22 октября 2021, 12:43

Еще раз о колесе Сансары (со стороны буддизма)

Шесть миров ( тиб rigs drug gi skye gnas), также «шесть лок, шесть реальностей, шесть путей» — в буддизме шесть возможных перерождений в сансаре. Шесть миров называют «шестью путями перерождений», «шестью путями страданий», «шестью уровнями», «шестью низшими реальностями».
Выделяются следующие шесть миров (от высшего к низшему):
Мир богов (дэвов) — дэвалока
Мир асуров (демонов или полубогов)
Мир людей
Мир животных
Мир претов — голодных духов
Мир адских существ (нараков) — ады

Миры представляют шесть возможных путей жизни разного качества, попадание в тот или иной мир зависит от деяний (кармы) и состояния сознания на момент смерти. Буддийская психология рассматривает шесть миров не только как места, куда попадают после смерти, но как и состояния сознания, меняющиеся в течение жизни: наслаждение — мир богов, власть — мир асуров, страстное желание — мир претов, злобы, ревность, зависть, агрессия — ад, невежество, постоянная жизнь сиюминутными потребностями(неустроенность, голод) — животные. Люди отличаются возможностью принимать решение сознательно.

Одним из важных положений буддизма является «человеческое перерождение получить нелегко». Смысл этого утверждения в том, что все другие состояния не способны сознательно принимать решения и крутятся в сансаре в плену своих желаний и внешних обстоятельств, даже боги пребывают в постоянном наслаждении и, хоть и способны на деяния, которые выведут их из круговорота сансары, полностью увлечены удовольствиями. С этой точки зрения человеческое перерождение очень ценно.

При этом все миры сопряжены со страданиями разного рода, и, описывая шесть миров, буддийские авторы в первую очередь обращают внимание на ущербность того или иного мира и ущербность сансары в целом.



Мир богов (дэва), который называется дэвалока — мир блаженства и гордости.

Понятие дэ'вы (боги) несколько отличается от принятого в римской или греческой мифологии. Боги не являются бессмертными, хотя существование в мире богов может длиться достаточно долго. Боги не являются всемогущими и как правило не являются творцами (демиургами), боги не решают проблемы жизни и смерти. Боги наслаждаются блаженством, в фольклоре описываются бесконечные балы, праздники и приёмы в небесных дворцах, музыка и красота, которой они окружены. Боги не лишены страдания, недостатком их мира является скука, пресыщенность и страх того, что их божественное пребывание кончится и им придётся вернуться в нижние миры.

Мир богов делят на богов сферы чувственного, богов сферы форм и богов сферы отсутствия форм.


Мир асуров — демонов, полубогов. Асуры стремятся к власти, борьбе, переделке мира, они наполнены энергией действия, они могут питаться ревностью и завистью. Это перерождение возникает у тех, кто имел добрые намерения, но действовал неправильно и приносил вред другим. Хотя иногда говорят, что асуры живут лучше чем люди, они несчастны, потому что они завидуют богам.

Асуров называют также титанами, завистливыми богами, антибогами, демонами, борющимися демонами.


Мир людей характеризуется желаниями, эмоциями и сомнениями. Вероятность достижения нирваны, становления на путь бодхисаттвы или возможность стать Буддой в мире людей наиболее высокая, поскольку считается, что в этом мире наравне можно познать как радости, так и страдания, вследствие чего можно наиболее полно анализировать явления, что является необходимым в практике. Поэтому рождение в этом мире считается особой удачей.


Мир животных (Тирьяг-йони) ассоциируется с фундаментальным невежеством и погружённостью в насущные жизненные потребности (холод, голод, неустроенность) — животные постоянно страдают, живут впроголодь и вынуждены всё время бороться за выживание.



Мир претов (голодных духов) называется преталока, связан с острой жаждой, которую никак нельзя насытить или удовлетворить. Голодные духи не могут насладиться едой или питьём, их изображают как уродливых существ с тонкой шеей, через которую они не могут пропустить пищу.


Мир адских существ (нарака) называется наракалока — место где превалирует злоба и ненависть.

В буддийском представлении наказание в аду длится не вечно. Существа пребывают там до тех пор, пока не очистится их негативная карма, а после этого они перерождаются в более высоких реальностях. Выделяются восемь горячих и восемь холодных адов, есть ещё и дополнительные ады.


Буддизм в зависимости от преобладающих тенденций умов существ признает шесть возможных форм существования:

• рождение в качестве божества (санск. дэва), если в уме преобладают блаженство радостного благополучия и гордость,

(божества изображены в верхнем секторе Колеса);

• воинственного полубога (санск. асура), если преобладает ревность, (сектор асуров изображен рядом с сектором божеств, ниже его, справа);

• и человека, если преобладают желание и привязанности

(сектор людей –рядом с сектором божеств, ниже его, слева)

— эти три формы рождения считаются счастливыми и композиционно представляют собой верхний полукруг Колеса сансары;

• а также животного, если преобладают неведение и тупость,

(сектор животных расположен под сектором мира людей);

• голодного духа (санск. преты), если преобладают жадность и страсть, (сектор претов расположен под сектором асуров);

• и обитателя ада (если преобладает гнев, злость, чувство мести),

(самый нижний сектор круга, составляет противоположный полюс сектору божеств)

— эти три формы рождения считаются несчастливыми и композиционно образуют нижний полукруг Колеса сансары.

Чтобы понять эти аллегории, не обязательно разделять взгляды древней мифологии. Достаточно внимательно осмотреться вокруг, чтобы увидеть в людях те же черты гордого благополучия (богов), тупости (животных), страстной жадности (голодных духов). Ясно, что эти стереотипы восприятия не возникли беспричинно, а долго закладывались умственными тенденциями. Поэтому Будда говорил: “Весь мир – ум”.

5 комментариев

Gross_Kino
Небольшой копипаст. Буддизм на ум сегодня пришел :)

Мир людей — благополучная возможность, увидеть как есть, как вещает буддизм :)


Со стороны адвайты...

А на кой человеку это? Возникает вопрос. Вы можете ответить так «вопрошающуему»: «Счастливы ли вы?.. Вы всегда будете одним и тем же, со спокойным умом — хоть в „аду“, хоть где. Но на самом деле вам просто нечего будет сказать.
Примерно так вспоминается Р. Адамс, своими словами.
relsam
Ну, неплохая шкала. Обзора своих возможностей покуролесить.
Erofey
Смысл этого утверждения в том, что все другие состояния не способны сознательно принимать решения и крутятся в сансаре в плену своих желаний и внешних обстоятельств, даже боги пребывают в постоянном наслаждении и, хоть и способны на деяния, которые выведут их из круговорота сансары, полностью увлечены удовольствиями. С этой точки зрения человеческое перерождение очень ценно.
Сознательно принимать решения способны все существа.
Но в более низких, чем мир людей, мирах, стимулов для совершенствования много, но возможностей мало.
В более высоких наоборот, возможностей больше, чем у людей, но стимулов не достаточно.
Мир человека по этим двум параметрам имеет наиболее оптимальное соотношение.
Tosha777
Познавательно.