23 сентября 2022, 10:28
Дзэнга - искусство звука одной руки
Дзэнга (картинка в духе дзэн) — стиль японской живописи, связанный с практикой дзэн-буддизма. Эти метафорические или аллюзийные изображения, как правило, выполнялись чернилами, часто сопровождались каллиграфией, довольно наивно, абстрактно, иногда даже карикатурно. Их главной целью было передать самым простым и прямым способом идеалы дзен — примером может быть круг энсо, рисуемый в одно движение кисти.
Под влиянием дзэн выработалось своеобразное представление о психологии художественного творчества. Легенды рисуют художника, погруженного в глубокое созерцание; затем он начинает работать так быстро, «словно вихрь овладел его рукой»; кисти, со свистом рассекая воздух, сливаются в глазах пораженных наблюдателей в один туманный круг. За этими гиперболами стоит подчеркивание непосредственности и внезапности художественного вдохновения, которое мыслится по типу «сатори», просветления.
Полностью выразить свой замысел художник так же не рассчитывает, как мастер дзэн – объяснить ученику словами свое видение жизни. Но он не остается безмолвным, находит язык намека, требующий от зрителя активного сопереживания.
Если мы осознаем какое-то намерение в наших движениях, мы не свободны. Быть свободным означает бесцельность, что, конечно, не значит распущенность. Идея цели – это нечто, вложенное человеческим умом в некоторые виды движений. Если намерение слишком очевидно в произведении искусства, искусства тогда больше нет; так называемое искусство становится машиной или рекламой. Красота исчезает, уродливые человеческие руки делаются слишком заметны. Реальность в искусстве состоит в его безыскусственности, то есть бесцельности.
Для такого художника каждый мазок его кисти – акт творчества, и его нельзя проследить до истока, потому что он никогда не допускает повторения. Если каждый мазок его кисти абсолютен, как может быть повторена вся постройка, вся композиция, – синтез всех его мазков, каждый из которых был направлен к целому?
Таким же образом, каждый миг человеческой жизни, – в той мере, в какой он стал выражением внутреннего существа, изначален, творится из ничего и не может быть восстановлен. Каждая индивидуальная жизнь есть великое произведение искусства. Сумеет или не сумеет человек сделать его превосходным, неподражаемым шедевром, зависит от степени его понимания — шуньяты, действующей в нём самом.
Должно стать ясно, что то, что мы есть в самом глубоком и субстанциональном слое нашего бытия, никогда не будет определенным актом знания. То, что мы можем знать – только относительные аспекты чего-то. Пробуждение – это не знание того, что есть реальность.
Как бабочка подлетает к вновь посаженному цветку,
Бодхидхарма говорит: я не знаю.
Пробуждение – это знание что не есть (подчиненное нами) реальность. Это значит не отождествлять себя с любым объектом знания. Такое «понимание шуньяты» и мыслится как источник всех видов творчества. Дзэн первичнее логики, толкает человека в духовную пустоту, разрушает образы мира, созданные традицией – в том числе религиозной – и таки образом провоцирует, вынуждает творческий акт. Этот акт может быть религиозным, эстетическим (художественным) или нравственным (шагом в становлении личности), или и тем, и другим, и третьим вместе. Первичный творческий толчок, вырастающий из сознания пустоты, из переживания неописуемой целостности бытия, действует до религии в точном смысле этого слова и создает её так же, как другие формы человеческой культуры.
Как может художник проникнуть в дух растения, которое он хочет нарисовать? Секрет в том, чтобы самому стать растением. Но каким образом человек может превратиться в растение?
Метод заключается в том, чтобы изучать растение духовно, с умом, тщательно очищенным от его субъективного, сосредоточенного на себе содержания. Это означает держать ум в унисоне с пустотой, посредством чего человек, созерцающий предмет, перестает быть человеком вне предмета и преображается в сам предмет.
Отождествление делает художника способным почувствовать биение одной и той же жизни, одушевляющей и его, и предмет. Это именно имеется в виду, когда говорят, что субъект растворился в объекте, и что когда художник начал свою работу, то не он, а предмет сам работает, и кисть, рука и пальцы художника становятся послушными духу предмета. Предмет сам рисует свою картину. Дух видит себя отраженным в себе. Это полное тождество с собой.
