31 августа 2022, 01:10
Дуновение пустоты.
Идея о том, что реальность субъективна и определяется нашим восприятием, довольно древняя. Будда говорил: «Мы то, о чем мы думаем. Все, чем мы являемся, возникает из наших мыслей. С их помощью мы создаем мир». Вполне понятно, что при деперсонализации, серьезном нарушении мыслей и чувств, относящихся к индивидуальному «я», меняется весь мир людей, страдающих этим расстройством. Пока остается нетронутым то, что однажды было принято как само собой разумеющееся, человек может чувствовать: все, во что он когда-либо верил, можно восстановить до исходного состояния или создать заново. Чувствуя измененность или отсутствие своего «я», люди могут попасть в совершенно иной мир. Столкновение с подобным может принимать разные формы, даже облик духовного пробуждения, но иногда оно порождает беспокойство, экзистенциальные размышления или, в некоторых случаях, произведения искусства.
Расстройство деперсонализации длиною в жизнь, открывает состояние разочарования и печали, которое возникает, когда живешь наполовину в этом мире, а наполовину в ином. Когда врата восприятия распахнуты, бесконечно пустое проступает сквозь них слишком отчетливо. Однако, это раскрытие не принесит никаких плодов. Многие люди видят и описывают свой опыт полной деперсонализации и того, что было названо le coup de vide — дуновение пустоты. Этот тихий и всеохватывающий сдвиг восприятия, может начаться в разном возрасте. Однако порой этот сдвиг может быть ужасающим, едва ли не деструктивным.
Мне пришлось пережить опыт деперсонализации когда я практиковал асаны хатха йоги как стойку на голове с хорошим погружением в состояние какого то ощущения дна реки. Я мог простоять и 40 минут. Число оборотов наули на одном выдохе без вдоха воздуха я доводил и до 150 раз.
У меня были тяжелые галлюцинации ночью в состояниях выхода из сна. Я видел ночью электрические силовые линии по телу. Я ощущал сонный паралич. Мне кто то в левое ухо долго орал что то на незнакомом мне языке. Согласно оккультным учениям я видел врата, хранителя врат как тело из звёзд и галактик и я заходил за врата по тоннелю где тело мотало как в центрифуге. Вернее так… спустя год галлюцинаций видения врат, врата ожили и они меня просто проглотили в тоннель как центрифуга.
Затем была ослепительная вспышка света с восходом Солнца. Проходит ослепление и я стою где то возле пальм, люди говорят на незнакомом мне языке. Голос в левое ухо горит мне — Шри Ланка. Я так ярко никогда не видел даже в реальности. А до этого я проходил тоннель с выталкиванием меня в какую то звездную россыпь среди тьмы, с первым ощущением дуновения пустоты. Это такая предельная пустота, когда тут мыть унитаз куда интереснее, чем там сидеть как раб лампы. А после ощущение жуткого давления чуть выше бровей и тошнота… Нет это как ощущение насилия, разрыв чего то и ощущение схлопывания внутри.
После чего это ощущение во мне стало разрастаться всё больше и больше. Оно стало поглощать меня. Из этой пустоты стали рождаться какие то тексты и желание выражать невыразимое. Это какой то «прибабах» явно, я никогда ничего не писал и терпеть не мог уроки по литературе. Но не писать сегодня я уже не могу.
К сожалению мои прошлые пристрастия, как увлечение футболом, я не могу больше выносить. Я не могу вернуться в свою жизнь до прохождения врат. Я что то там потерял навсегда и вернуть назад я это уже не могу. Так я начал искать что то похожее на мой опыт. Люди от меня шарахались и меня боялись. И вот я цитирую отрывок из книги Я не я. Что такое деперсонализация и как с этим жить — Джеффри Абугел, Дафни Симеон.
Сквозь тусклое стекло
wikicsu.ru/wiki/Suzanne_Segal
В юности, в 1970-х, Сигал была вовлечена в модное тогда движение трансцендентальной медитации. Спустя несколько лет она разочаровалась и навсегда оставила организацию, затем училась в Калифорнийском университете в Беркли, где спустя два года получила степень в области английской литературы. Переехала в Париж, вышла там замуж, родила дочь. Когда она, как упоминалось выше, стояла в очереди, чтобы сесть в автобус, произошло событие, которое изменило ее жизнь. Неожиданно Сюзанна почувствовала, будто ее уши «разложило» и одновременно с этим она оказалась «заключенной во что-то наподобие пузыря». Это отрезало ее от происходящего вокруг, все ее действия и движения стали чисто механическими. В книге «Столкновение» она подробно описывает этот момент:
Я подняла правую ногу, чтобы шагнуть в автобус, — и столкнулась лоб в лоб с невидимой силой, которая проникла в мое сознание подобно бесшумной взрывной волне и своим порывом распахнула и сорвала с петель дверь моего привычного сознания, словно я разделилась надвое. В возникшем зияющем пространстве то, что я раньше называла своим «я», было с силой вытолкано из своего привычного места внутри меня в новую точку пространства, которая находилась примерно в футе сзади и слева от моей головы. Мое «я» находилось у меня за спиной и смотрело на мир без помощи моих глаз.
