28 октября 2023, 21:10

Божественный свет

Можно ли видеть Божественный Свет? Как святитель Григорий Палама объяснил это?

На самом деле это водораздельный вопрос между западным и восточным христианством.

Недаром вторая неделя Великого поста, завершившаяся вчера, посвящена памяти святителя Григория Паламы, православного подвижника – исихаста.

Западные христиане считают Божественный Свет аллегорией. Восточные — фактом, являемым подвижникам Божьим, мистическим опытом человека.

Святитель Григорий Палама жил в 13-14 веках от Рождества Христова, на закате Византии. Родился в Константинополе. Подвижнической жизни предавался на святой горе Афон. Потом стал епископом Фессалоникийским.

Загадка о Боге, как Свете.
Святой в ранней юности задумался о словах Евангелия:

«Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир»(Ин.1:9).
Христа именуют по — разному: Любовь, Истина, Жизнь, Путь, Судья. Есть и такое имя: Свет.

Святой Григорий задумался о том, что видели три ученика Христовых на горе Фавор, когда Христос преобразился. Что это был за Фаворский Свет? Могут ли его видеть люди?
Сам святой Григорий Палама с молодых лет просил у Господа в молитве: «Открой мне свет, покажи мне свет». Считая себя, сердце свое темным (объективно, он жил праведной жизнью, был хорошо образован, но внутренне считал, что все это – ничто, что живет во тьме).

Святому открылся Свет, и было дано разумение для отстаивания в различных богословских спорах, которые велись по данной теме.

Три света, которые может видеть человек.
Святой Григорий сказал об этом:

Первый
это тварный (физический свет). От Солнца, от свечи, огня и других физических объектов.

Чтобы его видеть нужно иметь физическое зрение, глаза.

Второй — умственный свет. Ясность ума, понимания. Этот свет не похож на первый, но он есть. Он внутренний, воспринимается разумом, как умением мыслить ясно и видеть умом вещи, как они есть. Ясно понимать можно, когда есть ясный ум, разум.

Третий — Фаворский, Божественный, Свет. Святитель называет этот Свет Богом, Божественной энергией, в которой раскрывается Сам Бог. Этот Свет видит человек, когда сердце его чисто. Сердце, понимаемое православными исихастами, это не орган физический, но сердцевина существа человеческого. Этот орган еще именуют духовными очами или сердечными очами. У многих людей этот орган закрыт, они даже не догадываются о его существовании в себе.

Святитель говорит, что Самого Бога человек не может видеть, но Бог открывается ему Светом Божественным. Чистому человеку, духовно чистому. Этому способствует и покаяние, и умное делание, и Воля Бога. Не всякий готов принять этот Свет.

Загадка Фаворского Света
Святитель Григорий заметил еще одну важную вещь в загадке Фаворского Света, открывшегося 3 ученикам Христа. Христос всегда был Светом. В тот момент, на горе Фавор, Сам Христос не изменился. Очи духовные в тот момент, на миг открылись его ученикам. Они смогли увидеть Свет. Миг Света был для них. Потом дар исчез.

Моменты Света и Истины, Бог открывает каждому человеку, когда хочет спасти и дать подсказку. Человек в этот момент понимает всю картину происходящего ясно. В этот миг он видит духовыми очами (это больше, чем просто очами или очами разума). Потом Свет становится невидим. Долгое его видение может попалить и ослепить человека. Богу видней, как, когда и насколько лучше. Стоит довериться Ему. Человек ищет, открывает и дает видеть – Бог.

(по трудам святителя Григория Паламы: «Триады в защиту священно безмолствующих» и его жизнеописанию)
dzen.ru/a/YizGSMKwVT4g65p8?referrer_clid=1400&
  • нет

14 комментариев

Erofey
У парня в процессе практики начал работать третий глаз.
dervish
Этот орган еще именуют духовными очами или сердечными очами.
— ИМХО… Очи тонкого, иллюзорного тела… Прекрасное разъяснение… Благодарю…
Zemlyanin
У меня была забавная ситуация.
Один приятель, погружённый в православие, стал жаловаться, что перестал чувствовать Бога. Раньше — типа в каждом чириканье ощущал присутствие Божье. Теперь — как отключили.
Я скромно умолчал, что, например, в адвайте — Присутствие Бога — это в первую очередь — отсутствие «тебя», утешил его как мог, подбодрил… но его ситуация — просто чудо какая важная иллюстрация ко всей этой нашей возне.
«Для кого пришла эта мысль?» «Опять фраерок рулит?»:))…

