11 часов назад
Джада, Савикальпа, Нирвикальпа самадхи. Парамаханса Йогананда
Самоосознание вначале приходит как временное пробуждение, длящееся столько, сколько погрузившийся в глубокую медитацию йог находится в состоянии самадхи, достигаемом после успешного подчинения (посредством практики пранаямы) энергии жизни и переориентации ее, вместе с сознанием, с органов чувств на божественное внутреннее состояние сознавания души и Бога. По мере углубления и расширения йогического самадхи Самоосознание становится постоянным состоянием.
Достижение самадхи (единения с Богом) — единственный метод, которым можно полностью победить эго.
Еcть разные степени Самоосознания (единения с Богом). Вначале в сверхсознании осознаётся единство эго и души. Затем, в состояниях Сознания Христа (Кутастха-чайтаньи) и Космического Сознания достигается единение души с Духом.
Различной глубине состояний осознания отвечают разные уровни самадхи, в которых обретается вышеупомянутый опыт. Грубо говоря, есть три вида самадхи: джада-самадхи (бессознательный транс), савикальпа-самадхи (осознание Духа и игнорирование волн тварного мира) и нирвикальпа-самадхи – высшее состояние: одновременное восприятие океана Духа и мира – волн в океане.
Джада-самадхи (бессознательное каталептическое состояние) для духовных целей бесполезно: оно не может трансформировать материалистичное сознание в духовное и просто на время подавляет активность эго и его сознание. Джада-самадхи (бессознательный транс) вызывается методами физического контроля, или своего рода психической анестезией, поддерживающей ум в состоянии пустоты, или надавливанием на определенные точки тела. В этом состоянии порабощенный чувствами человек получает не более чем временную приостановку бесконечного потока желаний, привязанностей и кармических долгов. Он не может ни приобрести мудрость, ни устранить семена дурных привычек и кармы – последствий поступков, совершенных в этом воплощении или в прошлых жизнях.
В преданиях Древней Индии есть история о факире, заклинателе змей, вошедшем в транс и упавшем в колодец. Со временем колодец высох и наполнился грязью. Бездвижное тело погребенного в колодце человека покоилось на дне в целости и сохранности. Спустя сотни лет жители деревни, чистившие старый колодец, нашли факира и с помощью горячей воды привели его в чувство. Едва придя в сознание, факир стал бранить окружающих, обвиняя их в краже музыкальных инструментов, с помощью которых он заклинал змей. Столетия бессознательного транса ничуть не улучшили характер этого человека и не уничтожили посеянных в его сознании зерен дурных привычек. Джада-самадхи не может улучшить человеческую натуру.
Для состояния савикальпа-самадхи характерно отключение энергии жизни от органов чувств и поддержание сознательного отождествления с вечно блаженным Духом. В этом состоянии душа освобождается от эгоистичного сознания и осознаёт Дух, трансцендентный миру материи. Далее душа воспринимает огонь духовной Мудрости, который «прожаривает» (уничтожает) семена склонностей, привязывающих ее к телу. Душа медитирующего, состояние медитации и её объект – все сливается воедино. В океане Духа отдельная волна души медитирующего сливается с Духом. Душа не теряет самосознания, а просто перемещает его в сферу Духа. В савикальпа-самадхи ум сознаёт лишь глубины Духа, не воспринимая внешний мир. Тело пребывает в трансоподобном состоянии, однако сознание полностью восприимчиво к переживанию внутреннего блаженства.
В более высоком состоянии нирвикальпа-самадхи душа осознаёт свое единство с Духом. Эгоистичное сознание, сознание души и океан Духа видятся как сосуществующие. В этом состоянии йогу открыт как океан Духа, так и волны тварного мира. Индивид больше не считает себя «Джоном Смитом», связанным с конкретными жизненными обстоятельствами; он осознаёт, что океан Духа становится не только волной с названием «Джон Смит», но и волнами всех остальных жизней. В нирвикальпа-самадхи душа одновременно воспринимает как внутренние сферы Духа, так и наружный мир. Обожествившийся человек в состоянии нирвикальпа может выполнять свои материальные обязанности, не теряя при этом внутреннего единства с Богом.
