1 февраля 2022, 04:22
Вновь *разделение* :D Немного Гурджиева и Успенского для ума.
Семь градаций понятия «человек».
Обратимся ещё раз к идее человека
В языке, о котором я говорю, вместо слова «человек» употребляются семь слов, а именно: человек номер один, человек номер два, человек номер три, человек номер четыре, человек номер пять, человек номер шесть и человек номер семь
С этими семью понятиями люди, говоря о человеке, уже смогут понимать друг друга.
Человек номер семь – это такой человек, который достиг полного
развития, возможного для человека, который обладает всем, чем может обладать человек, т. е. волей, сознанием, постоянным и неизменным Я, индивидуальностью, бессмертием, а также многими иными
свойствами, которые мы в своей слепоте и в своём невежестве приписываем себе. Лишь тогда, когда мы до известной степени понимаем человека номер семь и его свойства, мы можем понять и те постепенные переходы, которыми к нему приближаемся, т.е. понимаем процесс возможного для нас развития.
«Знание человека номер семь – это его собственное знание, которое невозможно от него отобрать; это объективное и целиком практическое знание Всего .
Человек номер шесть — стоит очень близко к человеку номер семь, Его отличает от человека номер семь только то обстоятельство, что некоторые из его качеств ещё не стали постоянными.
«Знание человека номер шесть – это полное знание, какое только возможно для человека; но его ещё можно утратить.
Человек номер пять — также является недостижимым для нас стандартом, так как это человек, достигший единства.
Человек номер пять уже достиг кристаллизации; он не может измениться так, как изменяется человек номер один, номер два или три. Но нужно отметить, что человек номер пять может появиться в результате как правильной, так и неправильной работы. Он может стать номером пятым из номера четвёртого; но он может стать номером пятым, не побывав номером четвёртым. В этом случае он не способен развиваться далее, стать номером шестым и седьмым Чтобы сделаться номером шестым, он должен вновь расплавить свою выкристаллизовавшуюся сущность, намеренно утратить своё бытие в качестве человека номер пять. Этого можно достичь только путём ужасных страданий. К счастью, такие случаи неправильного развития бывают очень редко.
«Знание человека номер пять – это целостное, неделимое знание. Он имеет одно неделимое Я, и всё его знание принадлежит этому Я. Он не может иметь одно «я», которое будет желать чего-то такого, что неизвестно другому «я». То, что он знает, знает всё его существо в целом. Его знание ближе к объективному знанию, чем знание человека номер четыре.
Человек номер четыре – это промежуточная стадия.
Человек номер четыре не рождается готовым. Он рожден как номер один, два или три, и становится номером четыре только в результате определённого рода усилий. Человек номер четыре – это всегда
продукт школьной работы. Он не может ни родиться, ни развиваться случайно, в результате ординарных влияний, воспитания, образования и тому подобного; человек номер четыре уже стоит на уровне, отличном от уровня номер один, два и три; он имеет постоянный центр тяжести, состоящий из его идей, его оценки работы, его отношения к школе. Вдобавок, его психические центры уже начали приходить в равновесие; в нём один из центров не может иметь такого преобладания над другими, как это бывает у людей первых трёх категорий Он уже начинает познавать себя, начинает понимать, куда идёт.
«Знание человека номер четыре представляет собой род знания, весьма отличный от предыдущих. Это знание, исходящее от человека номер пять, который в свою очередь получает его от человека номер шесть; а к тому оно поступает от человека номер семь. Но, конечно, человек номер четыре усваивает из этого знания только то, что он может усвоить сообразно своим силам. По сравнению с человеком номер один, два и три человек номер четыре начал уже освобождаться от субъективных элементов в своём знании, начал движение по пути к объективному знанию .
Человек номер один, два и три – это люди, образующие механическое человечество и пребывающие на том же уровне, на каком они родились.
Человек номер один – это человек, у которого центр тяжести психической жизни лежит в двигательном центре. Это человек физического тела, у которого двигательная и инстинктивная функции
имеют перевес над эмоциональной и мыслительной функциями.
Человек номер два – это человек на том же уровне развития, но его эмоциональный центр совпадает с центром тяжести психической жизни. Это человек, у которого эмоциональная функция имеет перевес над всеми прочими, человек чувств, эмоций.
Человек номер три — означает человека на том же уровне развития; но у него центр тяжести психической жизни лежит в интеллектуальном центре, т.е. мыслительная функция получает преобладание над
двигательной, инстинктивной и эмоциональной функциями; это человек рассудка, который ко всему подходит с точки зрения теорий и умственных соображений.
