2 апреля 2024, 13:10
К вопросу духовного развития человека в традиции тибетского буддизма.
Не претендуя на «истину в последней инстанции», хочу поделиться своим пониманием этого сложного и интересного вопроса. Я не сертифицированный учитель буддизма тибета, лама или монах, принявший соответствующий обет, а простой искатель, которого рассматриваемая проблема интересовала давно. Поэтому не судите строго. Захотите задать вопрос или высказаться — милости прошу.
В теме основной линией будет упомянутая в заглавии концепция в связи с тем, что взгляды тибетцев на данную проблему мне представляются очень проработанными и глубокими. Хотя ассоциации с другими учениями я также буду использовать, чтобы прояснить некоторые туманные моменты. Считаю, что это допустимо, потому что различные религии и практики, оперирующие в данном вопросе зачастую разными понятиями и определениями, соотносят их с одним и тем же объектом — человеком. У нас есть «репер» — это главное. А всевозможные имена и указатели на него, хоть и важны, но второстепенны. Итак…
Начну с краткого пояснения тибетского ламы Еше сути вопроса…
«Итак, можно сказать, что тело существует одновременно на трёх уровнях: грубое, тонкое и очень тонкое, или тончайшее тело. Грубое тело состоит из плоти, крови, костей, пяти органов чувств и так далее.
Тонкое, или как ещё говорят ваджрное, тело включает в себя каналы и пребывающие в этих каналах энергии и капли, или тигле (санскр. бинду). По всему телу проходят тысячи таких тонких каналов. Для созерцания мы используем три главных канала: центральный канал, или авадхути, который проходит в нашем теле сверху донизу перед самым позвоночником, и два боковых канала — лалана и расана, расположенные по обеим сторонам центрального параллельно ему. В нескольких местах центральный канал ветвится, и от него в разные стороны отходят небольшие боковые каналы, или спицы, образуя чакры. Позже я расскажу о каналах и чакрах подробнее (см. главу 14).
Те энергии-ветры, о которых здесь идёт речь, — это не воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем, но совершенно особые тонкие «ветры», протекающие по нашим каналам. Они обеспечивают функционирование нашего тела и связаны с различными уровнями ума. В Тантре есть выражение «Ум едет верхом на ветре». Это означает, что наше сознание, оседлав ветры, движется вместе с ними по тонким каналам. Мы работаем с ветрами и учимся управлять ими во время созерцания внутреннего огня.
В состав ваджрного тела входит также тонкая подвижная энергия в виде красных и белых капель. По-тибетски эти капли называются тигле, но я предпочитаю использовать индуистский термин кундалини ввиду его универсальности. В тантрах эти капли называют также бодхичитта. Вообще-то, по-тибетски мы чаще говорим кунда табу чангсем (тиб. kun da lta bu byang sems), что переводится как «луноподобная бодхичитта». Красные и белые капли находятся одновременно во всех каналах, но в пупочной чакре преобладают красные женские, а в теменной — белые мужские капли. (В некоторых тантрических текстах эти капли кундалини называют божествами, и там говорится, что это даки и дакини танцуют по всей нервной системе.)
Третье, тончайшее, тело проявляется в момент смерти. После растворения четырёх первоэлементов-махабхути умирающий имеет три видения: белое, красное и чёрное, а после них возникает ясный свет смерти. Все вместе эти видения называются четыре шуньи, то есть дословно «четыре пустоты». Тонкие состояния сознания, постигающего эти четыре шуньи, сопровождаются энергией тонких ветров, самым тонким из которых является ветер, сопряжённый с умом ясного света и пребывающий в неразрушимой капле сердечной чакры. Этот тончайший из всех ветров и есть «очень тонкое тело».
Когда йогин восстаёт из переживания мудрости ясного света, тончайший ветер проявляется как иллюзорное тело. С достижением иллюзорного тела — а это очень высокая степень реализации — обретается полное единство тела и ума. У нас пока ещё нет правильного взаимодействия между телом и умом. У нашего ума свои энергии, а у тела — свои, и они не объединены друг с другом.
Освоение тонкого и очень тонкого тел помогает нам понять, что внутри нашего физического тела есть и другие тела, а значит, нам не стоит переживать о том, что наше грубое тело изнашивается и в какой-то момент вообще перестанет нам служить.»