Состояния савикальпа- и нирвикальпа-самадхи описаны в древнем индийском стихе:
В йоге савикальпа-самадхи
Ты потеряешь себя (эго) в Себе (Духе);
В йоге нирвикальпа-самадхи
Ты найдешь себя (эго) в Себе (Духе)
Человеческое эго поддерживает привязанность души к материи чередой мирских желаний и выпячиванием «индивидуальности» (особенностей) каждого человека, напоминанием об ограничивающих связях со страной, расой, национальностью, семьей, собственностью, личными характеристиками и т. д. Душе как отражению Духа необходимо проявить свою вездесущесть и всеведение. Самадхи напоминает душе о ее вездесущести. Таким образом, медитационные усилия по достижению самадхи являются путем к преодолению эго сознания.
В своей классификации медитативного самоуглубления Патанджали дает определение вышеупомянутым состояниям. В «Йога-сутрах» (1:17–18) сказано о двух основных категориях самадхи: (1) сампраджнята и (2) асампраджнята. Применительно к высоким стадиям осознания сампраджнята относится к савикальпа-самадхи («самадхи с различением») – божественному единению, в котором остается определенное отличие знающего от знания (как в случае осознания: «Ты и я – Одно»). Остается, в большей или меньшей степени, и множественность объектов Природы, тогда как в асампраджнята-самадхи все виды дифференциации растворяются в едином Духе. Сознание переходит от «Ты и я — Одно» к «Я есмь Тот, кто принимает форму этого малого „я“ и всего остального». Это не пустозвонство эгоиста, страдающего манией величия («Я Бог!»), а полное осознание абсолютной истины: единственной Реальностью является Бог. Таким образом, асампраджнята в абсолютном определении есть нирвикальпа-самадхи («самадхи без различения») — состояние высшей йоги (единения), которого достигают полностью освобожденные святые или те, кто стоит на пороге свободы души.
Стадии медитативного самоуглубления. Парамаханса Йогананда
Достижение самадхи (единения с Богом) — единственный метод, которым можно полностью победить эго.
Еcть разные степени Самоосознания (единения с Богом). Вначале в сверхсознании осознаётся единство эго и души. Затем, в состояниях Сознания Христа (Кутастха-чайтаньи) и Космического Сознания достигается единение души с Духом.
Различной глубине состояний осознания отвечают разные уровни самадхи, в которых обретается вышеупомянутый опыт. Грубо говоря, есть три вида самадхи: джада-самадхи (бессознательный транс), савикальпа-самадхи (осознание Духа и игнорирование волн тварного мира) и нирвикальпа-самадхи – высшее состояние: одновременное восприятие океана Духа и мира – волн в океане.
Джада-самадхи (бессознательное каталептическое состояние) для духовных целей бесполезно: оно не может трансформировать материалистичное сознание в духовное и просто на время подавляет активность эго и его сознание. Джада-самадхи (бессознательный транс) вызывается методами физического контроля, или своего рода психической анестезией, поддерживающей ум в состоянии пустоты, или надавливанием на определенные точки тела. В этом состоянии порабощенный чувствами человек получает не более чем временную приостановку бесконечного потока желаний, привязанностей и кармических долгов. Он не может ни приобрести мудрость, ни устранить семена дурных привычек и кармы – последствий поступков, совершенных в этом воплощении или в прошлых жизнях.
В преданиях Древней Индии есть история о факире, заклинателе змей, вошедшем в транс и упавшем в колодец. Со временем колодец высох и наполнился грязью. Бездвижное тело погребенного в колодце человека покоилось на дне в целости и сохранности. Спустя сотни лет жители деревни, чистившие старый колодец, нашли факира и с помощью горячей воды привели его в чувство. Едва придя в сознание, факир стал бранить окружающих, обвиняя их в краже музыкальных инструментов, с помощью которых он заклинал змей. Столетия бессознательного транса ничуть не улучшили характер этого человека и не уничтожили посеянных в его сознании зерен дурных привычек. Джада-самадхи не может улучшить человеческую натуру.
