6 ноября 2024, 14:46

За замысловатую картину

"...-Вы видели странствующую картину?
— Да, высокочтимый.
— Монахи, эта замысловатая странствующая картина, вымышлена умом. Поэтому монахи, ум еще более сложный, чем даже самая замысловатая странствующая картина."
Упомянутая здесь странствующая картина (чарана-читта), так называется потому, что брахманы, именуемые сангхами, брали ее с собой в путешествие для того, чтобы проповедовать свои учения.
Для демонстрации действия каммы, на холсте были нарисованы замысловатые изображения хороших и плохих сфер существования. Во время странствий они носили их с собой, чтобы показывать людям, что если человек совершит эту камму, то получит такой результат, если же он поступит иначе, то результат будет вот таким.
Такая замысловатая картина создана благодаря воображению, но ум еще более сложен.
Для начала нужно придумать, что изобразить, разработать эскиз картины, а уже потом, подключив воображение рисовать.

"… поэтому монахи следует рассматривать свой ум так — долгое время этот ум был омрачен страстью, отвращением и заблуждением.
Монахи, посредством загрязнения ума, существа загрязняются, посредством очищения — очищаются.

Разнообразные мир животных.
"… я не вижу каких-либо существ, которые были бы настолько разнообразны, как те, что живут в мире животных. И даже они монахи стали столь разнообразными только благодаря уму. Поэтому монахи ум еще более сложный, чем даже это разнообразие существ в мире животных."

Здесь Будда отмечает, что невообразимое количество разновидностей существ мира животных, отражает многообразие прошлых камм, обусловивших перерождение в мире животных. Это множество камм происходит из огромного разнообразия жажды (танха), как умственного фактора.
Существа, рожденные представителями определенного вида, начинают вести себя в соответствии с ним… а разнообразие проявляется посредством разнообразия видов и обуславливается разнообразием камм.

***

… например, если в течении жизни вы совершите достаточно благоприятную камму для того, чтобы родиться человеком, то в случае потенциального созревания ее возможности, вы повторно родитесь человеком, с пятью совокупностями, подверженных цеплянию, которые свойственны человеческому роду.
Вот почему родители и дети обычно похожи друг на друга…

Многообразие характеров.
Например, вы встречаете людей с разными характерами.

… допустим кто-то совершал благую камму, был щедр, соблюдал 5 или 8 обетов (правил поведения), и/или медитировал. И все это вы делали с сильным желанием получения чувственных удовольствий, вы, возможно хотели быть богатым человеком или вы мечтали переродиться в мире девов, чтобы наслаждаться божественными удовольствиями.
Тогда, если в следствии этой благоприятной каммы, вы перерождаетесь человеком, то у вас будет сильное желание наслаждаться чувственными удовольствиями и у вас будет страстный характер.
… вы также могли совершить хорошую камму, испытывая при этом отвращение. Например, вы сделали подаяние, с неким раздражением. Быть может вам не понравились окружавшие вас люди или не понравилась предмет дарения и тп Вы также могли соблюдать 8 правил поведения с неприязнью, раздражаясь, что вам нельзя есть после полудня или потому, что вам скучно оттого, что вы не смотрите телевизор.
Тогда, если в следствии этой благой каммы, вы перерождаетесь человеком, у вас будет гневный характер, вы будете довольно вспыльчивым и скучающим.

… быть может, вы совершили благую камму, например преисполненные самомнением…
Тогда у вас будет тщеславный характер. Вы все время будете сравнивать себя с другими.
Тоже самое правило можно применить к тем, кто обладает завистливым или ревнивым нравом.
А невежественный характер мог возникнуть в следствии совершения благой каммы без понимания этого закона. Без понимания того, что эта камма может стать причиной перерождения.
С другой, стороны вы могли совершить благую камму, с твердой верой в этот закон и его результаты, в три драгоценности..
Тогда у вас будет преданный характер.
Вы также могли совершить хорошую камму с большой доброжелательностью…
Тогда у вас может быть доброжелательный характер.

***
Итак, представим, что в одной из прошлых жизней вы совершали пожертвования, хорошо понимая закон каммы. Эта камма может дать результат в виде перерождения в мире людей или божеств. Эта камма может стать опорой для достижения ниббаны.
Возможно, вам даже удалось развить сильную и мощную мудрость, такую, как знание прозрения. Вы даже могли практиковать медитацию прозрения в отношении ума, материи… получателя, в отношении материальных элементов подношения и в отношении собственного ума/материи.
Тогда, если благодаря этой благой камме вы перерождаетесь человеком, то у вас будет мудрый характер и проницательный ум.
И, если каммическая потенциальная возможность включает в себя знание прозрения, такое, как знание беспристрастности в отношении формаций, то вы будете обладать очень сильной и мощной мудростью, необходимой для достижения ниббаны.
И, если вы практикуете медитации самадхи и випассаны, то вскоре сможете понять четыре благородные истины.

***
Принимая во внимание роль, которую играет ум, Будда говорит:
Поэтому монахи следует часто рассматривать свой собственный ум так: долгое время этот ум был омрачен страстью, отвращением и заблуждением.
Монахи, посредством загрязнения ума существа загрязняются, посредством очищения ума существа очищаются.
...

П. А. Саядо «Действие каммы»
  • нет
(1):  Vit7

3 комментария

Gross_Kino
немного об уме и действии
sergiy
Об уме всё понятно)
Монахи держат в уме все камы и калы)
Вы же не монах! Действуйте!
Gross_Kino
конечно нет (не монах),
это просто буддийский склад ума.

Вплоть до архатов и миряне последователи были и есть, это как плот (учение), вот и все.
Кому что подходит.
Здесь все четко и ясно, целостно. Что к чему и почем. У «других» такого мной не было замечено, все разбросано и тд.
Но это не значит, что кому-то может и не подойти «другое».

Просто могу сказать, если спросят, то со стороны той же Дхаммы многое ложно конечно и т.д. Начиная с неверных взглядов и далее.

Обычно не зачем говорить), идем, как идем все.

Любому думаю очевидно, что гнев/недоброжелательность это не есть здраво, например.

Здесь со своим умом прежде всего работа, а это только каждый сам может осуществить. Тот же Будда, как пример, лишь указал путь. Идти или нет, все-равно каждому самому.