…
«Ум, как и тело, имеет три уровня: грубый, тонкий и очень тонкий, или тончайший ум.
Грубый ум — это пять видов чувственного восприятия, которое осуществляет первичную, весьма ограниченную, грубую оценку явлений.
Тонкий ум включает в себя шесть коренных и двадцать вторичных омрачений-клеш, а в целом — все восемьдесят видов концептуального сознания. Эти виды ума являются тонкими в том смысле, что трудно уловить их характеристики и функции. Нам очень непросто разобраться в том, как такому уму удаётся выделить и удержать ту или иную концепцию, определяющую его вид, и как эта застывшая идея становится препятствием на нашем жизненном пути…
Третий вид ума — очень тонкий ум. Это ум ясного света, который неотделим от очень тонкого ветра в нерушимом тигле сердца. Каждый переживает это состояние тончайшего ума хотя бы раз в жизни — в момент смерти.
Тонкое тело и тонкий ум присущи не одним только учителям созерцания или духовным авторитетам. Они есть у всех. Практикуя дзогрим и развитие внутреннего огня, мы учимся пробуждать эти тонкие уровни нашего тела и ума, а затем используем их для достижения Пробуждения.»
Здесь уже есть над чем подумать и в чем разобраться…
В теме основной линией будет упомянутая в заглавии концепция в связи с тем, что взгляды тибетцев на данную проблему мне представляются очень проработанными и глубокими. Хотя ассоциации с другими учениями я также буду использовать, чтобы прояснить некоторые туманные моменты. Считаю, что это допустимо, потому что различные религии и практики, оперирующие в данном вопросе зачастую разными понятиями и определениями, соотносят их с одним и тем же объектом — человеком. У нас есть «репер» — это главное. А всевозможные имена и указатели на него, хоть и важны, но второстепенны. Итак…
Начну с краткого пояснения тибетского ламы Еше сути вопроса…
«Итак, можно сказать, что тело существует одновременно на трёх уровнях: грубое, тонкое и очень тонкое, или тончайшее тело. Грубое тело состоит из плоти, крови, костей, пяти органов чувств и так далее.
Тонкое, или как ещё говорят ваджрное, тело включает в себя каналы и пребывающие в этих каналах энергии и капли, или тигле (санскр. бинду). По всему телу проходят тысячи таких тонких каналов. Для созерцания мы используем три главных канала: центральный канал, или авадхути, который проходит в нашем теле сверху донизу перед самым позвоночником, и два боковых канала — лалана и расана, расположенные по обеим сторонам центрального параллельно ему. В нескольких местах центральный канал ветвится, и от него в разные стороны отходят небольшие боковые каналы, или спицы, образуя чакры. Позже я расскажу о каналах и чакрах подробнее (см. главу 14).
Те энергии-ветры, о которых здесь идёт речь, — это не воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем, но совершенно особые тонкие «ветры», протекающие по нашим каналам. Они обеспечивают функционирование нашего тела и связаны с различными уровнями ума. В Тантре есть выражение «Ум едет верхом на ветре». Это означает, что наше сознание, оседлав ветры, движется вместе с ними по тонким каналам. Мы работаем с ветрами и учимся управлять ими во время созерцания внутреннего огня.
В состав ваджрного тела входит также тонкая подвижная энергия в виде красных и белых капель. По-тибетски эти капли называются тигле, но я предпочитаю использовать индуистский термин кундалини ввиду его универсальности. В тантрах эти капли называют также бодхичитта. Вообще-то, по-тибетски мы чаще говорим кунда табу чангсем (тиб. kun da lta bu byang sems), что переводится как «луноподобная бодхичитта». Красные и белые капли находятся одновременно во всех каналах, но в пупочной чакре преобладают красные женские, а в теменной — белые мужские капли. (В некоторых тантрических текстах эти капли кундалини называют божествами, и там говорится, что это даки и дакини танцуют по всей нервной системе.)