Для состояния савикальпа-самадхи характерно отключение энергии жизни от органов чувств и поддержание сознательного отождествления с вечно блаженным Духом. В этом состоянии душа освобождается от эгоистичного сознания и осознаёт Дух, трансцендентный миру материи. Далее душа воспринимает огонь духовной Мудрости, который «прожаривает» (уничтожает) семена склонностей, привязывающих ее к телу. Душа медитирующего, состояние медитации и её объект – все сливается воедино. В океане Духа отдельная волна души медитирующего сливается с Духом. Душа не теряет самосознания, а просто перемещает его в сферу Духа. В савикальпа-самадхи ум сознаёт лишь глубины Духа, не воспринимая внешний мир. Тело пребывает в трансоподобном состоянии, однако сознание полностью восприимчиво к переживанию внутреннего блаженства.
В более высоком состоянии нирвикальпа-самадхи душа осознаёт свое единство с Духом. Эгоистичное сознание, сознание души и океан Духа видятся как сосуществующие. В этом состоянии йогу открыт как океан Духа, так и волны тварного мира. Индивид больше не считает себя «Джоном Смитом», связанным с конкретными жизненными обстоятельствами; он осознаёт, что океан Духа становится не только волной с названием «Джон Смит», но и волнами всех остальных жизней. В нирвикальпа-самадхи душа одновременно воспринимает как внутренние сферы Духа, так и наружный мир. Обожествившийся человек в состоянии нирвикальпа может выполнять свои материальные обязанности, не теряя при этом внутреннего единства с Богом.
Состояния савикальпа- и нирвикальпа-самадхи описаны в древнем индийском стихе:
В йоге савикальпа-самадхи
Ты потеряешь себя (эго) в Себе (Духе);
В йоге нирвикальпа-самадхи
Ты найдешь себя (эго) в Себе (Духе)
Человеческое эго поддерживает привязанность души к материи чередой мирских желаний и выпячиванием «индивидуальности» (особенностей) каждого человека, напоминанием об ограничивающих связях со страной, расой, национальностью, семьей, собственностью, личными характеристиками и т. д. Душе как отражению Духа необходимо проявить свою вездесущесть и всеведение. Самадхи напоминает душе о ее вездесущести. Таким образом, медитационные усилия по достижению самадхи являются путем к преодолению эго сознания.
В своей классификации медитативного самоуглубления Патанджали дает определение вышеупомянутым состояниям. В «Йога-сутрах» (1:17–18) сказано о двух основных категориях самадхи: (1) сампраджнята и (2) асампраджнята. Применительно к высоким стадиям осознания сампраджнята относится к савикальпа-самадхи («самадхи с различением») – божественному единению, в котором остается определенное отличие знающего от знания (как в случае осознания: «Ты и я – Одно»). Остается, в большей или меньшей степени, и множественность объектов Природы, тогда как в асампраджнята-самадхи все виды дифференциации растворяются в едином Духе. Сознание переходит от «Ты и я — Одно» к «Я есмь Тот, кто принимает форму этого малого „я“ и всего остального». Это не пустозвонство эгоиста, страдающего манией величия («Я Бог!»), а полное осознание абсолютной истины: единственной Реальностью является Бог. Таким образом, асампраджнята в абсолютном определении есть нирвикальпа-самадхи («самадхи без различения») — состояние высшей йоги (единения), которого достигают полностью освобожденные святые или те, кто стоит на пороге свободы души.
Стадии медитативного самоуглубления. Парамаханса Йогананда
10 комментариев
…
…
…
Вот об этом я и говорю, что самадхи нужно привнести в восприятие, в любую активность тела-речи-ума! И когда я спрашиваю:«Доступно ли вам прямо сейчас самадхи?», — это не хохма, а критерий продвинутости Йога.
Савикальпа и нирвикальпа — это Не с усилием и без усилия, а с различением и без различения.
