17 августа 2022, 10:19

Planescape: Torment. Отделенное и Трансцендентное.



Была в самом начале 2000-х компьютерная ролевая игра о загробном мире на изометрическом движке Planescape: Torment, до сих пор считающейся одной из лучших игр. История начинается с пробуждения главного героя, загадочного Безымянного, (The Nameless One) на препарационном столе морга. Он не помнит ни кто он, ни что с ним произошло, ни даже своего имени. В роли Безымянного, игрок путешествует по разным мирам в надежде пролить свет на тайну, окружающую его прошлое и настоящее.

К нему подлетает череп Морте и советует бежать. Безымянный отправляется на поиски ответов на два основных вопроса: почему он бессмертен и как ему снова стать смертным. «Planescape: Torment» затрагивает темы вины, искупления, взаимоотношений, значимости восприятия реальности и важности самопонимания, самосознания.



Летающий череп Морте хоть и не был героем, но постоянно играл ту же роль для Безымянного героя, что и Осёл для Шрека. Меняя представления о смерти игрока.



Морте: Псс… Совет, шеф; С этого момента я бы помалкивал — не нужно помещать в мёртвую книгу больше трупов, чем необходимо… особенно женщин. Кроме того, их убийство может привлечь сюда смотрителей.

Безымянный: Какое тебе дело до женских трупов?

Морте: Ты что серьезно? Послушай, шеф, эти дохлые цыпочки — последний шанс для парочки отважных хулиганов вроде нас. Мы должны быть галантными рыцарями… не рубить их на ключи, не отрубать им конечности и тому подобное.

Безымянный: Последний шанс? О чем ты говоришь?

Морте: Шеф, ОНИ МЕРТВЫ, МЫ МЕРТВЫ… видите, куда я клоню? А? А?

Безымянный: Ты не можешь быть серьезным.

Морте: Шеф, у нас уже есть вступительная реплика для этих хромающих дам. Мы все уже точно умерли хотя бы раз: нам будет о чем поговорить. Они оценят мужчин с нашим опытом смерти.

Безымянный: Подожди… Разве ты раньше не говорил мне, что я не умер?

Морте: Ну… ладно, ладно, ты может и не умер, но я умер. И на том месте, где я нахожусь, я был бы не против разделить гроб с некоторыми из этих прекрасных жилистых трупов, которые я вижу здесь.

Морте: Давай, шеф! Мы в здании с самыми сексуальными девчонками по эту сторону мультивселенной, а ты останавливаешься, чтобы поговорить с модронами?


Так же в этой игре рассказвалась прекрасная причта о старике и его пути:
Старик в одиночестве сидел на темном пути. Он не был уверен, в каком направлении стоит двигаться, да и вовсе забыл, куда шел и кто он такой. Он присел, чтобы дать отдых своим уставшим ногам, когда перед ним появилась старушка. Она улыбнулась беззубой улыбкой и прокаркала:
— Твое третье желание. Давай, говори!
— Третье желание? — поразился старик. — Как может быть третье, если еще первого и второго не было?
— Два желания ты уже истратил, — сказала ведьма, — но вторым твоим желанием было вернуть все на круги своя в таком виде, как это было до первого желания. Поэтому ты ничего и не помнишь, потому что все стало так, как было до начала исполнения твоих желаний. — Она расхохоталась, глядя на струхнувшего старца. — Итак, у тебя осталось лишь одно желание.
— Хорошо, — сказал старик. — Я, конечно, в это не верю, но если пожелаю, большого вреда не будет. Я желаю знать, кто я такой.
— Забавно, — сказала старуха, удовлетворив его желание и навсегда исчезнув. — Таким же было и твое первое желание.

В игре происходят диалоги, указывающие на ложное геройство главного героя, который не помнит себя. Который не помнит нечто плохое, но видит лишь хорошее.

Старушка: [Когда Безымянный говорит ей, что он авантюрист]
— Держу пари, у тебя есть всякие *разные* глупые вопросы!
Она же, имитируя образ героя:
— Привет, у меня есть несколько вопросов… можете рассказать мне об этом месте? Кто такая Леди Боли? Знаете ли вы, где может быть портал в 2817-й План Бездны? -Аут-Йер-Бум
Она плюется.
— Навоз, всё это! Только попадешь в Книгу Мертвых! Я должна дать тебе по голени даже за то, что ты пристаешь к бедной старой женщине со всем этим!
— А теперь уходи и оставь меня в покое!


В процессе игры один из персонажей, Нордом, дает понять Безымянному, что смерть сама по себе не является причиной потерь памяти, поскольку происходит не каждый раз, когда Безымянный умирает. Что Бессмертный теряет память при иных строго определённых, но неизвестных на данный момент факторах и обстоятельствах не зависящих от смерти.