Третье, тончайшее, тело проявляется в момент смерти. После растворения четырёх первоэлементов-махабхути умирающий имеет три видения: белое, красное и чёрное, а после них возникает ясный свет смерти. Все вместе эти видения называются четыре шуньи, то есть дословно «четыре пустоты». Тонкие состояния сознания, постигающего эти четыре шуньи, сопровождаются энергией тонких ветров, самым тонким из которых является ветер, сопряжённый с умом ясного света и пребывающий в неразрушимой капле сердечной чакры. Этот тончайший из всех ветров и есть «очень тонкое тело».
Когда йогин восстаёт из переживания мудрости ясного света, тончайший ветер проявляется как иллюзорное тело. С достижением иллюзорного тела — а это очень высокая степень реализации — обретается полное единство тела и ума. У нас пока ещё нет правильного взаимодействия между телом и умом. У нашего ума свои энергии, а у тела — свои, и они не объединены друг с другом.
Освоение тонкого и очень тонкого тел помогает нам понять, что внутри нашего физического тела есть и другие тела, а значит, нам не стоит переживать о том, что наше грубое тело изнашивается и в какой-то момент вообще перестанет нам служить.»
…
«Ум, как и тело, имеет три уровня: грубый, тонкий и очень тонкий, или тончайший ум.
Грубый ум — это пять видов чувственного восприятия, которое осуществляет первичную, весьма ограниченную, грубую оценку явлений.
Тонкий ум включает в себя шесть коренных и двадцать вторичных омрачений-клеш, а в целом — все восемьдесят видов концептуального сознания. Эти виды ума являются тонкими в том смысле, что трудно уловить их характеристики и функции. Нам очень непросто разобраться в том, как такому уму удаётся выделить и удержать ту или иную концепцию, определяющую его вид, и как эта застывшая идея становится препятствием на нашем жизненном пути…
Третий вид ума — очень тонкий ум. Это ум ясного света, который неотделим от очень тонкого ветра в нерушимом тигле сердца. Каждый переживает это состояние тончайшего ума хотя бы раз в жизни — в момент смерти.
Тонкое тело и тонкий ум присущи не одним только учителям созерцания или духовным авторитетам. Они есть у всех. Практикуя дзогрим и развитие внутреннего огня, мы учимся пробуждать эти тонкие уровни нашего тела и ума, а затем используем их для достижения Пробуждения.»
Здесь уже есть над чем подумать и в чем разобраться…
125 комментариев
Если честно, то очень много всего не понятного.
Есть общее, но много отличий от даосской модели.
Мне вот очень любопытно, почему?
Если практикующие разные направления расширяли спектр восприятия, то они должны были воспринимать одно и то же. Каналы, дань тяни, чакры…
В христианстве описания энергетической структуры человека вообще отсутствуют! Ну ладно, мистическая традиция.
Маги Мексики описывают яйцо, светящиеся нити, точку сборки (в изложении Кастанеды)
Даосы делают упор на три котла, хотя чакры опосредованно присутствуют.
Индусы на чакры.
Тибетская версия тоже отличается от остальных.
Вот с чего?..
Можно предположить несколько причин… Индивидуальные особенности видящего. Особенности интерпретации и изложения. Участие разных людей в описании опыта, в т. ч. многократное переписывание оригинала, который может насчитывать сотни лет…
Если ты не не работал с энергией, чакрами, каналами, то не реализуешь иллюзорное тело. Если не реализовал иллюзорное тело, то не раскроешь Ясный Свет. Если не раскрыл Ясный Свет, то не реализуешь Недвойственный Союз Ясного Света и иллюзорного тела(Иллюзорное тело Союза).
Ясный Свет — это только причина Просветлённого Сознания.
Иллюзорное тело Союза — это только причина Просветлённого тонкого тела.
Я так понимаю, ты не практиковал 6 йог Наропы или аналогичный метод?
Раньше добавлял пару связок из Сидерского. Но йога мне почему то не очень нравится.
Я вот эти термины не понимаю совсем.
Как там у Коренева? " Но я не понял, что конкретно ты имела в виду?" :))
Это был вопрос к автору топика (Sergeys). ;)
Тут нужно ориентироваться на метод.
Это результат одновременного пребывания в Ясном Свете и индивидуальном иллюзорном теле. Тогда индивидуальное иллюзорное тело растворяется в Ясном Свете и «рождается» новое тончайшее тело из наитончайшего Сознания Ясного Света и наитончайшей энергии. Его называют Иллюзорным телом Союза.