Выйдя из автобуса и идя домой, Сигал чувствовала, как «облако сознания» следует за ее телом. Это облако было «свидетелем», который находился позади нее, полностью отделенный от тела, разума и эмоций. Свидетель присутствовал постоянно, как и страх — страх полного физического растворения. На следующее утро, когда ничего не изменилось, Сюзанна начала думать, не сошла ли она с ума и сможет ли когда-либо снова стать собой.
То, что Сигал в дальнейшем называет присутствием «свидетеля», продолжалось месяцами, и облегчение приходило только во сне. Стремление спать как можно больше и дольше она объясняет так: «Во сне мой ум наконец-то останавливал эту непрекращающуюся литанию ужаса, и “свидетель” оставался наблюдать только за бессознательным».
С воспоминаниями о прежнем опыте трансцендентальной медитации приходили мысли о чем-то вроде «космического сознания». Ее гуру что-то говорил об этом как о первой стадии «пробуждения сознания». Но то, что этот ужас может иметь что-то общее с просветлением, казалось невозможным.
Как пишет Сигал, через несколько месяцев присутствия загадочного «свидетеля» он исчез, оставив ее в гораздо более непонятном и, соответственно, более пугающем состоянии, чем в предыдущие несколько месяцев. «Исчезновение “свидетеля” означало исчезновение последних остатков ощущения себя как личности. Благодаря ему в течение какого-то времени удавалось хотя бы сохранять определенную локализацию своего “я” в пространстве, пусть даже и на некотором удалении. Как только “свидетель” “растворился”, не осталось буквально никакого ощущения своего “я”. Способность к восприятию собственной идентичности отключилась и больше никогда не включалась».
Внутри себя Сигал понимала, что коренным образом изменилась, но никто больше этого не замечал. Ее действия были такими же, как и всегда, «как если бы существовал кто-то невидимый, действующий безупречно». Впоследствии она даже смогла получить докторскую степень по психологии. Тем не менее она пишет: «Cамое необычное происходило, когда где-то упоминалось мое имя. Если мне приходилось писать его на чеке или подписывать письмо, я пристально вглядывалась в буквы, написанные на бумаге, и мой разум терялся в недоумении. Это имя ни к кому не относилось. Сюзанны Сигал больше не существовало; возможно, ее никогда и не было».
В попытках разобраться в том, что с ней случилось, Сигал консультировалась с психиатрами. Одни ставили ей диагноз «расстройство деперсонализации», у других не находилось никакого внятного объяснения. С каждым днем в этом загадочном состоянии женщину все больше переполняло чувство страха: «Казалось, что все растворяется у меня перед глазами. Постоянно. Пустота была повсюду, просачивалась сквозь поры каждого лица, на которое я пристально смотрела, вытекала через трещины предметов, которые на первый взгляд казались твердыми. Тело, разум, речь, мысли и эмоции — все было пустым; в них не было ничего, за ними не стояло никакой личности. Я полностью утратила все свои прежние представления о реальности».
Позже она объясняла, что страх, пропитавший всю ее жизнь с момента «происшествия у автобуса», был следствием попыток разума понять смысл всего, что с ней происходило. Согласно ее рассуждениям, разум порождал чувство страха, потому что утратил контроль над иллюзией личности Сюзанны Сигал.
Со временем произошел дальнейший сдвиг. Когда Сигал вела машину, наблюдая зимние пейзажи вокруг, «все вдруг показалось более зыбким. Горы, деревья, скалы, птицы, небо стали одинаковыми. Когда я пристально в них всматривалась, то сперва видела единое целое, которое они собой представляли; затем, подобно второй волне восприятия, я начинала видеть различия. С этого дня у меня появилось постоянное ощущение, что я двигаюсь сквозь все и одновременно состою из “вещества” всего».
