17 декабря 2021, 09:03
Внимание
Нижеизложенный текст является скорее размышлением, нежели утверждением. Предлагается к обсуждению заинтересованным в теме и думающим самостоятельно участникам форума. Разного рода достигшие пустоты и познавшие суть могут не беспокоится и оставить свои указатели при себе.
Что есть внимание? Это способность соединять образы с образом себя, то есть осознавать.
Пример: я иду по улице, ощущаю порывы ветра (чувственный образ), думаю о предстоящей встрече и разговоре (ментальное моделирование образов), обхожу препятствия и людей (сочетание визуальных и кинестических образов)… Все это соединено с моим я. Я иду, думаю, чувствую.
Если я попытаюсь ещё слушать музыку или напевать мелодию (звуковые образы), то обдумывать предстоящий разговор я уже не смогу. Об'ем моего внимания не безграничен.
Это важный момент! Внимание и способность к осознанию имеет ограниченный ресурс!
Пример: цыганский гипноз. Цыганка берет жертву за руку и начинает водить пальцем по ладони. Типа гадает, показывает линии. При этом она быстро говорит. Все это носит целью перегрузить каналы восприятия. Тактильный, визуальный, аудиальный. Далее она наблюдает за зрачками жертвы.
Что при этом происходит с человеком? Правильно, его внимание связывается настолько, что образ себя перестает активно контролировать происходящее и оценивать происходящее! То есть я человека перестает подпитываться вниманием и самоосознаваться. Связь самоосознания разрывается. И… человек входит в транс. Это цыганка видит по зрачкам жертвы. Они расширяются, взгляд слегка стекленеет. Все! Жертва дошла до кондиции. Далее гипнотизёр даёт внушение, которое идёт в обход сознательного я человека. Восприятие есть, а осознания нет! Приказ гипнотизёра становится неосознаваемой установкой к действию, проникшей в архив неосознанных образов.
По существу, все возможности человека сводятся к осознанному управлению фокусом собственного внимания. А воля — способность удерживать внимание на произвольно выбранном образе, невзирая на нарастающее вторжение в пространство внимания других образов.
Пример: бегун, заканчивающий ди́станцию, невзирая на боль в теле, совершающий шаги из последних сил. Нарастающая боль — это и есть посторонний образ, усиливающийся настолько, что постепенно вытесняет все остальные. Но я человека противоставляет образу боли образ движения, сохраняя его активным.
За внимание человека постоянно борется огромное количество динамических систем, как соразмерных человеку, так и несоразмерных. Очевидно, это борьба не случайна! Направляя внимание на тот или иной образ, мы продаем его собственной силой. Это нам хорошо известно на примере той же боли, которая может исчезнуть, если наше внимание окажется проложенным каким нибудь более интересным для нас образом (фильмом, книгой, общением). Думаю, каждый эо переживал в своей жизни хотя бы раз. Срабатывает принцип вытеснения и замещения. Именно этот принцип рекомендуют разные учителя позитивного мышления.
Таким образом можно сказать, что внимание человека — основная валюта, которую мы производим, как пчелы мед. Причем производим в значительной степени бесконтрольно и практически непрерывно.
Возникают вопросы: стоит ли пытаться взять под контроль собственный фокус внимания (большинство систем склоняется к тому, что стоит)? И на что следует его направлять, чтобы получить гарантированный результат?
Что есть внимание? Это способность соединять образы с образом себя, то есть осознавать.
Пример: я иду по улице, ощущаю порывы ветра (чувственный образ), думаю о предстоящей встрече и разговоре (ментальное моделирование образов), обхожу препятствия и людей (сочетание визуальных и кинестических образов)… Все это соединено с моим я. Я иду, думаю, чувствую.
Если я попытаюсь ещё слушать музыку или напевать мелодию (звуковые образы), то обдумывать предстоящий разговор я уже не смогу. Об'ем моего внимания не безграничен.
Это важный момент! Внимание и способность к осознанию имеет ограниченный ресурс!
Пример: цыганский гипноз. Цыганка берет жертву за руку и начинает водить пальцем по ладони. Типа гадает, показывает линии. При этом она быстро говорит. Все это носит целью перегрузить каналы восприятия. Тактильный, визуальный, аудиальный. Далее она наблюдает за зрачками жертвы.