В итоге по сюжету, ты понимаешь, что в прошлом, будучи ещё смертным, Безымянный совершил некое ужасное преступление, деталей которого он не помнит. За совершённые деяния Безымянный был приговорён к вечному служению в Войне Крови, глобальном конфликте. Чтобы избежать наказания и, возможно, хоть как-то искупить его, Безымянный хочет найти кого-то достаточно могущественного, способного сделать его бессмертным. Следуя советам мудреца Морти, Безымянный направляется в Серые пустоши к ночной ведьме Равель. Она согласилась сделать его бессмертным. Дабы выполнить задуманное, Равель отделила от Безымянного его смертность, превратив её в Трансцендентное воплощение Безымянного (The Trancedent One). Однако ритуал пошёл не совсем так, как планировалось: решив проверить выполненное, ведьма убила Безымянного, однако после возрождения тот потерял память, начисто забыв все свои мотивы и стал по сути новой личностью.

С тех пор прошло много лет, Безымянный прожил множества воплощений, пытаясь по крупицам найти или вспомнить любые сведения, относящиеся к его прошлому. В конце концов Безымянный добирается до плана отрицательной материи, чтобы встретить свою смертность, называющую себя Трансцендентным началом.

И у них происходит финальный диалог. Трансцендентный говорит Безымянному, которого тот называет Оторванным, что соединившись друг с другом для них обоих наступит конец, будущего больше не будет и лишь разделённость друг от друга им позволяет сосуществовать и перерождаться Оторванному. Трансцендентный всегда будет ненавидеть Безымянного. Настолько, что эта ненависть разрушает планеты. И эту часть плохого в себе, эту часть ненависти нужно принять. Тогда цикл смертей и перерождений Оторванного и непомнящего себя прошлого закончится.

Трансцендентный: Я тот, кто бродит рядом с течением жизни. Мой голос — предсмертный хрип, последний вздох в горле, шепот умирающего.

Безымянный: Что может изменить природу человека?

Трансцендентный: Зачем ты задаешь этот вопрос? Ты знаешь, что на него нет ответа.

Безымянный: Я долго путешествовал по Планам и научился тому, что множество вещей может изменить природу человека. Раскаяние, любовь, месть или страх. Всё, во что ты веришь и ощущал может изменить природу человека.

Трансцендентный: Значит ты извлек неверный урок, оторванный.

Безымянный: Да? Я видел, как вера движет городами, как делает людей способными отречься от смерти, и как она смягчает сердце злобной ведьмы. Вся эта крепость целиком построена на вере. Вера прокляла женщину, чье сердце цеплялось за надежду что её возлюбленный любит её, тогда как он её не любил. И однажды вера заставила человека достичь бессмертия. И вера заставляет думать заносчивый дух, что он является чем-то большим, чем просто частью меня.

Трансцендентный: Твоё пренебрежение принесёт тебе боли больше чем любая рана в этом месте. Вера не может изменить природы человека.

Безымянный: Думаю что может. Думаю что вера даже поможет мне умереть, если я достаточно сильно буду верить.

Трансцендентный: Ты не обладаешь силой желать подобных вещей.

Безымянный: Сфокусироваться на своих желаниях, сосредоточиться на себе.

Трансцендентный: Ты глупец, если думаешь, что можешь добиться подобного. Ты с трудом сохраняешь даже свой разделённый ум. Тебе больше некуда пасть, Оторванный.

Безымянный: Продолжать сосредотачиваться.

Трансцендентный: Стой, глупец, ты не знаешь что делаешь. Если ты это сделаешь, то мы оба будем уничтожены, ты убьешь нас обоих. Для нас не будет будущего. Мы будем и дальше страдать.

Безымянный: Я вижу два выхода. Или мы вместе умираем навсегда. Или ты будешь разделять мой разум на части, убивая снова и снова прошлого меня.

Трансцендентный: Знай, что я всегда ненавидел тебя, Оторванный. Если мы соединимся, я буду продолжать ненавидеть тебя. Знай, что когда ты окончательно умрешь, я буду рад этому. Знай что моя ненависть к тебе уничтожит сами планеты. Приготовься мы станем единым до конца твоей жизни. Я и есть смерть. Я знаю природу жизни и смерти. Когда мы сольемся мои знания станут и твоими.

Безымянный: Хорошо, я готов стать смертным.


После слияния с Трансцендентным, Безымянного настигает наказание за совершённое им злодеяние, которое он избегал в пошлом, он гибнет, воплощается в одном из ключевых слоёв ада, где происходит вечная Война Крови между порядком и хаосом. Это войну ему и нужно пройти, а не избегать её.

На этом игра заканчивается. И намекает нам на очень важную вещь, что трансцендентное бессмертное начало, в котором часто зависают люди, лишь отделенная героическая и крайне сильная часть нас, которая проявляется в попытках избегать трудностей и наказаний по жизни. А страдания между наковальней порядка и хаоса надо уметь принимать и учиться их преодолевать по жизни…
  • нет
  • 0

1 комментарий

DmitryA
Ещё одна цитата из игры.

Равель:
В мире единиц и нулей нет места для «двойки», нет места для «может произойти» в доме правды и лжи и нет места для «позеленевшего от зависти» в черно-белом мире.