19 марта 2024, 08:27
ноумен
Довольно часто на этом форуме используется понятие «ноумен»… Но в каком смысле? Что это? Вот его одно из общепринятых определений…
А что под ним понимают участники форума? Как ноумен соотносится с феноменом, процессом восприятия и познания?
НОУМЕН (греч. νοούμενον — мысленное, умопостигаемое), понятие идеалистич. философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена как объекта чувств. созерцания.
А что под ним понимают участники форума? Как ноумен соотносится с феноменом, процессом восприятия и познания?
13 комментариев
что в контексте не двойственных направлений,
то есть в метафизическом контексте,
такие термины к примеру как ум, сознание, осознание,
субъект, ноумен — понимаются иначе в сравнение
с тем как их трактуют в других направлениях.
Более того, важен опыт для полного понимания того,
о чем идет речь, так как понимание — это
прямое вне концептуальное постижение,
которое в принципе не может быть описано
с помощью речи — поэтому дело не в том как понимается термин,
а то на что он указывает, а это в метафизическом контексте
постигается различными методами,
одним из которых является «Пост Ума», «Разворот Внимания»,
самоисследование «Кто-Я»…
Если в двух словах:
Ноумен — это ОТСУТСТВИЕ
феномена и не-феномена,
то есть тотальное отсутствие всего что можно
определить существующем, в контексте
феноменального присутствия или отсутствия,
так как Ноуменальность — это измерение Абсолютного Присутствия,
и в контексте Пробуждения Ума применяется и
для обозначения в контексте феноменального аспекта,
как того что Ноуменально проявляется как видимая
феноменальность и в таком контексте,
Ноумен — это Прямое Воспринимание или Апперцепция.
В более широком смысле этим нужно заниматься,
изучать, применять в непосредственной жизни,
в Правильной Практике, хорошо понимать и иметь
корректное представление о том о чем идет речь,
получить результат — так как НОУМЕН невозможно
помыслить, представить, феноменально пережить.
Ну и конечно способности к метафизическому воспринимаю
— достаточно редкий случай,
хотя и ничего кроме Такого Воспринимания Нет.
А что такое «не-феномен»? Мышление к нему относится? " Отсутствие" также требует прояснения. Глубокий сон — это отсутствие всего?
А если сказать так: цель практики достигается при устранении омрачений… Что такое омрачения известно…
Этим термином можно определить Ноумен.
Можно в контексте противоположности феномен()не-феномен,
такие противоположности феномен-оба, так как могут,
быть восприняты феномен как присутствие,
не-феномен как отсутствие и это феноменально.
Не-Феномен в контексте Ноумен — невозможно воспринять,
ЭТО-ТО-ЧТО Воспринимает — САМО-ВОСПРИНИМАНИЕ.
Отсутствие в контексте Ноумен — это то, что Присутствует
как то, что невозможно воспринять как форму, то есть — феномен,
а это Само-Воспринимание.
Трактовать глубокий сон нет смысла,
потому как только мы начинаем его описывать
— это уже не глубокий сон. Но если без этого не обойтись,
то пробовать описывать в контексте отрицания как Отсутствие,
на мой взгляд более корректно, но с другой стороны
это отсутствие Присутствует Как Отсутствие.
Омрачения — Это «Омраченец»
Цель Практики не в коем случае
не дать «ему-омраченцу»
возможность «практиковать»
иначе это все тоже омрачение…
ноумен (knowmen) — люди знания, бесплотные, которые уже «есть» и знают всё
феномены — воплощенные, телом умом в плоть превращенные знания
тело ум знания представляет видит чувствует и ощущает и воплощает их
Дарк об этом, но мы же не на форумах современных магов!!!))) мы на форуме адвайты, есть свой язык, на нём и говорим.
.
каждый своими словами, подчеркивая важное для себя в своём видении
свои слова — слова которым сам безусловно веришь, которые чувствуешь и понимаешь
попытка свести всё в единый язык снизит широту охвата, приведет к однобокому «единому» взгляду
нужно просто учиться общаться, воспринимать и понимать чужие слова
Это позволит обогащаться расширяя свои слова
Бытие означает присутствие, а присутствие возможно только в настоящем, — невозможно присутствовать в уже-небытии прошлого или в ещё-небытии будущего. Быть – значит, быть в настоящем.
> Бытие — это всё, присутствующее в настоящем; это всёобъемлющее содержание настоящего.
(Нужно сказать, что настоящее бывает разным: есть «Теперь» — вневременной пограничный момент между прошлым и будущим, и есть «сейчас» — временной длящийся промежуток, называемый обычно «здесь и сейчас».
Соответственно разному настоящему бывает и разное бытие: Теперь-бытие и сейчас-бытие).
* * *
Поскольку воспринимается не внешний мир, а содержимое сознания, то очевидно, что понятие сознания тождественно понятию бытия, они синонимичны друг другу.
Всё то, что есть в настоящем: воспринимающий, воспринимаемое и восприятие — есть бытие, и оно же есть сознание. Кроме бытия-сознания, ничего нет. (Как ничего нет кроме гипотетического (до момента Его постижения) Бога, называемого в некоторых духовных учениях: «Бытие-сознание-блаженство»).
> Сознание – это всё, присутствующее в настоящем; это всёобъемлющее содержание настоящего.