Каждый человек рождается как человек номер один, номер два или номер три.
Теперь можно сказать, что существует знание номер один, основанное на подражании или инстинктах, заученное, втиснутое в человека, сообщенное ему долгими упражнениями. Человек номер один,
если он таков в полном смысле слова, заучивает всё наподобие попугая или обезьяны.
«Знание человека номер два – это просто знание того, что ему нравится; а того, что ему не нравится, он не знает. Всегда и во всём он желает чего-то приятного. Если же это больной человек, он будет,
напротив, знать только то, что ему неприятно, что его отталкивает, пробуждает в нём страх, ужас, отвращение.
«Знание человека номер три – это знание, основанное на субъективно-логическом мышлении, на словах, на буквальном понимании. Это знание книжного червя и схоласта. Человек номер три,
например, подсчитал, сколько раз каждая буква арабского алфавита повторяется в Коране Мухаммада; и обосновал на этом целую систему толкования Корана.
вместо постскриптума
«Правильная работа на себя, по словам Гурджиева, начинается с создания постоянного центра тяжести. Это отличает уровень бытия человека номер четыре. Это человек, который пробудился к себе и спрашивает: „Кто я?“. Он видит, что он не знает, что он существует, и как он существует. Он видит, что он живет во сне, и чувствует необходимость знать свою собственную реальность. Он начинает разделять вещи в себе, реальное от воображаемого, сознательное от автоматического. В отличие от человека номер один, два или три, он видит, с определенной ясностью, он знает ситуацию. Силы в нем начинают приобретать направление, направление центра тяжести внимания. Знание себя становится самой важной целью, центром тяжести его мыслей и интересов. Он хочет видеть себя таким, какой он есть. Его центр тяжести является вопросом; вопросом, который не дает ему спать. И для того, чтобы познать самого себя, он изо всех сил пытается привнести свое внимание в ту точку, где он может разделить его между Присутствием, которое он пытается сохранить и проявлениями, в которых он теряется. Это требует бдительности, которая может быть сохранена, только если все центры работают с одинаковой интенсивностью. Он должен ощущать, думать и чувствовать одновременно, не допуская доминирования какого-либо центра. Если баланс нарушается, то усилие, направленное на осознанность, останавливается. Человек номер четыре тот, кто изо всех сил, старается установить связь между своей сущностью и своими функциями». Жанна де Зальцман. «Реальность Бытия».
Обратимся ещё раз к идее человека
В языке, о котором я говорю, вместо слова «человек» употребляются семь слов, а именно: человек номер один, человек номер два, человек номер три, человек номер четыре, человек номер пять, человек номер шесть и человек номер семь
С этими семью понятиями люди, говоря о человеке, уже смогут понимать друг друга.
Человек номер семь – это такой человек, который достиг полного
развития, возможного для человека, который обладает всем, чем может обладать человек, т. е. волей, сознанием, постоянным и неизменным Я, индивидуальностью, бессмертием, а также многими иными
свойствами, которые мы в своей слепоте и в своём невежестве приписываем себе. Лишь тогда, когда мы до известной степени понимаем человека номер семь и его свойства, мы можем понять и те постепенные переходы, которыми к нему приближаемся, т.е. понимаем процесс возможного для нас развития.
«Знание человека номер семь – это его собственное знание, которое невозможно от него отобрать; это объективное и целиком практическое знание Всего .
Человек номер шесть — стоит очень близко к человеку номер семь, Его отличает от человека номер семь только то обстоятельство, что некоторые из его качеств ещё не стали постоянными.
«Знание человека номер шесть – это полное знание, какое только возможно для человека; но его ещё можно утратить.
Человек номер пять — также является недостижимым для нас стандартом, так как это человек, достигший единства.
Человек номер пять уже достиг кристаллизации; он не может измениться так, как изменяется человек номер один, номер два или три. Но нужно отметить, что человек номер пять может появиться в результате как правильной, так и неправильной работы. Он может стать номером пятым из номера четвёртого; но он может стать номером пятым, не побывав номером четвёртым. В этом случае он не способен развиваться далее, стать номером шестым и седьмым Чтобы сделаться номером шестым, он должен вновь расплавить свою выкристаллизовавшуюся сущность, намеренно утратить своё бытие в качестве человека номер пять. Этого можно достичь только путём ужасных страданий. К счастью, такие случаи неправильного развития бывают очень редко.
«Знание человека номер пять – это целостное, неделимое знание. Он имеет одно неделимое Я, и всё его знание принадлежит этому Я. Он не может иметь одно «я», которое будет желать чего-то такого, что неизвестно другому «я». То, что он знает, знает всё его существо в целом. Его знание ближе к объективному знанию, чем знание человека номер четыре.