Т.е. получается, что когда распознаёшь Природу яесть и раскрывается Я(Атман). При этом органы чувств выключены. Это савикальпа самадхи (самадхи с различением). Т.е. есть различие между Я и миром.
А когда привносишь самадхи в восприятие, в любую активность тела-речи-ума, начинается Йога Света, проходишь все уровни Света, раскрывается Изначальное-Чистое Сознание-Свет (Дух, Брахман). При этом различия между Я и миром исчезают. Это нирвикальпа-самадхи (самадхи без различения).
Ладно. Пусть будет так. Я называю сие Самадхи Изначального-Чистого Сознания-Свет, в котором нер разделения на Я и не-Я.
Всё равно от непрерывного самадхи вы не уйдёте, не спрячетесь!
В савикальпа-самадхи осознаётся единство эго(яесть) и души(Я, Атман). Это переживается как Чит-Ананда(Сознание-Блаженство). При этом восприятие органов чувств выключено.
Потом это Сознание-Блаженство нужно привнести в восприятие (видение). Начинается Йога Света, проходишь все уровни Света, раскрывается Изначальное-Чистое Сознание-Свет. Это единение души(Атман) с Духом(Брахман). Сат-Чит-Ананда.
Которое пока временно, но должно стать непрерывным.
Свами Криянанда_Высшие ступени йоги
Однако, когда термины сампраджнята и асампраджнята используются для описания не высоких, а начальных стадий Самоосознания, то сампраджнята — это обретаемый в медитации первый сверхчувственный опыт, тогда как асампраджнята представляет собой истинное самадхи (единение с объектом медитации). Можно сказать, что сампраджнята является тем начальным состоянием, в котором интуиция дает адекватное и полное знание об объекте, но это знание связано с тонкоматериальными инструментами восприятия и интерпретируется ими в процессе взаимодействия познающего, познания и познаваемого. Поэтому такое состояние иногда называют «сознательным самадхи», так как в нем внутренне активны (в своей чистой и утонченной форме) те природные способности, которые в обычном сознании направлены наружу: ум (манас), интеллект (буддхи), восприятие (читта) и эго (асмита).
Под асампраджнятой, напротив, понимается сверхсознательный опыт, дарованный чистой интуицией: прямое восприятие душой своего единства с объектом медитации; постижение, трансцендентное ко всем интерпретирующим инструментам и принципам Природы. Интуиция без каких-либо посредников ставит йога «лицом к лицу» с реальностью
«Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится… Теперь мы видим как-бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор 13:10,12)
Патанджали называет асампраджняту результатом санскар (отпечатков), оставшихся от сампраджнята-самадхи. Другими словами, регулярные старания углубить сампраджнята-медитацию приводят к трансцендетному асампраджнята-самадхи. Хотя первое из этих двух состояний называется «сознательным самадхи», было бы неверно назвать второе «бессознательным». Просто к асампраджнята-самадхи неприменима идея характерного для сампраджняты «адекватного и полного» знания: при тождестве знающего и познаваемого нет ничего, что можно было бы познавать
«Где есть подобие двойственности, там один обоняет другое, там один видит другое, там один слышит другое, там один говорит другому, там один мыслит о другом, там один познаёт другого. Но когда для него все стало Атманом, то как и кого сможет он обонять, как и кого сможет видеть, как и кого сможет слышать, как и кому сможет говорить, как и о ком сможет мыслить, как и кого сможет познать?» (Брихадараньяка-упанишада 2:4:14).
Йог становится объектом своей медитации. Его состояние далеко не бессознательное — это вершина сознания и просветления.
В «Йога-сутрах» (1:17) Патанджали выделяет в сампраджнята-самадхи четыре стадии: (1) савитарка («с сомнением»; «предположительное») — интуитивный опыт, окрашенный аргументацией сомневающегося ума; (2) савичара («с рефлексией, размышлением») — интуитивный опыт, сопровождающийся работой интеллекта; (3) сананда («с блаженством») — внутренний интуитивный опыт, интерпретированный читтой (восприятием, пропитанным блаженством); (4) сасмита («с индивидуальным „я“») — интуитивный опыт, переплетенный с чистым ощущением своего существования. Данные четыре стадии, наступающие после достижения самоуглубленности (пратьяхары), являются результатом глубокой концентрации (дхараны). Это сверхсознательное восприятие, ограниченное телом.