* * *
Есть два вида бытия: Есмь Субъектное Бытие и есть объектное бытие.
> Есмь (пишется с прописной буквы) – характеристика присутствия ноуменального Субъектного Бытия. (Я Есмь, Субъект Есмь).
> Есть – характеристика присутствия феноменального объектного бытия и его восприятия. (Стул есть, человек есть, восприятие есть).
* * *
Сознание (которое было бы корректнее называть Осознанием – далее я скажу об этом) состоит из двух (в глубоком сне) или четырёх (во сне со сновидением и в бодрствовании) слагаемых:
1. Субъект (субъект сознания, Субъектное Бытие),
2. отношение Субъекта к самому себе (знание Субъектом своей бытийности),
3. Объект, имманентный Субъекту (объект сознания, содержимое сознания, объектное бытие),
4. отношение между Субъектом и Объектом (восприятие).
* * *
> Субъект (от лат. subjectus – несущий на себе, лежащий внизу, находящийся в основе) – тот, кто знает о своей бытийности и воспринимает внутриположное ему содержимое сознания (Объект), которое иллюзорно выносится вовне Субъекта и кажется Субъекту внеположным, противостоящим. Субъект всегда воспринимает только внутриположное ему содержимое сознания и ничего иного (никакой «внешний мир») он воспринять не может.
(Субъект лежит в основе содержимого сознания – как сновидящий лежит в основе сновидения, как экран лежит в основе проекции, как зеркало лежит в основе отражения. Субъект является несущей основой с наложенным на неё объектным бытием).
Синонимы: Я, Бытие, Ноумен.
> Объект — (от позднелат. objectum — предмет, расположенное перед; от лат. objicio — бросаю вперед, противопоставляю) — воспринимаемое Субъектом единоцелое содержимое сознания, ему имманентное и, вместе с тем, противостоящее.
Синонимы: не-Я, бытие, Феномен, содержимое сознания, сущее.
По словарям
Субъекту также противопоставляются:
— предмет («подразумевает метать (бросать) пред собой нечто»),
— представление («нечто противостоящее, поставленное пред собой»),
— проекция (от лат. projectio, букв. — бросание вперед, вдаль; вынесенное вовне).
Содержимое сознание изначально предстаёт единоцелым Объектом (Феноменом) — так воспринимает не имеющий ума новорождённый, но затем трансформируется умом в пространственно-временную реальность множества отдельных объектов (феноменов).
Субъект, в принципе, по определению, не может быть объектом, — он есть тот, кто воспринимает, а не то, что воспринимается. Он есть чистая ноуменальная субъектность без малейших следов феноменальной объектности. (И чистая абсолютная объективность без малейших следов какой-либо субъективности).
* * *
> Феномен (от лат. phainomenon — быть видимым, являться, казаться) – это противостоящий Субъекту Объект восприятия:
— обладающий свойствами, которые, так или иначе, могут быть восприняты,
— содержащийся в сознании, но кажущийся внешним по отношению к нему.
Феномен обладает признаком естьности, существования («существовать – значит, быть воспринимаемым») — он есть, существует, так или иначе воспринимается.
Теоретически, Феномен может быть:
— пребывающим в сознании сновидения,
— пребывающим в сознании отражением внешней по отношению к сознанию гипотетической материальной действительности («внешнего мира»), если она есть.
Синонимы: содержимое сознания, Нечто, Явление, бытие, существование, сущее.
> Ноумен (от лат. nus — ум, дух) – это Субъект восприятия, не обладающий никакими феноменальными свойствами, бытийствующий, но феноменально не существующий, и потому не могущий быть воспринятым.
Ноумен обладает признаком Есмьности (и знания этой Есмьности), но не обладает признаком естьности, существования. Он не есть никакое что, он есть Ничто.
Поскольку Ноумен не имеет никаких феноменальных признаков, по котором одного Ноумена можно отличить от другого, то он всего один.
Синонимы:
— Ничто, Пустота,
— Чистое Бытие, Бытие, Чистое Присутствие, Присутствие.
В Есмь-ности Ноумена не может быть никаких сомнений: может не быть Бога, материальная действительность может не существовать, оказаться иллюзией, но её восприятие бесспорно, и, значит, бесспорна Есмь-ность воспринимающего её Субъекта — Ноумена.
Вот такой парадокс – реальность существования видимого можно оспорить, а бесспорна реальность того, что в принципе нельзя увидеть, нельзя воспринять, поскольку оно является не воспринимаемым, а воспринимающим, не видимым, а Видящим.
Невидимый Видящий – это единственное, в реальности кого не может быть никаких сомнений. Это единственная реальная точка опоры, всё остальное может быть иллюзией.
* * *
Проще говоря, Ноумен, в своей чистоте, — это тот, кто смотрит глазами новорождённого, и, чтобы Само-осознать Себя Ноуменом, нужно, всего лишь на мгновение, вернуться в состояние созерцающего новорождённого, к чему нас и призывает всё прогрессивное человечество, в лице Иисуса Христа, Будды, Патанджали и всей доблестной когорты наших духовных учителей.
Само-осознать Ноумена в нирвикальпа самадхи это, конечно же, хорошо, но сахаджа самадхи, с точки зрения «невыносимого лёгкости бытия» всё-таки лучше. Аминь.
Уф…
Да, понимаю, уф…
Но супер всё, уф!!))
.
Аминь.
.