Что при этом происходит с человеком? Правильно, его внимание связывается настолько, что образ себя перестает активно контролировать происходящее и оценивать происходящее! То есть я человека перестает подпитываться вниманием и самоосознаваться. Связь самоосознания разрывается. И… человек входит в транс. Это цыганка видит по зрачкам жертвы. Они расширяются, взгляд слегка стекленеет. Все! Жертва дошла до кондиции. Далее гипнотизёр даёт внушение, которое идёт в обход сознательного я человека. Восприятие есть, а осознания нет! Приказ гипнотизёра становится неосознаваемой установкой к действию, проникшей в архив неосознанных образов.
По существу, все возможности человека сводятся к осознанному управлению фокусом собственного внимания. А воля — способность удерживать внимание на произвольно выбранном образе, невзирая на нарастающее вторжение в пространство внимания других образов.
Пример: бегун, заканчивающий ди́станцию, невзирая на боль в теле, совершающий шаги из последних сил. Нарастающая боль — это и есть посторонний образ, усиливающийся настолько, что постепенно вытесняет все остальные. Но я человека противоставляет образу боли образ движения, сохраняя его активным.
За внимание человека постоянно борется огромное количество динамических систем, как соразмерных человеку, так и несоразмерных. Очевидно, это борьба не случайна! Направляя внимание на тот или иной образ, мы продаем его собственной силой. Это нам хорошо известно на примере той же боли, которая может исчезнуть, если наше внимание окажется проложенным каким нибудь более интересным для нас образом (фильмом, книгой, общением). Думаю, каждый эо переживал в своей жизни хотя бы раз. Срабатывает принцип вытеснения и замещения. Именно этот принцип рекомендуют разные учителя позитивного мышления.
Таким образом можно сказать, что внимание человека — основная валюта, которую мы производим, как пчелы мед. Причем производим в значительной степени бесконтрольно и практически непрерывно.
Возникают вопросы: стоит ли пытаться взять под контроль собственный фокус внимания (большинство систем склоняется к тому, что стоит)? И на что следует его направлять, чтобы получить гарантированный результат?
44 комментария
Если я погружен в чтение, а рядом раздается громкий звук, выстрел, то внимание мгновенно переключается на поиски источника звука. Ряд образов, порождаемых чтением, оказывается разорван.
Я могу «размазать» внимание на большой объем, наблюдая, слушая все и вся вокруг.
Могу сконцентрировать на каком-то одном ощущении, образе.
Назовем все одним понятием «образ»! Визуальный, звуковой, такти́льный, порожденные перцепцией тела или воспоминаниями, не суть.
Вопрос концентрации и деконцентрации. Но все равно об'ем внимания ограничен.
Аналогия с молотком. Один для утрамбовываания плитки с широким плоским резиновым навершием, другой — клевец с острым калёным кончиком, которым легко можно пробить доспехи… Но сила бьющего ограничена.
Что касается объектов большего счастья, то любая динамическая система стремится к повышению комфорта (в моем лексиконе очень широкое понятие, охватывающее абсолютно все желания и потребности, которые могут меняться в зависимости от условий)
Чтобы касается источника, то я такового не знаю.
А вот процесс трансформации ощущений в образы, мне хорошо знаком. Но к источнику он не имеет отношения.
Никто не знает,… Загадка… :)
А у тебя есть свои версии ответов?
есть!
эта тема для меня действительно интересная, думаю для тебя тоже раз ты ее сформулировал и оформил…
давай поиследуем ее вместе шаг за шагом т ск
Твой ход! ;)
Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.
Внимание находит себе выражение в отношении субъекта (например, человека) к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность субъекта, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
Внимание обусловливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчётливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре сознания человека, все остальное воспринимается слабо, неотчётливо, однако направленность нашего внимания может меняться.
Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.
Именно подчинённость направленности и концентрации внимания делает его инструментом личности.
Основной вопрос: как использовать этот инструмент в контексте саморазвития?
Например, то же христианство ориентирует на стяжание Духа.
Маги толтеков говорят о принципах воина. И т, п.
Более того это все о покое ума… любая серьезная практика об этом…
Можем ли мы двигаться предельно трезво и непредвзято, оставив все что не имеет отношение к нашему текучему опыту?