Тут нужно понимать, что иллюзорное тело — это Союз определённого уровня Сознания и наитончайшей энергии. А т.к. есть несколько уровней Сознания, отсюда несколько иллюзорных тел.
С иллюзорными телами разберемся, если не начнут очень дружеское и тотальное бомбометание. А то могут лишить физического раньше ;)))
Есть несколько видов переноса индивидуального Сознания:
1. В другое грубое тело
2. В тонкое(иллюзорное) тело
3. Растворение индивидуального Сознания в наитончайшем Сознании Ясного Света
6 йог Наропы — это Высшая йога-тантра:
йога энергии, йога иллюзорного тела, йога Ясного Света, йога сна и сновидений, йога бардо, йога переноса сознания.
Это из другой оперы.
… к исповеди неудачника.
Бейся головой от бетон, мороженная креветка… пока не поймешь что толку ноль.
Бейся.
Расккажи поподробнее об иллюзорном теле и Ясном Свете…
— в чем суть явления
— почему так называется
— как проявляется
— как переживается
— признаки реализации
— какую роль играет в просветлении
— как соотносится с грубым телом и место локализации, если есть.
Сознание и Энергия
Иллюзорное тело (Пустая форма)
Ясный Свет
и много чего ещё…
Поброди по сайту, почитай.
Если будут уточняющие вопросы, то задавай.
Побродил, почитал… По прочитанному вопросов нет. Но те, что сформулировал ранее — остались. Много писать необязательно. Четко, ясно, понятно, простым языком…
Здесь обсуждается концепция… Теория, а не практика. Для обсуждения практики этого вопроса целесообразно открыть отдельную тему, в которой и можно последовательно и подробно рассказать, как практически духовно развиваться в этой традиции или какой другой…
Если это вопрос ко мне, то я — это не он…
вы же видели мои фотографии!
И по какой причине был задан вопрос?
В связи с появлением мыслей тонкое тело фрагментируется, теряет свою целостность и непрерывность. Поэтому задачей духовного развития с технической точки зрения является устранение такой фрагментации и обретение однородности энергии. Именно этой цели и посвящены практики медитации и созерцания. Если они успешны, то опорным центром существования человека становится не голова, а сердце — очень тонкое тело и очень тонкий ум, спрятанные в сердечной чакре. И вместо мыслей энергия превращается в знание, поток божественного сознания, льющийся из центра. Это и есть просветление.
Задачей является — ввести кармические праны в центральный канал и преобразовать их в Пробуждённые праны, яды в Мудрость. Что и есть Самадхи. Сделать сие можно через сосредоточение. Есть 3 вида сосредоточения:
1. На объекте.
а) внешний объект
б) внутренний объект
2. На субъекте.
3. Одновременно на субъекте и объекте
В качестве внутреннего объекта может быть любая чакра (необязательно сердечная), либо центральный канал.
В христианском исихазме концентрировать внимание ниже середины груди не рекомендуют.
Видимо, опасались стимулирования жизненности и сексуальности, которые наблюдаются при практике нижнего котла.
Даосы начинают снизу, с живота. Действительно, сексуальное желание в этом случае становится ловушкой, через которую нужно пройти.
В то же время есть даосские школы, которые рекомендуют практику только верхнего котла.
И есть ещё один подход. Практика всех трёх котлов снизу вверх плюс центральный канал, соединяющий котлы.
Последний мне представляется наиболее полным.
Практиковать стоит одну систему.
Да и то вопрос, что ты успеешь напрактиковать, ведя социальную жизнь.
Было бы желание. ;)
Потом только 7 и 6, опять же сверху вниз.
И всё работает! Кармические праны входят в центральный канал и преобразуются в Пробуждённые праны.
А ты что то сильно озабочен темой Оскара… есть повод задуматься!
Стоит подумать, почему? К чему столько усилий? ;)
Но ты мудила и я тут не причем.
По своей истинной природе люди не такие, как ты себя чувствуешь
поэтому вся твоя тенденция опускать
при встерече вживую бог даст наебну сразу в нос… что б почуствовал Бытие живое… это твоя практика
Каплин, ты же тупое быдло, банальный моральный урод!
