4 сентября 2022, 19:18
Хайку
Хайку — традиционный жанр японской поэзии, представляющий собой трехстишие в 17 слогов (5-7-5). Поэт, пишущий хайку, называется хайдзин. Одним из самых известных представителей жанра был и до сих пор остаётся Мацуо Басё.
Что касается слогового состава хайку, то к настоящему времени и среди переводчиков хайку, и среди авторов оригинальных хайку на разных языках сторонники соблюдения 17-сложности (и/или схемы 5—7—5) остались в меньшинстве; по общему мнению большинства теоретиков, единая слоговая мера для хайку на разных языках невозможна, потому что языки значительно отличаются друг от друга средней длиной слов и, следовательно, информационной ёмкостью одинакового количества слогов[4]. Современные хайку, написанные на европейских языках, обычно короче 17 слогов (особенно англоязычные), тогда как русские хайку могут быть даже длиннее.
В классическом хайку центральное место занимает природный образ, явно или неявно соотнесённый с жизнью человека. При этом в тексте должно быть указание на время года — для этого в качестве обязательного элемента используется киго — «сезонное слово».
Хайку пишут только в настоящем времени: автор записывает свои непосредственные впечатления от только что увиденного или услышанного.
Традиционное хайку не имеет названия и не пользуется привычными для западной поэзии выразительными средствами (в частности, рифмой).
Искусство написания хайку — это умение в трёх строках описать момент. В маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ на счёту, они приобретают особую весомость, значимость. Сказать много, используя лишь немного слов, — главный принцип хайку.
В сборниках хайку каждое стихотворение часто печатается на отдельной странице. Это делается для того, чтобы читатель мог вдумчиво, не торопясь, проникнуться атмосферой стихотворения.
Басе
Сорвался каштан –
и на миг умолкла цикада
в траве пожухлой….
Боте
В мире все повидав,
глаза мои снова вернулись
к белой хризантеме.
Сирао
О стрекоза!
С каким же трудом на былинке
ты примостилась!
Басе
Цикаду поймал,
Взглянул ей в глаза и понял –
подходит осень…
В комментариях я буду писать свои хайку.
63 комментария
После жаркого ветра (7)
Краснеет сразу (5)
Взглянул в глаза и вспомнил
Вальс осенней сказки
Взглянув на платье узнаю
Красивая рука
В ушах шелестит листва
Каштан на голову упал
Во всех моих карманах
Уж нет им места
Хайку своё бросайте (7)
Как лист кленовый (5)
Тонкую шею
В зеркале давно не вижу
Вареники из сакуры люблю
5-7-5 тут сложно получить 5-7-10 выходит.
Палёную саке мне (7)
Всюду светлячки! (5)
Как же хочется водки!!!
Чай предлагают.
Как невтерпёж-то!
Город огромен, красив,
Нет туалетов.
Труба дымит
Поёт в деревне путник.
Злобой весь раздираем.
Истине учит.
Рубашку порвал
На груди волосатой.
После дня трудового
Греет душу.
После дня огородного
Чай с вареньем.
Ждал и пришла…
Прозрачна глубина реки. Утром.
Смотрит в отражение
Голубая вода серебрится. Вечером.
Вы прекрасны!
Утром в семейных трусах
Пробегать трусцой
Чай с шиповником
Утекает словно время
Семь морей вкусны
За рамкой картин
Пения птиц не слышу
Там молчит ничто
Так вот, было это ещё в начале моего пути на этом ресурсе. Выпала я из сна в другую реальность и оказалась в прямоугольной комнате, по середине на всю комнату стоял стол, середину стола во всю длину делила на две половины типа стена с полками. Кругом было много исписанных листов типа в японском стиле. Я начала их разглядывать с интересом и взгляд остановился перед стоящим передо мной высоким, худощавым мужчиной. Он был одет в тёмную одежду, лицо его ничего не выражало и он был сосредоточен на писании чёрных каракуль на белом листе. Увидев меня, стоящую рядом он, так же хмуро произнёс- пошли со мной. А у меня прямо из глубины всплыло- нет.
