9 декабря 2023, 04:45

За самоотождествление и личность (из классики)

"… говорят **личность**, **личность**. А что такое самоотождествление в изложении Благословенного?"
"… пять совокупностей, подверженных цеплянию, были возвещены в качестве личности Благословенным. А именно: совокупность материальной формы, подверженная цеплянию, совокупность чувства, подверженного цеплянию, совокупность восприятия, подверженная цеплянию, совокупность волевых умопостроений, подверженная цеплянию, совокупность сознания, подверженная цеплянию."

Таким образом, условная личность, согласно наставлениям Будды, — это пять совокупностей, подверженных цеплянию.
Это ум и материя, которые проявляют себя в каждый момент во время контакта через шесть дверей чувств, в качестве физических движений, чувств и умственных состояний.
Если поток ума и материи не распознается в соответствии с реальностью таким, каким он есть: непостоянным, тягостным и безличным посредством прозрения, то возникает самоотождествление (цепляние или присвоение), приводящее к искаженному представлению об уме и материи, как о постоянных, приятных и составляющих самость, личность, индивидуальность.

Иногда полезно рассмотреть простой пример:
1. Глаз и видимый образ в момент видения представляют собой материальную совокупность.
2. Чувства, возникающие из-за видения, представляют собой совокупность чувств.
3. Распознавание видимого образа — совокупность восприятия.
4. Удержание внимания на видимом образе, с целью завершить процесс познания — это совокупность волевых умопостроений.
5. Возникновение сознания ума — это совокупность сознания.
  • нет

1 комментарий

Gross_Kino
Попадалось тут слово в обсуждениях употребляемое — «нама-рупа». По своей сути это означает объект сознания, то бишь то, на что оно опирается.
Можно добавить и как причину, то бишь без нама-рупы — никакого сознания нет.