Хамоватое быдло должно знать, чем оно является! ;)
Наконец-то ты вскрылся! Вот и демоны полезли. Вот твоё истинное лицо. А то всё Богом прикрывался.
Но, ты не стесняйся, продолжай. Прояви себя по-полной! :))))))
В твоей интерпретации я — мудила по одной простой причине… Сам догадаешься? :)))
иудинеткогда да
Конечная цель — это очищение ума-энергии-тела. А ты идёшь по пути загрязнения ума-энергии-тела.
Неужели это так сложно понять и прочувствовать на своей шкурке? Ты вредишь сам себе своими мыслями-эмоциями-словами-действиями. И выдаёшь сие за некое преимущество. Ты мазохист? Тебе нравиться страдать?
У тебя совсем с мышлением траблы?
путь идет через меня
ослабь хватку… или жми, не мне решать
Не перекладывай ответственность за свои слова-действия с себя на мифического Бога. Ты будешь отвечать за всё, при чём по полной программе. «Я — не я, корова не моя» тут не прокатит. Никого ты уже не обманешь. Прикрыться красивыми идеями уже не получится.
Твоя голова засрана бредовыми концепциями.
Сочувствую.
Ты жалок…
Но, это не про тебя, к сожалению.
Ты ведёшь себя как животное.
Я, конечно, люблю котиков и собачек, но на полном серьёзе обсуждать тему любви, Бога, Бытия с бешенным псом, бросающимся на людей, не имеет смысла.
Для начала, стань Человеком, научись уважительно общаться, воспитай в себе морально-нравственные качества, а потом, возможно, поговорим.
Эволюционируй.
Но, твоя схема без опыта мертва. Нужно приступать к практике под руководством опытного Учителя. Иначе ты будешь блутать в потьмах миллион лет, выдавать одно за другое, промежуточную стадию за конечную. Ты никогда заранее не сможешь на интеллектуальном уровне понять, представить, как всё должно быть в итоге. Когда тебе действительно раскроется более тонкий уровень Сознания-Энергии в результате практики, ты будешь в шоке, ибо твоё представление не совпало с реальностью. Представление о том, как должно быть никогда не совпадёт с тем, как оно есть на самом деле. И каждый раз ты будешь в этом убеждаться.
И твоё нынешнее описание показывает, что у тебя нет опыта-переживания. Прекращай строить эти ментальные конструкции, переходи к практике. В процессе практики получишь опыт. И только потом будешь пытаться описать свой опыт. Потом, будешь пытаться осмыслить свой опыт. Потом будешь пытаться сравнить интерпретацию своего опыта с интерпретацией опыта признанных Мастеров.
Вот такая последовательность.
Уважаемые форумчане. Как по вашему, имеют ли «три тела Будды» какое-либо отношение к «трем уровням существования тела» обычного человека? И «три уровня ума» — это три ума или все же один?
Самбхогакая — Пребуждение к Аспекту недвойственному сознанию и содержанию
Дхармакая — Абсолютная недвойственность. Плод.
Самбхогакая — это Просветлённое тонкое тело
Нирманакая — это Просветлённое грубое тело.
Я бы сказал — чистое…
Выше я писал:
Просветлённое Сознание — это Дхармакая.
Если при жизни ты раскрыл Ясный Свет(самый тонкий уровень Сознания), ты живёшь в Ясном Свете, засыпаешь в Ясном Свете, то потом ты умираешь в Ясном Свете. И на самой последней стадии смерти раскрывается тот же самый Ясный Свет и происходит узнавание. Сие называют «встреча сына и матери». И если тебе удалось продолжить эту посмертную медитацию на Ясный Свет 1-3 дня, то считается, что Просветлённое Сознание реализовано. Это и есть Дхармакая.
Просветлённое тонкое тело — это Самбхогакая.
Это когда в Ясном Свете растворилось индивидуальное тонкое тело.
Если при жизни ты реализовал Иллюзорное тело Союза и пребываешь в нём всю жизнь, то грубое тело растворится окончательно, просто исчезнет. Такая реализация называется Самбхогакая.
Из этого Просветлённого тонкого тела потом эманируется, проявляется грубое тело. Это и есть Нирманакая.
А фантазии Дракона меня не интересуют, извини. Он не разбирается в этой теме, профанирует.
