21 октября 2021, 13:08

ЧТО ТАКОЕ ЧАКРЫ? – СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ, НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ АКТИВИРУЮЩАЯ СИСТЕМА (НАС), Организм и личность

4. ЧТО ТАКОЕ ЧАКРЫ? – СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ

По всей вероятности Чакры – это нейрогормональные структурно-функциональные объединения. Функциональные центры йоги представляли в виде системы Чакр, обозначая их разными рисунками, символами, и этого было вполне достаточно для понимания различных жизненных функций и умения управлять ими. Хотя цитируемая попытка определения «физических коррелятов» Чакр относится к одним из последних, она по существу мало чем отличается от предыдущих. До сих пор поиски таких коррелятов велись лишь по внешнему признаку: расположение Чакр в физическом теле пытались сравнивать с его анатомическим строением. Действительно, при этом были обнаружены некоторые соответствия. Сделали вывод: система Чакр отражает примитивные познания древних об анатомии нервной системы, где бедность знаний компенсируется богатством воображения. Однако сравнивать имеет смысл лишь действительно однородные явления. Чакры же представляют собой определенные зоны «схемы тела», в которых испытываются определенные ощущения. Чакра – это место, в котором должно нечто ПЕРЕЖИВАТЬСЯ, а не место, в котором предполагается наличие какого-то ОРГАНА. Чакры представляют собой предмет специфической психологии, а не специфической анатомии; поиски же «физических коррелятов» – это, по существу, поиски механизмов «физиологического обеспечения психических функций». Следовательно, для начала нужно определить, о каких психических функциях идет речь. Ранее говорилось, что реакция центров на среду выражается в «особом целостном ощущении», локализованном в той или иной части тела. Это «особое ощущение» можно определить таким более строгим понятием как «психофизиологическое состояние». Психофизиологическое состояние – это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, реакция не отдельной системы или органа, но именно личности в целом, неразрывное единство трех уровней реагирования, трех «составляющих»: 1/ психической (переживания), 2/ физиологической (соматика и вегетатика) и 3/ поведенческой. В частности, представляя собой фон, на котором развертывается психическая и практическая деятельность человека, состояния оказывают самое непосредственное влияние на протекание этой деятельности, – в том числе познавательной, эмоционально-оценочной и волевой. Когда человек (произвольно или под влиянием извне) входит в то или иное состояние, эффективность его деятельности может повышаться или понижаться в зависимости от того, пребывает ли она в согласии с данным состоянием. В качестве примера типичных психофизиологических состояний можно привести состояния страха и полового возбуждения. Эти два состояния связаны с двумя нижними центрами. Однако деятельность указанных центров вовсе не исчерпывается столь очевидными и однозначными состояниями. Наоборот, в повседневном опыте активность Чакр проявляется в форме очень тонких и сложных состояний, которые, даже будучи осознаны, практически невыразимы вербально. Для состояний такого рода характерна четко выявленная пространственная локализация «физиологической составляющей», точнее, смазанность грани между психической и физиологической составляющими. При этом возникает впечатление, что «психическая составляющая» непосредственно обусловлена какими-то процессами, протекающими в той или иной части тела. Как уже указывалось, «психическая составляющая» рассматриваемых психофизиологических состояний представляет собой особое «целостное ощущение, несущее в себе в снятом виде всю возможную информацию о данном воздействии». Именно в виду того, что форма данного ощущения не отделена от закрепленного в ней познавательного содержания, последнее, как правило, субъективно не переживается и не сознается. Другими словами, мы имеем здесь дело с состояниями, несущими