Сидеть в склепе и удерживать внимание на непонятных иероглифах до конца существования физического тела, нет это не моё. Я конечно понимаю что в таком положении демонов рядом с тобой не будет, но и жизнь без света внутри это не моё. Я думаю что попав в этот мир, просто отиграй всё- если любишь- люби, если плачешь- то плачь, если радуешься, то радуйся. А самое главное обрети свет внутри царствия твоего и вокруг тебя. Ну а то что вокруг будут видны демоны… я ещё не решила чё с ними делать, наверное убивать не буду, пусть поживут в свете)))
Рябиновые бусы
Ещё вяжут во рту
Вишня отцвела
Помидоры завяли
Это осенний дзен
Но мир за миг стал другим.
Свет солнца из-за тучи.
Степь дымом укуталась
Ждёт теплоты
Потревожил червячка
В ведре поживёт
Ненасытный садхак
Заморил червячка)
Луна в глаза смотрит
Ночная смена
Степь дымом укуталась
Ждёт теплоты
Дождливый сентябрь
Море качая слёзы
Плача не слышит
Разрыли асфальт
Грязевой смузи месю
Таптю, таптаю
Грызу как мышка
Косточки абрикосы
Аж дождь не слышно
Паутины нить
Летит куда то туда
В даль где меня нет
Солнечный свет
Слепит глаза всё меньше
Хожу на ощупь
слегка позеленела
осенний дождь
слегка позеленела
осенний насморк
вновь ожили
мятный чай
Прохладу реки топчу. Вечером.
Вдох и выдох путаются под ногами.
Там на краю облаков
Теряют время
Посиделки до утра на кухне
Встречаю утро густым дымом окутан
В пустоту мои мысли текут
Вспоминаю: моя любовь, и мы с ней на берегу
Но это уже перебор
— Бабангида
Сам автор хайку не знает куда утянут мысли его читателя, не оставляя шанса идти с ним до конца произведения вместе. Как минимум в идеале хайку должен побуждать делать именно это без раскрашивания мира на черное и белое — хорошо и плохо. И только не жадный хайдзин позволяет оставаться читателю самостоятельным в своём выборе. Пусть и делая неверные выводы. Какие будут пресечения по пути с вектором хайку в мыслях читателя, никто заранее не знает. И это неизведанное хайдзина не пугает, а наоборот побуждает писать. Хайку лишь некий толчёк в мыслительное путешествие. Он не притча с уже готовыми выводами.
Хайку не думает за другого человека как тому жить и не навязывает свою картину мира. В нём нет принуждения. Это не поучительные истории в стиле «сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок». Это больше минимализм в стиле одного фрагмента цветной мозаики: Как собирать паззл читателю, хайдхин совсем не знает, не хочет знать и в это «бог его знает» он и толкает читателя. Ведь именно читателю собирать до полноты картину мира самостоятельно. Но хайку очевидно толкает это делать снова и снова. Конечно собранная картина мира читателя может сильно отличаться от побуждений и видений самого автора. Хайку лишь приглашает в путешествие, где приглашенный остается совсем один в своём путешествии, после отправления со станции Хайку № «такой то». И в конце каждый может найти что то сугубо своё, ни на что не похожее снаружи.
Но конечно же хайку на для каждого, сам читатель должен быть уже готовым отправиться в очень далекое путешествие. Так как у хайку нет конечной станции вообще.
haikai.ru/russian_haiku/
Хлопок одной ладони
Так себе коэн
Хлопок в тишине
Счастивая моль)
Хлопок одной ладони
Мертвая тишина)
Зажег свечи
Сидим в темноте вместе
Словно руки развели
Скоро в ведро
Исчезает в ночи
Потухла свеча
Записал то, что получилось
Получилось Хокку
Прилипает к подошве
Хожу как часы
Набрал в рот песка
Тяжеловато молчать
Навсегда на стене
Прощание с усопшим
Из усопших часов
Летаргический сон
сделал дело гуляй смело
непривязанность в *жертве такой выражается
а где-то разбрасывают части тел
мерзлые земли не сахар
помощь зверям и природе так выражается
кино начинается с рекламы
заканчивается титрами
сколько актеров с титрами
ты можешь вспомнить, упомнишь ли всех
кладбищем титры зовутся
:D
в *жертве такой выражается
Кукуха поехала
Куда то в декабрь
Тает во рту вкус пирога.
В капиллярах танцует кровь.
Кучу бабла
Деньги не пахнут
Наложил в штаны
Деньги на ветер