Не знаю, что там у Григория Паламы. Наверное, надо быть православным-православным и точно следовать его учению.
А в нашей адвайте всё просто: есть «ты», нет Бога. Только — в лучшем случае — спецэффекты. Нет «тебя» — всё в порядке.
Erofey
Нет «тебя» — всё в порядке.
Кто же знает, что тебя нет и для кого все в порядке? :)))))
Zemlyanin
Привет, Саша.
Проблемы нашего человеческого языка, никуда от них. Пока ты «на кухне» — всё вполне адекватно, но стоит выйти за дверь… наш язык, увы… поэтому, наверное, приходится говорить притчами, метафорами и т.п. Хотя и они, как правило хромают… А шо делать?
Ладно, не скучай. Хорошего дня.
Erofey
:)))))) это не проблемы языка. Но этого не захочешь признавать.
Zemlyanin
Ты знаешь, я вообще-то весьма туповат. Так что — забудь всё, что я тебе наговорил. И — будь счастлив.
Erofey
Будет исполнено!:)
Zemlyanin
А я вот чё-то задумался: а зачем видеть Божественный свет? И вообще, чё это такое и зачем?

Это, может, из серии: «открыть третий глаз». Какой ещё третий глаз? Я двумя-то порой одно дерьмо только вижу, т.е. я двумя-то видеть не умею, какой тут ещё третий…
Erofey
Саша, видишь ты не дерьмо, а изображение.
«Дерьмо» это продукт интерпретации ума.
Изображение и интерпретация — совершенно разные вещи!

Что касается третьего глаза. Допусти, что ты начал реально видеть в качестве изображения, например, зоны повышенной радиации и ее влияние на организм человека.
Вот вошёл один человек в зону повышенной радиации и ткани его тела начали страдать, у него начали развиваться патологии. То есть ты можешь этого человека предостеречь от вредного воздействия.
А другому наоборот, радиация целительна в небольшой дозе. И ты можешь помочь ему решить проблему.
Расширение спектра восприятия расширяет возможности человека, увеличивает его знания о мире, то есть делает его сильнее. Знание — сила.
Zemlyanin
Привет, Саша. Спасибо за ответ.

Я, наверное, понимаю, о чём ты. И ты, конечно, прав.

Вот только… Похоже… мы используем две параллельные модели описания того, что есть. И они… как бы сказать помягче… совсем не совпадают.
Я больше об, извини за выражение:)) — об адвайте. Там — видеть Божественные Свет — как-то очень странно. Там — скорей — стать этим Светом, вспомнить, что ты и есть этот Свет. И став Им, ты не сможешь Его «видеть». Свет не может видеть Свет. Глаз не может себя видеть (есть такая метафора в адвайте).
А пока я замусорен (а я ой как замусорен), я вижу всяко разное дерьмо. Потом — возможно — очистившись — я буду видеть и какой-никакой Свет. Но когда я очищусь совсем (читай — растождествлюсь с эго), я ничего видеть не смогу. Я и буду Это.
Вот как-то так.
Выглядит моё изложнение, наверное, как-то странно. Ещё бы… Адвайта вообще странная вещь…
Erofey
В целом ты описал правильную модель.
Приближение к бытию светом имеет свои этапы.
Сначала ты его видишь как нечто внешнее, затем ты начнёшь различать его внутри себя...., а может быть это произойдет в другом порядке, все индивидуально… затем ты начнёшь воспринимать, что именно отделяет внутренний свет от внешнего… а там, глядишь, они и соединятся.
Но видеть, воспринимать зрительный образ, ты начнёшь обязательно.
Ну а пока этого не случилось, можно порассуждать о том, как воспринимает свет самое себя… Опытом это восприятие станет позднее. Лично я на эту тему не теоретизирую. Стану светом, всем покажу!:))))
Zemlyanin
Вот видишь, как славно «поговорили».
Без сарказма, без подначек, без директивных «наставлений». Благодарю. Хорошего вечера.
И Света, разумеется.