скрытую информацию о внешней и внутренней среде, с потенциальным интуитивным знанием, возникающим в результате взаимодействия чувственного и логического в познании. По продолжительности различают три типа таких состояний: перманентные (хронические), текущие (длительные) и оперативные (мимолетные). Первые несут информацию об индивидуальных характеристиках, присущих нашей внутренней среде, а также о привычной для нас внешней среде обитания и, как правило, нами не отмечаются. Вторые несут информацию об устойчивом отклонении от стереотипа внешней и внутренней среды и наиболее заметны. Третьи отражают процесс непрерывных изменений во внешней и внутренней среде и, опять же, сознанием не фиксируются. Итак, поиск «физических коррелятов» Чакр представляет собой по существу поиск «физиологических составляющих» целостных психофизиологических состояний. Поэтому вопрос об этих коррелятах следует формулировать следующим образом: деятельность каких анатомических структур ответственна за возникновение в нашем сознании ощущений, связанных с функцией Чакр? Не говоря уже об отождествлении, Чакры не могут быть даже соотнесены с какими-то конкретными анатомическими образованиями. Они соотносятся именно с целыми областями человеческого тела, представленными соответствующими отделами спинного мозга, вегетативными нервными сплетениями, мышцами и участками кожи. С этой точки зрения бессмысленно спорить, например, с чем соотносится горловой центр – с глоточным сплетением или сонной артерией и каротидным синусом, щитовидной железой или местом присоединения спинного мозга к продолговатому, с гортанью или чем-либо еще. Физиология не знает Чакр и не может знать их, поскольку Чакры, как таковые, вне переживания не существуют. Чакры – это не идеальные «экстракты» тела, но результат взаимодействия между внешней и внутренней средой организма как психофизиологической целостности. Учитывая же тот факт, что любая целостная деятельность организма осуществляется только при избирательной интеграции многих частных механизмов, мы можем утверждать, что физическим коррелятом системы Чакр служит ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО, а не какие-то отдельные органы или системы органов. Иными словами, к Чакрам не приложимы понятия о жесткой локализации. С различными Чакрами соотносятся различные «сегменты» тела (макушка, межбровье, горло, грудь, верхняя и нижняя часть живота, промежность) и, соответственно, все анатомические органы и физиологические функции, связанные с этими «сегментами». Следует полагать, что переживания, порождаемые деятельностью тех или иных Чакр, обусловлены всей интерорецепторной зоной, представленной в том или ином «сегменте». Отсутствием четкой анатомической привязки объясняются и многочисленные расхождения в вопросе о точной пространственной локализации Чакр. Расположена ли Анахата в правой части груди или по центру, на уровне мечевидного отростка грудины или выше его? Находится ли Манипура на уровне пупка или ниже? Где расположена Свадхиштхана, а где Муладхара? (Мужчинам особенно трудно разобраться с этим вопросом, поскольку нижние два центра у них перекрывают друг друга.) По всей вероятности, точная пространственная локализация Чакр обусловлена индивидуальными особенностями каждого конкретного организма. Можно предположить, что она зависит от источника доминирующих сигналов в данном «сегменте» тела. Но каким образом сигналы, несущие информацию о различных физиологических процессах, могут отражаться на «психической составляющей» целостных психофизиологических состояний, связанных с функцией Чакр? Каким образом рабочие характеристики наших внутренних органов могут отражаться на характере нашей практической деятельности? Для того, чтобы построить теоретическую модель механизма проникновения интерорецепторной сигнализации на уровень сознания и подсознания, нам необходимо будет прежде всего разобрать принципиальный нейрофизиологический механизм сознательного восприятия как такового.

5. НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ АКТИВИРУЮЩАЯ СИСТЕМА (НАС)
Вне зависимости того, спим мы или бодрствуем, в кору нашего мозга непрерывно поступает поток импульсов, несущих информацию о внешней и внутренней среде организма. Лишь малая часть этой информации достигает уровня сознания, сознается нами. Находясь в бодрствующем состоянии, мы реагируем на некоторые раздражители, воздействующие на наши органы чувств, но в большинстве своем они вызывают не больший эффект чем тогда, когда мы спим: разряды нейронов, несущие информацию о внешнем мире, как бы «повисают в воздухе», не имея возможности вступить во взаимный контакт. Деятельность же одного нейрона еще не создает психических функций, для этого необходимо взаимодействие многих нейронных полей. За счет чего «сплавляются» разрозненные импульсы? Для того, чтобы разряд единичного нейрона, «квант информации», обрел какую-то значимость в рамках более широкого «информационного поля», вслед за первичным импульсом, поступившим в кору головного мозга по так называемым специфическим сенсорным путям, несущим конкретную информацию о среде, в кору должен поступить и поддерживающий его вторичный импульс, идущий по путям так называемой неспецифической активирующей системы (НАС), деятельность которой отражает актуальные в данный момент потребности человека как целостной психофизиологической единицы. Отдельный импульс может войти в контакт с другими импульсами, то есть быть воспринятым, лишь в том случае, если он включает в себя обе компоненты – первичную («информационную») и вторичную («энергетическую»). Сознаются же лишь те информационные ансамбли «специфических» импульсов, которые получают дополнительную генерализированную энергетическую («неспецифическую») поддержку со стороны лежащей в основе НАС мозговой структуры, называемой ретикулярной формацией. Интроспективно явление такой избирательной энергетической поддержки информационных процессов знакомо каждому по феномену внимания. Например, когда все внимание направленно на восприятие информации, поступающей через зрительный рецептор, частично перестают снабжаться энергией сигналы, поступающие в мозг от других рецепторов, то есть человек может ничего не слышать и не чувствовать, – и наоборот, когда он весь «превращается в слух», он может ничего не видеть. Когда человек над чем-то усиленно думает, он «не замечает» ничего вокруг: энергия частично отводится с нерабочих участков для усиления рабочих. Таким образом, внимание к ограниченному числу стимулов неизбежно сопровождается исключением из области сознательного восприятия огромного количества информации. То, какие раздражители получат преимущественную поддержку от НАС и будут осознаны, зависит от общей программы жизнедеятельности, осуществляемой человеком как целостным психофизиологическим организмом, от его «потребностей». Поскольку же наиболее общей «программой» служит приспособление организма к окружающей среде, наиболее полной и постоянной поддержкой НАС пользуются сигналы, поступающие от наших органов чувств, процессы наших жизненно-значимых эмоциональных реакций на среду, а также интеллектуальные процессы обработки информации о внешнем мире, процессы моделирования возможных ситуаций и т.д. Функция НАС, частично знакомая нам по явлению внимания, в основе своей автоматизирована, непроизвольна. Говорится, что она «спит». Произвольный же, сознательный контроль над этим процессом доступен нам лишь в минимальной степени. Произвольное внимание, к которому каждый человек прибегает в процессе научения чему-либо, представляет собой лишь временно необходимую фазу программирования функциональных систем, лежащих за порогом сознания, – в том числе и систем, обеспечивающих процесс непроизвольного внимания. Для того, чтобы, скажем, научиться играть на рояле или печатать на машинке вслепую, вначале нужно прилагать большие сознательные усилия. Однако, эти усилия, эти сознательно закладываемые программы дают соответствующий результат лишь проникнув на бессознательный уровень и действуя оттуда. Мы не сможем выполнить достаточно сложное произведение, размышляя, по какой клавише должен ударить в следующий момент каждый из десяти наших пальцев. Различные йогические и оккультные методики развития внимания являются не чем иным, как попытками овладеть сознательным контролем над функцией НАС во всей ее «творящей миры» полноте, – способностью выводить на уровень сознания те процессы в коре мозга, которые обычно не сознаются. Начиная с произвольного выведения ранее не сознававшихся процессов на уровень сознания во время упражнений, в конце концов приходят к тому, что данный уровень сознательного восприятия становится непроизвольным, естественным: происходит расширение сферы сознательности. Попробуем теперь на основании этих предварительных теоретических посылок смоделировать физиологические механизмы некоторых психических явлений, связанных с Чакрами, а именно: 1/ механизмы, благодаря которым характеристики нашей системы Чакр определяют характер нашей личности и 2/ механизмы визуализаций («астральных миров») вызываемых сосредоточением на Чакрах.