Литература:
imwerden.de/pdf/pomerants_nekotorye_techeniya_vostochnogo_religioznogo_nigilizma_2015.pdf
Под влиянием дзэн выработалось своеобразное представление о психологии художественного творчества. Легенды рисуют художника, погруженного в глубокое созерцание; затем он начинает работать так быстро, «словно вихрь овладел его рукой»; кисти, со свистом рассекая воздух, сливаются в глазах пораженных наблюдателей в один туманный круг. За этими гиперболами стоит подчеркивание непосредственности и внезапности художественного вдохновения, которое мыслится по типу «сатори», просветления.
Полностью выразить свой замысел художник так же не рассчитывает, как мастер дзэн – объяснить ученику словами свое видение жизни. Но он не остается безмолвным, находит язык намека, требующий от зрителя активного сопереживания.
Если мы осознаем какое-то намерение в наших движениях, мы не свободны. Быть свободным означает бесцельность, что, конечно, не значит распущенность. Идея цели – это нечто, вложенное человеческим умом в некоторые виды движений. Если намерение слишком очевидно в произведении искусства, искусства тогда больше нет; так называемое искусство становится машиной или рекламой. Красота исчезает, уродливые человеческие руки делаются слишком заметны. Реальность в искусстве состоит в его безыскусственности, то есть бесцельности.
Для такого художника каждый мазок его кисти – акт творчества, и его нельзя проследить до истока, потому что он никогда не допускает повторения. Если каждый мазок его кисти абсолютен, как может быть повторена вся постройка, вся композиция, – синтез всех его мазков, каждый из которых был направлен к целому?
Таким же образом, каждый миг человеческой жизни, – в той мере, в какой он стал выражением внутреннего существа, изначален, творится из ничего и не может быть восстановлен. Каждая индивидуальная жизнь есть великое произведение искусства. Сумеет или не сумеет человек сделать его превосходным, неподражаемым шедевром, зависит от степени его понимания — шуньяты, действующей в нём самом.
Должно стать ясно, что то, что мы есть в самом глубоком и субстанциональном слое нашего бытия, никогда не будет определенным актом знания. То, что мы можем знать – только относительные аспекты чего-то. Пробуждение – это не знание того, что есть реальность.
Как бабочка подлетает к вновь посаженному цветку,
Бодхидхарма говорит: я не знаю.
Пробуждение – это знание что не есть (подчиненное нами) реальность. Это значит не отождествлять себя с любым объектом знания. Такое «понимание шуньяты» и мыслится как источник всех видов творчества. Дзэн первичнее логики, толкает человека в духовную пустоту, разрушает образы мира, созданные традицией – в том числе религиозной – и таки образом провоцирует, вынуждает творческий акт. Этот акт может быть религиозным, эстетическим (художественным) или нравственным (шагом в становлении личности), или и тем, и другим, и третьим вместе. Первичный творческий толчок, вырастающий из сознания пустоты, из переживания неописуемой целостности бытия, действует до религии в точном смысле этого слова и создает её так же, как другие формы человеческой культуры.
Как может художник проникнуть в дух растения, которое он хочет нарисовать? Секрет в том, чтобы самому стать растением. Но каким образом человек может превратиться в растение?
Метод заключается в том, чтобы изучать растение духовно, с умом, тщательно очищенным от его субъективного, сосредоточенного на себе содержания. Это означает держать ум в унисоне с пустотой, посредством чего человек, созерцающий предмет, перестает быть человеком вне предмета и преображается в сам предмет.
Отождествление делает художника способным почувствовать биение одной и той же жизни, одушевляющей и его, и предмет. Это именно имеется в виду, когда говорят, что субъект растворился в объекте, и что когда художник начал свою работу, то не он, а предмет сам работает, и кисть, рука и пальцы художника становятся послушными духу предмета. Предмет сам рисует свою картину. Дух видит себя отраженным в себе. Это полное тождество с собой.
Литература:
imwerden.de/pdf/pomerants_nekotorye_techeniya_vostochnogo_religioznogo_nigilizma_2015.pdf
5 комментариев
Давно я не ставил ничего рукой кроме подписи на документах. А тут сразу в моменте без каких либо предварительных тренировок вышло вот так. Спонтанно поймал хайку 5-7-5. Круг типа инь янь рисовал неотрывно от бумаги одним штрихом как бы спиралью. Хотел грязнее и больше. Завтра будет ещё один день. Конкретно в этом моменте я проявил себя вот так.