В той теме на ютубе я выкладывал текст Лонгченпы и Падмасамбхавы. В которых чётко, внятно и понятно объясняется эта тема. А Дракон будет спорить с Лонгченпой и Падмасамбхавой? :)))))))
Гордыня у него непомерная при малом опыте и понимании.
Я лучше прислушаюсь к Лонгченпе, Падмасамбхаве и другим признанным Мастерам.
А ты можешь слушать даже Деда Мороза. :))))) Ничего не имею против.
Может они описывают то, что вообще не имеет описания, поэтому как говорит Ренц «За собой надо подчищать».
А при жизни ближайшая проверка — это сон без сновидения. ;)
Есть определённая последовательность методов, стадий, ошибок, результатов.
Это и есть традиционное Учение.
Можно сверить свой Путь, что ты практиковал, какие ошибки допускал, какие стадии прошёл, какие результаты получил с тем, что описано достаточно подробно в традиционном Учении.
Вот сегодня стихотворение пришло:
Бог всезнающий милость к тебе проявил,
Сто заветных дверей пред тобой отворил.
Только двери в свой мир показать отказался,
Чтобы лоб ты случайно о них не разбил…
Джами
Когда говорят про «Милость на некой 9-й колеснице» — это просто не видят механизмов, как всё происходит. ;)
Например, прочтите текст: От Нирманакаи к Самбхогакае, а потом к Дхармакае
А потом прочтите мой комментарий.
Наставления умирающим йогинам
Смерть
Насколько уместно называть три тела триединой сущностью? Пока они все вместе — да. Но со смертью человека грубое тело распадается. И одна сущность исчезает… А как насчет второй? Разве обладает то, что остается от человека после смерти праной? Жизненной силой… Как-то сомнительно. Но в таком случае и вторая сущность отпадает. И никакого триединства не остается. Лишь один омраченный ум…
В зависимости от мира, куда уходит душа, она приобретает его, этого мира, энергию. А потом и соответствующее тело. И начинает новое существование. Отлично, если оно случится в мире людей. Терпимо, если в мире богов. А если в мире ада или голодных духов? Вот тогда страдание встанет во весь рост. И будет длиться долго… Всю жизнь, пока смерть снова не разлучит душу с телом…
Душа соответствует тому миру, в котором присутствует тело.
В процессе существования тела душа либо развивается, либо деградирует, а после разрушения тела оказывается в новом теле в мире с соответствующими условиями.
В буддизме понятия души вообще нет. Зато есть энергия и концептуальный ум, образующие тонкий уровень существования. Их единство, на мой взгляд, вполне «тянет» на душу. В таком смысле «грязная дуща» = «омраченный ум», а «чистая душа» = «чистый или не омраченный ум». Все стадии воплощения «души» описаны в Тибетской книге мертвых.
Исходя из этого, не концептуальный ум в форме не может существовать в принципе :/
Форма — это тело? Определяет, но не исчерпывает… Есть масса концепций, не связанных ни с какой формой. Грубый уровень и грубые формы — это одно, а тонкий уровень и тонкие формы — другое. А есть еще и очень тонкое… Грубые формы рождают тонкие, живущие уже своей жизнью и не связанные прямыми связями с грубыми. Феноменальный мир уже умер, а ум все еще его рассматривает…
Назови хоть что нибудь, не имеющее формы!
На основании чего сделано это утверждени?
Все связано со всем.
Тот факт, что ты не воспринимаешь этой связи, не означает ее отсутствия ;)
Ну, например, мелодия, аромат цветка, радость… Формой обычно называется вещь или объект, обладающий явными границами. То есть, граница обусловливает форму. А если границы нет?.. И вообще, именно граница является одной из главных причин иллюзии разделенности нашего мира. Кстати, есть такое древнее определение формы: форма — это пустота, а пустота — это форма… Как тебе такое?
На основании наблюдений. Материальный феноменальный мир по сути не существует. Он рождается и сразу умирает. Зато его отражение в уме довольно устойчиво. Мы с некоторыми одними и теми же идеями носимся всю свою жизнь…
Согласен
Я говорил о «прямой» связи, явной, когда отражение объекта в уме возникает в момент его восприятия.
Аромат — облако химических соединений — форма.