в бодрствующем состоянии человека ум не бывает в покое. Осознаваемые впечатления непрерывно обрабатываются умом и архивируются в памяти в виде образов.
что ты понимаешь под «предельной трезвостью и непредвзятостью»?
Само движение предполагает некое направление. А наличие направления разве не является предвзятостью?
ум в покое это не отсутствие его активной части а максимальное присутствие его спокойной части
верно и я именно поэтому предлагаю двигаться из не знания исходя только из текучего опыта внимания, если для тебя это осуществимо?
Кроме того, присутствие спокойной части разве не тождественно ее отсутствию совсем?
Но если полностью отсутствует активность ума, будет ли существо способно реагировать?.. Вряд ли.
тождественно но не то же самое…
на самом деле у тебя в течении дня имеется опыт отсутствия активности ума и при этом ты реагируешь.
Я понимаю что ты говоришь и от куда, ты прав… мы сразных концов подходим
Но для меня исследование чего угодно это исходная точка где я не знаю и двигаюсь к пониманию этого например Внимания через текучий опыт, для того чтобы исследовать должно быть только Внимание и тогда мы сможем об этом реально поговорить а иначе мы будем перемалывать знания о внимании, прошлых опытах и тд…
Хотя у тебя я неоднократно встречал заявления, что ты опираешься не на прошлые знания.
Только вот вопрос: речь и значения слов относятся к прошлому знанию? Вне всяких сомнений, да!
Любое описание — всегда прошлый и к тому же обусловленный опыт.
Все происходит потому что я внимателен к процессу появления слов и понятий но слова и понятия это всегда прошлое это факт, но внимание это всегда настоящее то что сейчас, это разные берега.
Или ты считаешь, что это не так?
Это движение только на чистом Внимании
если есть сравнение это текущий обусловленный опыт, обусловленность это то что не даст исследовать, хотя выводы можно сделать просто грандиозные
От чего ты собрался очищать внимание?
Чистое от чего?
Чистое внимание у ребенка, который не знает назначения предметов. Ну так он и пользоваться ими самостоятельно не может. Даже более того, многими он себе навредит!
от знаний о теме которую хотим исследовать
Вредит не внимание а отсутствие опыта. Но когда мы будем исследовать Внимание то прошлый опыт не даст ясно понять о чем идет речь.
Чтобы говорить о внимании нужно в нем быть и говорить о том что имеем, мы будем использовать слова только для описания текучего опыта
А описывать текущий опыт мы будем уже с использованием предшествующего, поскольку сами способы описания — плод предшествующего опыта.
И даже под угрозой смерти я не смогу описать свой стах на литовском языке! Описаюсь от ужаса, буду стоять в луже испражнений, но описать не смогу!
Мне некуда направить свое внимание, чтобы выстроить такое описание!
Если сегодня я испытываю нечто новое и свежее то чего никогда не испытывал то и описания новые и свежие.
слова будут одни и тежи но их качество иное их определит новизна опыта
Пример
Ты идешь в туалет. Раньше ты получил знания о том как это сделать чтоб не промахнуться и был внимателен. Сейчас знания не нужны достаточно внимания. Если ты идешь и садишься на стул будучи вниматеольным но при этом со спокойным умом ты не промохнешься, не сядишь мимо. А если ты полон знаний как это сделать но не внимателен можешь упасть, промахнуться.
Поэтому помогает внимание а не знание и оно может функционировать как чистый феномен вне знаний, при чем функционировать тотально, и конечно все взаимо связано я ничего не исключаю…
Вижу множество манипуляций посредствоом этого феномена и это напоминает цыганские штучки...8)
На тему безграничного… Ты стремишься выйти на нечто безграничное? На что? Нужно ли вниманию выходить на безграничное?
в индивидуальном порядке да, но неужели ты хочешь сказать что если мой опыт не в твоем внимании то мой опыт не станвится опытом? я могу не видеть тебя но у тебя опыт есть это факт
это стремление моей жизни это сама моя жизнь
Это не вопрос внимания и его необходимости. Внимание всегда ограничено и с помощбю его практики т ск мы можем получить опыт, вещи и тд. но это всегда будет чемто ограниченым. Но чем чище, тотальнее внимание тем тотальнее мы видим что опыт всегда ограничен это приводит лишь к одной но фундаментальной вещи к тишине и покою ума.
