей данной системы с окружающей средой. Таким образом, мы оказываемся перед необходимостью разработки ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР. В отличие от множества частных классификаций, призванных выявить специальную функцию отдельных центров в тех или иных конкретных «экспериментальных ситуациях», общая теория предполагает всестороннее рассмотрение именно системы центров как целого, не задерживаясь на анализе ее элементов (то есть отдельных Чакр). Далее, ввиду сложности и неопределенности этой системы, на первом этапе анализа имеет смысл абстрагироваться от ее внутреннего содержания, исключительно разнородного по составу и природе протекающих процессов, сосредоточив внимание на ее внешнем, функциональном аспекте – на свойствах отношения ее как целого («черного ящика») со средой. Такой подход к изучаемым явлениям называется функциональным. При этом «функциональный подход есть не столько способ обойти внутреннюю сложность объекта, сколько средство для выявления существенных сторон этого объекта, его особой природы, ИСТОКИ КОТОРОЙ НАДЛЕЖИТ ИСКАТЬ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ ОБЪЕКТ-СРЕДА». Выявив целостную функцию системы Чакр, мы можем попытаться выяснить природу структур, осуществляющих эту функцию. Учитывая же, что Чакры нам даны лишь во внутреннем ощущении, описать функцию данной системы можно только описав, как мы сталкиваемся с ней в своем личном опыте.
  • нет
  • +21

7 комментариев

kirienko
коллега, не нужно сходу, только зарегистрировавшись на сайте спамить тексты не по теме с заглавиями в больших буквах
почитайте сетевой этикет в инете
Radha
:) непонятный вброс, ни тебе «Здравствуйте»… ни «Приветули»))
Про чакры лучше рассуждать, когда есть опыт их визуализации, ну или хотя бы ощущения:))
Prostovv
Кот увидел слово нежный у Тары и сделал новый акк, так как Тошу запалили
Gross_Kino
Джняна не отрицает такого, что нужно то нужно телу проходить.

Но, кто все это проходит? Всегда вопрос таков.

Чакры, кундалини, сиддхи, астралы, созерцание мандал…
Amitola
— Штирлиц! У вас есть план?
— Обижаете гер. Мюллер, у меня водка, я русский разведчик, а не туркменский"
Radha
Опишите лучше ваши опыты в духовной практике, это намного интереснее, чем мусолить знания древних йогинов.:)
Gross_Kino
По адвайте, условно говоря, чакра одна 4-я Анахата. Рамана указывал на правую сторону груди, два пальца от центра — для пытливых умом =)), которые не смекали «как оно на самом деле».

Счас, со стороны «критики» выражу — так уж выходят слова)))

Кундали — это и есть ум, он и поднимается, так что тут смотря с какой стороны подходить и кому вообще нужно с этим работать.

В йоге считается, что необходимо добиваться того, что хотя бы ниже той самой 4-й чакры — Анахаты — не падать.