Радость — определенное количество соответствующих химических веществ в крови и активность облака конкретных нейронов в мозге — форма.
Это то, что мы можем выявить даже имеющимися в распоряжении человека средствами.
С чего это ты форму загнал в границы? Она может иметь плавно исчезающие границы! Банальное газообразное состояние вещества — форма.
Ты просто сузил понятие «форма» и, как следствие, получи «бесформенное». Это ошибка ;)
Каких ещё наблюдений? Для четкости наблюдения воткни гвоздь в руку и жди, когда он «умрет» :)))))
Многие связи просто не воспринимаются. Связь есть, а восприятия нет. Ну не хватает наша перцептивная система их. Ну слышишь ты инфразвук! А собака превосходно. Не видишь ультрафиолет, а сова видит!
Вот определение…
Собственно, я и исхожу из него. А вот форма как скандха…
Дай свое определение этого понятия. Иначе непонятно… В ту форму, как ты пишешь, можно загнать весь наш мир… Все связано со всем — форма…
Да, все мир — множество форм.
Чудаки от адвайты ищут бесформенное :))))))
И мысли имеют форму, хотя обычно человек не воспринимает мысли другого непосредственно.
Если ты выйдешь из тела, то начнёшь слышать мысли всех вокруг. А дальше и видеть образы, которые возникают в уме другого человека так же как кружку в его руках ;)
Не форм не существует.
Э-э-э нет… Тут другое. Это второе классическое определение формы, о котором я говорил ранее. О пустоте, как форме для всего сущего. Ум как раз из этой серии. Второе, то, что осознает первое — проявленное.
Про однородность ничего сказать нельзя.
Ибо если появился говорящий, то однородсть уже перестала существовать ;)
Вот такая неувязка :/
А как уже интерпретирует обособленный наблюдатель, это уже дело десятое.
Важно лишь то, что однородность разрушилась и превратилась как минимум в дуальность.
Правда, это только для тех, кто верит в Бога, в «чистые земли», в невыразимую мудрость бытия, раскрывающего свои секреты перед ними. Остальные же… Что ж… Будут продолжать крутиться, радоваться или печалиться и мечтать о счастье, которое вот-вот уже виднеется из-за ближайшего поворота… Да вот, незадача, снова скрылось вдалеке…
Если он сделает это лишь на уровне концептуального ума, то он попадает в расщепленное состояние, где может натворить бед. В предельном случае убить себя. Преодолевая расщепленность и двигаясь к истинной целостности, такой человек должен все время заземляться или, как говорят в Дзогчене, сохранять присутствие. Только так можно оставаться в этом мире, будучи не привязанным к нему…
Если объект — живое существо, то довольно легко понять, как он себя чувствует. У другого человека это можно даже спросить…
Да, так устроено восприятие. Так устроен мир. И с этим мы ничего не можем сделать. И не надо… Проблема не в этом, а в том, что с этим восприятием происходит потом. Ты либо даешь этому потоку литься сквозь тебя, либо манипулируешь им. И вот здесь и лежит наш выбор, который и определяет качество жизни сейчас и, как нам говорят духовные традиции, потом…
«Сказать, что нечто существует, — это значит сказать, что оно попросту выполняет какие-то функции, то есть условно что-то там делает, не более того. Это нечто преходяще, и оно функционирует… Ткань обладает относительным существованием, потому что имеет набор качеств и выполняет ряд функций. Её можно потрогать, купить, в неё можно высморкаться, наконец, можно взять и выбросить её на помойку.»
Вот так. Можно сказать помягче. Существование — это проявление. То, что проявлено — существует… Все…
Электромагнитное поле, например. Тем не менее оно существует и люди даже научились им пользоваться. Как быть с этим обстоятельством?
Кроме того человек не научился воспринимать динамические системы, существенно превосходящие человека в пространстве и существующие в ином временном диапазоне.
Например, мы не в состоянии воспринимать как целое машиностроительное предприятие, хотя это гигантский живой организм. Муравейник или термитник мы тоже не воспринимаем.
Как мы воспринимаем планету на которой живём? Органами чувств как плоскость. Лишь удалившись на заметное расстояние мы можем наблюдать сферу. Но спираль сложной формы мы воспринять не можем, она существует в ином временном интервале наблюдения...:/