в рамках получения опыта и вещей да если в этом есть интересс или нужда.
на то что тебе нужно и сперва ты должен это уже знать.
Но многие культивтруют внимание как нечто, называя его разными иными терминами и якобы этот феномен открывает нечто вне опыта, нечто неограниченое, трансцендентное, но это невозможно, если такое открытие случается то это просто новый опыт а опыт всегда ограничен, так как поговорить мы можем лишь о том в чем присутствовало внимание и следовательно было знание об этом…
Так опыт всегда индивидуален. По другому не бывает. Поэтому я всегда предлагаю просветлённым, заявляющие, что они — все сущее, в том числе и я, узнать мой опыт. На этом все быстро заканчивается :))
А вот это интересно! Стремление заполнить собой все. Любая форма стремится к бесконечному распространению. Да. Имеет место быть. Как следствие — конкуренция форм.
И тут два пути. Расширять себя до бесконечности. Либо соединяться с тем, что уже присутствует везде в бесконечности. То есть с одной из частей первичной дуальности. Религии и пр.в качестве такой цели предлагают ян-шень.
С этим я согласен полностью. Только если мы говорим о познании одной из частей первичной дуальности, то она трансцендентна, поскольку Инь и Ян творят все сущее. То есть выходит, что ограниченное познает безграничное. Не?
понимаю, но я не исключаю что такие были есть или будут, я сам не видел и в моем опыте такого не было но я не исключаю ничего так как Не Знаю и исхожу из этого, определяя для себя такой взгляд полнценным и целостным.
понимаю о чем ты
я вижу так, что сам Взгляд на дуальность это Взгляд на Целое и в целом этот опыт и есть единственная трансцендентность т е воспринимая Реальность такой какая она есть мы ее превосходим, расширяем и становимся едины со всем…
уже второй раз трансплантация)) недавно с klb сейчас с тобой))
Я именно к этому и вел, но не знал как подвести и вот ты сам это озвучил!))
Это отдельная тема для меня тоже очень интересная!))
Хотя вопрос, на что же стоит направлять внимание, остался без ответа…
И мой практичный и заточенный на поиск работающих методов ум остаётся неудовлетворенным ;/
может ли на самом деле тебя удовлетворить что то из вторых рук?
Для меня удовлетворение в покое и тишине, я даже ощущаю что в этом есть благодать…
И я занят лишь тем что к этому ведет. Так же в этом состоянии тишины и покоя есть ясность понимание и свобода исследовать…
А что для тебя удовлетворение?
Внимание само по себе является тем что может быть удовлетворением, его расслабленность и направление может быть любым тут уже доминирует его качество а не цель…
Своего рода стриптиз.
Начну с того, что у меня весьма активный ум и интеллект. Я исследователь по своей природе. Мне нравится изучать новое. И сам процесс познания является для меня источником удовольствия.
В то же время есть и опыт познания присутствия Духа. Почти идентичный описанному в беседе Мотовилова с Саровским. Тоже весьма примечательное состояние, которое можно обозначить как цель.
Есть и опыт сердечной молитвы, как этап для достижения духа.
Правда не совсем по́нятно как вести обычную жизнь в этих состояниях.
В то же время есть опыт накопления энергии в нижнем котле, ее под'ема. Есть опыт выхода из тела.
И они могут служить ориентиром для концентрации внимания, поскольку достигнуты именно с ее помощью.
Так что целей может быть великое множество.
И ты меня грохнул ха ха ха
Хотя последнее время так и тянет скинуть эту тесную овечью шкурку и разорвать пару лживых глоток…
А глотка бывает лживой?.. Не знаю…
Тогда вырвать пару лживых языков и перерезать глотки!
Что это я? Я же овечка!.. Рассатанили! Суки…
Повертел голым задом у шеста, и довольно.
Надеюсь, понравилось!
Я только сейчас обратил внимание на пост с соответствующим названием.
Синхронизм, однако…
Кстати, слово Реклама, женского рода)))
Попы, привлекают моё внимание.
Меня один садхак, по Скайпу, пытался завести в зону, До внимания.
Он мне сказал, что стоит только один раз туда попасть, и всё, это и есть то чему учат все книги и мастера. Так ли это?