6.Организм и личность

Противопоставление организма и личности свидетельствует о живучести дуалистической традиции… Отношение организма и личности есть отношение взаимопроникновения, ибо эти понятия выражают не два слоя реальности, а два аспекта одной и той же реальности. В настоящее время установлено, что в коре имеется представительство всех внутренних органов и систем, которые входят в состав соотносимых с Чакрами больших интерорецепторных зон. Обычно идущая от них импульсация сознается лишь в случае каких-то нарушений: заболит, скажем, сердце или живот. В условиях патологии проявляется не только связь между внутренними органами и мозгом, но и их влияние на протекающие в нем процессы. Известно, что функциональные и органические расстройства внутренних органов отражаются на личностных характеристиках больного. Например, многим страдающим от язвенных заболеваний органов пищеварения свойственны тревожность, раздражительность, гиперсоциальная исполнительность и чрезмерная приверженность этическим стандартам. В условиях нормы влияние интерорецепторной информации на характер протекания психических процессов еще не исследовалось. Нетрудно предположить, однако, что сосуществуя на одном морфологическом уровне с «осознаваемой» корковой активностью, поток несознаваемой интерорецепторной информации каким-то неуловимым для обычного человека образом окрашивает процессы, протекающие в его сознании, что физиологическая индивидуальность нашего организма определяет психологическую индивидуальность нашей личности. Как правило, в норме интерорецепторная информация не сознается. Однако осознание ее в принципе возможно, и достигается оно развитием внимания к тонким реакциям нашего тела на среду. Получив поддержку со стороны НАС, внутренняя информация становится сознаваемой наряду с внешней. Можно предположить, что различные формы восприятия деятельности Чакр обусловлены различной степенью активации корковых представительств соответствующих интерорецепторных зон, а также различными формами взаимодействия между системами внешних и внутренних анализаторов. Можно предположить также, что механизм возникновения визуализаций в Чакрах (так называемых «астральных миров») связан с полным вытеснением с уровня сознания экстерорецепторной информации о внешней среде и замещением ее информацией, поступающей из внутренней среды организма, то есть от интерорецепторов. Попробуем, приняв эту точку зрения, разобрать механизм «чистой» визуализации («астрального путешествия»).
  • нет

8 комментариев

klb
Спасибо.
Интересно
Надеюсь на продолжение
Есть над чем подумать
klb
Вы о НАС
я о «тебе» Your text to link...
Похоже мы об одном
Radha
Визуализация -это хорошо и полезно, но не всем дано:) Йогины, медитируют годами, чтобы достичь видения тела изнутри.
Вообще, уверена, что это закладывается в программу персонажа изначально, открывается по мере развития или стечения обстоятельств.
klb
в мире всевозможности возможно всё
не стоит себя заранее ограничивать
здесь не только и не столько визуализация
я обычный человек далекий от медитации Йогинов, но у меня был свой личный опыт когда тело лечило себя.
я просто хотел оздаровиться, безусловно верил что тело может сделать так и позволил ему это делать
при этом я абсолютно не представлял что и как нужно лечить
Происходившее поразило меня и побудило идти дальше
Radha
А я и не ограничиваю, наблюдаю тело изнутри без овладения практикой йоги:)
похожий опыт и у меня, но скорее, это умение было заложено в программе изначально.И начало проявляться с желанием узнать. Это желание и запускает все возможности:)
Вот, человек все верно рассказал про вирус ковида.НО такой подход можно применять ко всем полевым структурам. Давно уже есть изобретения, способные излечить все болезни.Но сильные мира сего не дают это на всеобщее обозрение.
Лично я, когда болела ковидом, поняла, что вирус интересен тем, что действительно высокоорганизован… Он умный:) Я просто позволила ему пожить в теле:) Было интересно наблюдать. Думаю, Ратников прав, вирус создан природой Земли. А управленцы под эту дудку хотят запустить свой сценарий переделки мира, вообщем, ничего нового.
klb
мне кажется и управленцы и вирус в том виде в котором есть проявились в ответ на запрос человека-социума Земли
Социум своими чаяниями и желаниями создал условия для разрешения которых понадобились новые свойства и они проявились во всём. В частности в управленцах и вирусе.
«Всё» стало другим. Это произошло быстро и незаметно.
Radha
да, тоже думаю был запрос
klb
как и в Белоруссии в прошлом году