Она связалась с духовными наставниками калифорнийского буддистского сообщества — и их объяснения помогли ей облегчить не ослабевающий до сих пор страх. С точки зрения буддийского учения речь шла об анатте (отсутствии «я») и шуньяте (пустоте). Ощущение отсутствия «я» у Сюзанны было не только встречено с пониманием: что-то наподобие этого на самом деле и пытались взрастить с помощью ежедневных ритуалов и медитаций те, кто желал следовать определенным духовным путем.
Она чувствовала, что буддизм предлагает правдоподобное объяснение происходящему, говоря проще — объясняет, что «функции личности» продолжают существовать даже при исчезновении чьего-либо «я». Они известны как скандхи, «соединения», и включают в себя форму, чувства, восприятия, мысли и сознание. Их взаимодействие создает иллюзию собственного «я», которого, как утверждает буддизм, не существует. Когда суть скандх предстает в истинном свете, как неожиданно произошло с Сигал на автобусной остановке, становится понятно, что никакого «я» нет, только скандхи продолжают действовать сообразно своим функциям. Истина состоит в том, что они пусты, не создают «я», но их взаимодействие порождает иллюзию «я». В тибетском буддизме это явление называется «постижение пустоты», в дзен-буддизме говорят о том, чтобы «быть за пределами ума». (В течение многих лет эти явления стремились объяснить и на Западе. Стоит отметить работы «Мудрость Неуверенности» и «Книга» автора Алана Уотса, в которых он объясняет древние ведические традиции «единства» и «не-я» простым языком, используя метафоры.)
Буддизм утверждает, что изменения в сознании происходят по стадиям: приверженности — саддхья, послушания — силья, отрешенности — кагья и обезличивания (деперсонализации) — паннья. Ритуалы и самоподготовка — неотъемлемые от этого процессы, продолжающиеся всю жизнь, и их цель — достижение состояния деперсонализации. Понятно, что незапланированное, неожиданно быстрое попадание в паннья может быть весьма пугающим, даже для тех, кто имеет представление о буддизме.
Когда «Столкновение с бесконечностью» Сигал обрело широкую известность, она получила множество поздравлений от духовных учителей, как восточных, так и западных. Известный индийский гуру Пунджаджи написал: «Между моментом прибытия автобуса и Вашим ожиданием посадки находилась Пустота, в которой не было ни прошлого, ни будущего. Эта Пустота была явлена самой себе. Это чудесный опыт. Он должен остаться с Вами навсегда. Это абсолютная свобода. Вы достигли мудрости (мокши)».
Один из последователей Пунджаджи, который родился в Америке и позже взял имя Гангаджи, успокаивал ее: «Это постижение изначальной пустоты, свободной от всех явлений, которая являет собой чистое сознание, и есть истинное наполнение. Перед лицом обусловленного существования сначала может возникать страх. В конечном счете, страх оказывается все тем же пустым сознанием».
К несчастью для Сигал, страх, который исчез, в итоге вернулся с новой силой (как и у Бернадетт Робертс). Она совсем прекратила появляться на публике, ушла в виртуальную изоляцию, хотя продолжала встречаться со знакомыми психотерапевтами (со временем выяснилось, что она в течение длительного периода страдала головными болями мигренозного характера). К удивлению многих, у нее начали восстанавливаться воспоминания о происходившем с ней в детском возрасте насилии. В 1997 году Сигал умерла от опухоли головного мозга.
13 комментариев
У знакомого водителя случился небольшой инсульт.
Когда после этого он садился за руль, ему казалось, что все машины на дороге едут на него.
Ходить он мог. Заниматься всякой мелкой работой мог. А вот водить уже не мог.
Мозг — весьма загадочная с непредсказуемая система…
Для меня — духовный — это добрый. Сочувствующий, сопереживающий, добрый. Не судящий, естественно.
Всё остальное — просто те ли иные признаки всеобщей болезни.
ИМХО.
Можешь ли ты быть уверен что твоё добро будет правильно понято?
Насколько твое добро является добром для всех? Может быть ты просто не осознаешь тех, для кого оно зло?..
Духовность всегда одинакова. И определяется она количеством того, что называют святой дух. Кстати, совершенно не информативное название :/
Невозможно быть добрым для всех форм, поскольку формы существуют благодаря разрушению друг друга… В этом сама суть развития дуального мира!
Нет выбора *оставаться в этой тишине или нет. Его просто нет.
Типа останусь ли я в ней или нет?
Сам вопрос не возникает, как быть этим, как быть в этом? и т.п.
Если ты уже это, то какие вопросы могут быть? Они снимаются автоматом :D