Когда четыре стадии сампраджняты одна за другой растворяются в более высоком состоянии, йог выходит за их пределы и погружается в асампраджнята-самадхи. Это происходит в глубокой медитации (дхьяне), во время которой концентрация (дхьяна) продолжительна и непрерывна. В таком случае объект медитации (некая концепция или аспект Бога) воспринимается как проявленный не только в теле, но и повсюду. За пределами описанных состояний, на высших стадиях Самоосознания, термины сампраджнята и асампраджнята тождественны терминам савикальпа- и нирвикальпа-самадхи.
Хотя в асампраджнята-самадхи присущие человеческому сознанию инструменты познания не задействованы, данное состояние не является бессознательным. Это вытекающее из Самоосознания прямое знание, чистая интуиция души. После преодоления индивидуального «Я» сознание отождествляется с наполняющим пространство эфирным звуком Аум. Блаженное сознание йога, выйдя за пределы малого тела и, став бесконечным, объемлет собой вездесущесть.
Согласно Патанджали, достичь высшего самадхи можно «глубоким медитативным упованием на (Господа) Ишвару» (1:23). «Его символ — Аум» (1:27). «Симфония» звуков Пранавы слышится в объединенном центре продолговатого мозга и Сознания Христа (аджня-чакре). Здесь йог достигает вершины савикальпа-самадхи. Он обретает полное познание Бога и Его созидательного аспекта, проявленного в виде звука Аум. «В начале было Слово (созидающий звук — Святой Дух, Аминь, Аум), и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1). Настроенность на Аум (на проявление Бога) возвышает сознание до имманентного Сознания Христа. Через Сознание Христа великие йоги входят в Космического Сознание высшего церебрального центра. «Никто не приходит к Отцу (Космическому Сознанию), как только через Меня (через Сына, Сознание Христа)» (Ин 14:6). В священных писаниях индуизма символом этих состояний «Святой Троицы» является Аум Тат Сат — энергия Святого Духа, Сознание Христа (Кутастха-чайтанья) и Бог (Космическое Сознание).
После того, как йог, достигнув высшего церебрального центра (сахасрары), войдет в Космическое Сознание и научится оставаться в нем, сколько захочет, ему будет дарован экстаз высшего недифференцированного состояния — нирвикальпа-самадхи.
Если йог воспринимает свое единение с Богом, пребывая в таких высоких состояниях, когда сознание поднято до центров продолговатого мозга (чистого сверхсознания души), межбровья (Кутастхи, Сознания Христа) и верхней части головного мозга (Космического Сознания), он постигает сампраджняту и асампраджняту соответственно как савикальпа-самадхи и нирвикальпа-самадхи.
В сампраджнята-савикальпа-самадхи восприятие Бога по типу савитарка не является «сомнительным» в негативном смысле; здесь имеет место благоговейное удивление: «Действительно ли это Господь — столь безмолвный и невидимый во Вселенной? Неужели Он наконец-то явился мне?» Савичара является проницательным распознаванием природы Бога в Его многочисленных аспектах и качествах: в Космической Любви, Блаженстве, Мудрости и так далее. Сананда приносит с собой вкус неописуемого блаженства, сопутствующего единению с Богом в Его вечной природе — вездесущем всеведущем и всегда новом Блаженстве. В состоянии сасмита йог воспринимает свое расширившееся «Я» в каждом атоме мирового пространства, причем его собственное тело пребывает в абсолютном покое, позволяющем сознанию, словно зеркалу, отражать все сущее. А когда йог утверждается в Космическом Сознании и сохраняет это состояние вездесущести и восприятия Бога даже по возвращении в телесное сознание и во время материальной деятельности, можно сказать, что он достиг асампраджнята-нирвикальпа-самадхи.