Человек номер четыре – это промежуточная стадия.
Человек номер четыре не рождается готовым. Он рожден как номер один, два или три, и становится номером четыре только в результате определённого рода усилий. Человек номер четыре – это всегда
продукт школьной работы. Он не может ни родиться, ни развиваться случайно, в результате ординарных влияний, воспитания, образования и тому подобного; человек номер четыре уже стоит на уровне, отличном от уровня номер один, два и три; он имеет постоянный центр тяжести, состоящий из его идей, его оценки работы, его отношения к школе. Вдобавок, его психические центры уже начали приходить в равновесие; в нём один из центров не может иметь такого преобладания над другими, как это бывает у людей первых трёх категорий Он уже начинает познавать себя, начинает понимать, куда идёт.
«Знание человека номер четыре представляет собой род знания, весьма отличный от предыдущих. Это знание, исходящее от человека номер пять, который в свою очередь получает его от человека номер шесть; а к тому оно поступает от человека номер семь. Но, конечно, человек номер четыре усваивает из этого знания только то, что он может усвоить сообразно своим силам. По сравнению с человеком номер один, два и три человек номер четыре начал уже освобождаться от субъективных элементов в своём знании, начал движение по пути к объективному знанию .
Человек номер один, два и три – это люди, образующие механическое человечество и пребывающие на том же уровне, на каком они родились.
Человек номер один – это человек, у которого центр тяжести психической жизни лежит в двигательном центре. Это человек физического тела, у которого двигательная и инстинктивная функции
имеют перевес над эмоциональной и мыслительной функциями.
Человек номер два – это человек на том же уровне развития, но его эмоциональный центр совпадает с центром тяжести психической жизни. Это человек, у которого эмоциональная функция имеет перевес над всеми прочими, человек чувств, эмоций.
Человек номер три — означает человека на том же уровне развития; но у него центр тяжести психической жизни лежит в интеллектуальном центре, т.е. мыслительная функция получает преобладание над
двигательной, инстинктивной и эмоциональной функциями; это человек рассудка, который ко всему подходит с точки зрения теорий и умственных соображений.
Каждый человек рождается как человек номер один, номер два или номер три.
Теперь можно сказать, что существует знание номер один, основанное на подражании или инстинктах, заученное, втиснутое в человека, сообщенное ему долгими упражнениями. Человек номер один,
если он таков в полном смысле слова, заучивает всё наподобие попугая или обезьяны.
«Знание человека номер два – это просто знание того, что ему нравится; а того, что ему не нравится, он не знает. Всегда и во всём он желает чего-то приятного. Если же это больной человек, он будет,
напротив, знать только то, что ему неприятно, что его отталкивает, пробуждает в нём страх, ужас, отвращение.
«Знание человека номер три – это знание, основанное на субъективно-логическом мышлении, на словах, на буквальном понимании. Это знание книжного червя и схоласта. Человек номер три,
например, подсчитал, сколько раз каждая буква арабского алфавита повторяется в Коране Мухаммада; и обосновал на этом целую систему толкования Корана.
вместо постскриптума
«Правильная работа на себя, по словам Гурджиева, начинается с создания постоянного центра тяжести. Это отличает уровень бытия человека номер четыре. Это человек, который пробудился к себе и спрашивает: „Кто я?“. Он видит, что он не знает, что он существует, и как он существует. Он видит, что он живет во сне, и чувствует необходимость знать свою собственную реальность. Он начинает разделять вещи в себе, реальное от воображаемого, сознательное от автоматического. В отличие от человека номер один, два или три, он видит, с определенной ясностью, он знает ситуацию. Силы в нем начинают приобретать направление, направление центра тяжести внимания. Знание себя становится самой важной целью, центром тяжести его мыслей и интересов. Он хочет видеть себя таким, какой он есть. Его центр тяжести является вопросом; вопросом, который не дает ему спать. И для того, чтобы познать самого себя, он изо всех сил пытается привнести свое внимание в ту точку, где он может разделить его между Присутствием, которое он пытается сохранить и проявлениями, в которых он теряется. Это требует бдительности, которая может быть сохранена, только если все центры работают с одинаковой интенсивностью. Он должен ощущать, думать и чувствовать одновременно, не допуская доминирования какого-либо центра. Если баланс нарушается, то усилие, направленное на осознанность, останавливается. Человек номер четыре тот, кто изо всех сил, старается установить связь между своей сущностью и своими функциями». Жанна де Зальцман. «Реальность Бытия».
0 комментариев